РА З УМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЯЗЫК
LANGUAGE AND REASONING
ДИФФЕРЕНЦИОННО-ИНТЕГРАЦИОННАЯ
ЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
Стр.1
ДИФФЕРЕНЦИОННО-ИНТЕГРАЦИОННАЯ
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
МОСКВА 2011
Стр.4
159.9
28.0
50
50
. . , . . . — .:
, 2011. — 496 ., . — ( .
Language and Reasoning).
ISB N 978-9551-0483-6
,
- ,
. . , . , . ,
. , . . , . . , .
.
,
: ,
, .
, ,
, , , , .
28.0
-
.
. .
- .
18.05.2011. 6090 1
.
/16
. 1,
. Times. . . . 31,0. 600.
« ». 1037789030641.
.: 95-952-60. E-mail: Lrc.phouse@gmail.com Site: http://www.lrc-press.ru
— «».
./: (499) 255-77-57, .: (499) 246-05-48, e-mail: gnosis@pochta.ru
( 10 18 .).
: , 2, . 1 ( « »)
ISBN 978-5-9551-0483-6
© , 2011
© . . . , . . , 2011
© , -, 2011
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
- / .
Стр.5
Содержание
От составителей
Н. И. Чуприкова
Всеобщий универсальный дифференционно-интеграционный
закон развития как основа междисциплинарной
парадигмальной теории Перспективы исследования
Ю. И. Александров
Развитие как дифференциация
А. В. Атемасов
О возможности экспериментального исследования способности
к выделению отдельных свойств объектов
Е. В. Волкова
Историко-культурное развитие предметного содержания химии
в свете общего универсального закона развития и представления
о когнитивных структурах, складывающихся в процессе
познания мира
Е. В. Волкова
Принцип дифференциации и представление
о когнитивных структурах в практике обучения химии
В. Д. Герасимов
Построение школьного курса математики на основе принципа
системной дифференциации
М. Г. Ковтунович
Реализация принципа системной дифференциации
в обучении физике через моделирование физических процессов
А. Д. Кошелев
О протоязыке и его трансформации в человеческий язык
(лексико-семантические аспекты)
А. Д. Кошелев
Экскурс Когнитивная природа и языковая функция
многозначных слов
А. Д. Кошелев
В поисках универсальной схемы развития
Н. П. Локалова
Применение закона системной дифференциации в построении
психологической программы когнитивного развития
младших школьников
7
11
49
71
83
97
113
143
155
183
217
235
Стр.6
6
Содержание
Н. П. Локалова
Интеллектуальный потенциал школьников в условиях
формирования системно-структурных основ когнитивной
деятельности на основе закона системной дифференциации
А. В. Никольская
Дифференционно-интеграционная схема
развития потребностей в эволюции психики
А. Н. Поддьяков
Отношения интеграции—дифференциации в развивающихся
системах и перспективы развития ортогенетического закона
Н. Н. Поддьяков
Доминирование процессов интеграции в дошкольном возрасте
С. Д. Пьянкова
Интеллект как самоорганизующаяся система
Т. А. Ратанова
Взаимосвязь когнитивной дифференцированности и
показателей интеллектуальных и специальных способностей
в зависимости от возраста и условий обучения
Ж. И. Резникова
Когнитивное поведение животных и его развитие в онтогенезе
Е. А. Сергиенко
Принципы дифференциации—интеграции и
континуальности—дискретности в онтогенетической перспективе
Е. Т. Соколова
Аффективно-когнитивная дифференцированность/
интегрированность как диспозиционный фактор личностных и
поведенческих расстройств
А. Т. Терехин, Е. В. Будилова, М. П. Карпенко,
Л. М. Качалова, Е. В. Чмыхова
Возрастные изменения когнитивных свойств мозга:
нейросетевой подход
Г. Г. Филиппова
Развитие психики в фило- и онтогенезе:
дифференционно-интегративный подход
М. А. Холодная
Структурно-интегративная методология
в исследовании интеллекта
Т. В. Черниговская
Nature vs Nurture в усвоении языка
247
269
287
303
317
331
349
387
415
435
449
469
479
Стр.7
От сОставителей
Предлагаемая вниманию читателей книга содержит расширенные
тексты докладов участников конференции «Теория развития:
дифференциально-интеграционная парадигма», состоявшейся в Москве
в феврале 2009 года, а также статьи некоторых других приглашенных
авторов. Данная книга — не просто сборник статей. По существу
— это коллективная монография, посвященная анализу и
обсуждению одной общей темы — универсальной дифференционноинтеграционной
теории развития и ее исходному принципу, который
состоит в том, что сложная большая развитая система никогда не складывается,
как из кирпичиков, из отдельных элементов. Она дробится
на элементы в процессе своего развития, расчленяется на все более
и более мелкие части со все более специфическим строением и специализированными
функциями. В центре внимания исследователей
содержание этой теории, возможности и перспективы ее применения
в научных исследованиях и практике. Предпосылкой проведения конференции
послужили книги Н. И. Чуприковой: «Психология умственного
развития: принцип дифференциации» (1997) и «Умственное развитие:
принцип дифференциации» (2007). В них было показано, что
в европейской философской, естественнонаучной и психологической
мысли, включая русскую, уже более 350 лет в трудах многих мыслителей
и ученых, в том числе гениальных и выдающихся, формулируется
как общий и универсальный закон один и тот же дифференционноинтеграционный
закон развития всех сложных органических и социальных
систем природы и общества (я. А. Коменский, г. гегель,
Ч. Дарвин, г. Спенсер, К. Бэр, В. С. Соловьев, И. М. Сеченов,
И. И. Шмальгаузен, К. Левин, Х. Вернер и др.). В названных книгах
содержится множество примеров действия данного закона в развитии
структур и функций мозга, в развитии разных психических и психофизиологических
процессов. Постепенно стал складываться небольшой
неформальный круг единомышленников, разделяющих основные
положения данного закона, высоко оценивающих его обобощающую
силу и применяющих его в собственных конкретных теоретических и
Стр.8
8
От составителей
экспериментальных исследованиях. Их доклады были заслушаны на
конференции и в расширенном виде составляют содержание данной
книги. Оно убедительно демонстрирует, что данный закон, который
можно назвать дифференционно-интеграционной парадигмой, уже
сейчас фактически объединяет исследователей и практиков, работающих
в таких различных областях как онто- и филогенез развития; психология,
психофизиология и нейрофизиология развития и обучения; семантика
и смысловая организация речевых единиц; клиника неврозов
и пограничных состояний; нейросетевое моделирование психических
функций; история развития научных знаний; педагогическая психология;
дидактика и методы обучения. Несколько особняком в монографии
стоит текст заслушанного на конференции доклада Т. В. Черниговской.
Он не касается напрямую дифференционно-интеграционной
парадигмы развития. В нем представлена обширная и весьма сложная,
а во многом даже противоречивая картина в области современных
исследований функций мозга, межполушарной асимметрии, закономерностей
работы языковой системы, генетических и средовых
факторов ее развития. Из текста статьи Т. В. Черниговской ясно видно,
насколько исследования названных и других близких вопросов
пока еще разрозненны и остро нуждаются в каких-то общих, объединяющих
принципах, которые могли бы помочь в упорядочивании и
систематизации огромного массива накопленных фактов и частных
теорий. Такие принципы пока не сформулированы. В выступлениях
участников конференции высказывались осторожные предположения
о возможности приложения принципов дифференциации и интеграции
к объяснению многих затронутых Т. В. Черниговской проблем.
В этом плане публикуемая статья Т. В. Черниговской — это своего
рода вызов дифференционно-интеграционной теории развития. Следует
иметь в виду, что дифференционно-интеграционная парадигма
в ее сегодняшнем виде представляет собой лишь начальный этап в
построении общей теории развития сложных систем. Она разрешает
лишь самую первую проблему: ч т о п р о и с х о д и т в п р о -
ц е с с е р а з в и т и я системы от одного, более простого состояния,
к следующему, более сложному? А именно: некоторая гомогенная /
диффузная целостность, первоначально присущая потенциальной системе,
дифференцируется на части, которые затем интегрируются в
систему. Теперь на передний план выдвигается следующая, интерпретационная
проблема: п о ч е м у п р е о б р а з о в а н и е г ом о г е н -
ной цело стно сти в систему частей в е дет к ее раз -
в и т и ю, т. е. к качественному расширению ее возможностей? Кроме
Стр.9
От составителей
9
того, требуют ответа еще два вопроса. 1) Ка к и м е н н о п р о и с -
х о д и т п р о ц е с с р а з в и т и я, каковы закономерности преобразования
гомогенной целостности в систему своих частей? является ли
этот процесс непрерывным или дискретным? Какие этапы проходит?
и 2) Ка к и е ф а к т о ры д в ижу т э т и м п р о ц е с с о м? ясно,
что дифференциация гомогенной целостности на части не произвольна
и подчиняется какому-то общему закону. В чем суть этого закона
и как он проявляется? Сколько-нибудь общих ответов на эти вопросы
пока нет. Применительно к сфере когнитивного развития человека некоторые
их них разбираются в статьях Н. И. Чуприковой, А. Д. Кошелева
и Е. А. Сергиенко. Интерес к дифференционно-интеграционному
закону развития расширяется. На него все чаще появляются ссылки в
психолого-педагогической литературе. На сайте научного электронного
журнала «Психологические исследования» был помещен отчет
о конференции с краткими аннотациями. После размещения материалов
в Интернет зарегистрировано более 48 000 обращений к ним. На
этом же сайте предполагается разместить и данную книгу. Составители
и авторы монографии надеются на широкое обсуждение публикуемых
материалов. Оно безусловно будет способствовать консолидации
взглядов на процессы развития ученых разных областей знаний, в чем
сейчас остро нуждается эта область исследований.
Н. И. Чуприкова,
А. Д. Кошелев
Стр.10