Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Русская германистика. Ежегодник Российского союза германистов. Т. VII (165,00 руб.)

0   0
АвторыБакши Н. А., Трошина Н. Н., Бабенко Н. С., Белобратов А. В.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц358
ID191287
АннотацияВ настоящий ежегодник включены тексты докладов седьмого съезда Российского союза германистов "Парадигмы в языке, литературе и науке", на которой были представлены исследования отечественных и зарубежных германистов - литературоведов и лингвистов. Ежегодник продолжает издание публикаций по материалам съездов, проводимых в рамках РСГ. Включенные в сборник статьи отражают проблематику, связанную с идеей рассмотрения объектов и явлений в терминах парадигмы. Материалы сборника дают представление о современных подходах, о возможностях и перспективах системного изучения немецкого языка и немецкой литературы в рамках парадигмальных построений.
Кому рекомендованоДля ученых-германистов, специалистов по истории отечественной германистики, литературоведению, лингвистике.
ISBN978-5-9551-0440-9
УДК80
ББК80
Русская германистика. Ежегодник Российского союза германистов. Т. VII : сб. статей / коллек. монография / ред.: Н. А. Бакши [и др.] .— Москва : Языки славянской культуры, 2010 .— 358 с. — текст на рус. и нем. яз. — ISBN 978-5-9551-0440-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/191287 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Пространственный поворот» в парадигме современных исследований художественного текста в Германии............. 34 <...> «Ответ литературным эмигрантам» Г. Бенна и отклики на него: парадигма художественности в условиях смены эпох ................. 91 <...> Франк Ведекинд: от парадигмы к парадигме и обратно ......... 96 <...> Смена парадигм художественности в литературном процессе: немецкоязычный экспрессионизм................. 105 <...> От инструмента до метафоры — грамматические парадигмы в экспериментальной поэзии....................... 219 <...> Религиозный код в антропоцентрической парадигме исследований языка и культуры (на примере концепта «Gott»)............... 237 <...> Исследование парадигматических отношений как основание для построения прототипической категории ‘Funktionsverbgefüge’........ 254 <...> А. В. Ерохин рассматривает такое важное явление, как «пространственный поворот», в качестве новой парадигмы современных исследований художественного текста в Германии. <...> В категориях парадигматики описываются определенные элементы поэтики у писателей разных эпох: так, Е. В. Бурмистрова рассматривает афористичность трагедии «Гëте», Н. И. Платицина — художественное пространство малой прозы Борхерта, а В. Н. Ахтырская — экфрасис в творчестве В. Г. Зебальда. <...> Парадигму образа художника в приложении к Веймарской республике рассматривает О. А. Дронова, и наоборот, о художнике, не вписывающемся ни в какую парадигму, пишет В. Д. Седельник (Франц Ведекинд). <...> Особая функция грамматических парадигм в экспериментальной поэзии обсуждается в статье Т. В. Гречушниковой. <...> Парадигматические отношения внутри отдельных языковых категорий рассматриваются в статях Н. В. Ушковой на примере прототипической категории ‘Funktionsverbgefüge’ и Т. В. Бурдаевой на материале сложного предложения и его функционирования в научно-популярных текстах. <...> Лингвокультурные и национально-специфические особенности языка и их проявление на уровне парадигматических отношений освещаются в статьях <...>
Русская_германистика_Ежегодник_Рос._союза_германистов._Вып._7.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Русская_германистика_Ежегодник_Рос._союза_германистов._Вып._7.pdf
VII ТОМ VII
Стр.1
      VII  
Стр.3
ПАРАДИГМЫ В ЯЗЫКЕ, ЛИТЕРАТУРЕ И НАУКЕ VII СЪЕЗД РОССИЙСКОГО СОЮЗА ГЕРМАНИСТОВ ТАМБОВ, 19—21 НОЯБРЯ 2009 ГОДА Организаторы: Н. В. Ушкова, И. А. Слетков (Тамбовский ГУ им. Г. Р. Державина) ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКВА 2010
Стр.4
 821.112.2.0  80  88 : . .  (.   ), . .  (.   ), . . , . . , . . , . . , . . , . , . . , . .   : . . . . .  (  ), . . . . .  (   )  88  :    . . 7. — .:   , 2010. — 360 . ISB N 978-5-9551-0440-9            «  ,   »,          —   .       ,    .      ,          .       ,               .  80 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 978-5-9551-0440-9 © , 2010   ©   , 2010
Стр.5
CОДЕРЖАНИЕ От редакции ............................................................................................................... 7 Литературоведение А. В. Белобратов. Парадигмы русских «Историй немецкоязычной литературы» ..................................................... 11 Г. И. Данилина. История науки как теоретическая дисциплина в концепции А. В. Михайлова ....................................................................... 26 А. В. Ерохин. «Пространственный поворот» в парадигме современных исследований художественного текста в Германии ............ 34 В. Г. Зусман, Т. Б. Сиднева. Барочная парадигма в музыкальном мышлении И. С. Баха: риторика и мистика ...................... 44 Т. М. Кудрявцева. Национальная литературная парадигма: casus Лихтенштейн .......................................................................................... 53 Е. В. Бурмистрова. Элементы афористической парадигмы в трагедии И. В. Гёте «Фауст» ......................................................................... 61 М. Б. Горбатенко. Иоганн Нестрой в России: непереводимость как жанрово-стилевая парадигма ................................... 71 E. Cheauré. Die Dichterin und der Tod. Elisabeth Kulman — Elisaveta Kul’man (1808—1825) Zu Paradigmen einer genderorientierten Literaturwissenschaft ......................................................... 78 С. В. Балаева. «Ответ литературным эмигрантам» Г. Бенна и отклики на него: парадигма художественности в условиях смены эпох ................ 91 В. Д. Седельник. Франк Ведекинд: от парадигмы к парадигме и обратно ........ 96 Н. В. Пестова. Смена парадигм художественности в литературном процессе: немецкоязычный экспрессионизм ................ 105 О. А. Дронова. Репортер, инженер или технический аппарат? Образ художника в культуре Веймарской республики ........................... 115 Н. И. Платицына. Художественное пространство войны и мира в малой прозе Вольфганга Борхерта .......................................................... 123 А. В. Елисеева. Жанровая парадигма календарной истории и творчество Оскара Марии Графа ............................................................. 131 Г. Г. Ишимбаева. Дилогия Г. Розендорфера о путешествиях Гао-дая в контексте классических травелогов ........................................................ 138 В. Н. Ахтырская. Экфрастическая парадигма в творчестве В. Г. Зебальда .... 143 М. В. Никитина. Ремифологизация как явление литературы .......................... 152 Т. Н. Андреюшкина. Немецкоязычный городской сонет в контексте литературно-исторических эпох ............................................. 158 Лингвистика Pavel N. Donec. Über die Gründe des «kulturellen Paradigmenwechsels» in den Geisteswissenschaften ........................................................................... 168 Л. И. Гришаева. Смена научных парадигм и преподавание лингвистических дисциплин на филологических факультетах ............... 175 Е. В. Милосердова. Прагматическая парадигма языка как отражение социокультурной ситуации в обществе ............................ 184 Н. Н. Трошина. Когнитивная парадигма в лингвостилистике .......................... 193 С. Г. Катаева. Изменения немецкого политического лексикона: парадигматический аспект исследования .................................................. 201 М. Р. Желтухина. Контрастивная метафорическая парадигма комического в политическом дискурсе ....................................................... 210
Стр.6
6 Cодержание Т. В. Гречушникова. От инструмента до метафоры — грамматические парадигмы в экспериментальной поэзии ...................... 219 Е. В. Зеленева. Ритуализованность с позиций когнитивно-дискурсивной парадигмы исследования.............................................................................. 229 Н. П. Дронова. Религиозный код в антропоцентрической парадигме исследований языка и культуры (на примере концепта «Gott») .............. 237 Н. А. Ганина. Смена парадигм в ономастиконе славянских князей Рюгена, Мекленбурга и Померании .......................................................................... 245 Н. В. Ушкова. Исследование парадигматических отношений как основание для построения прототипической категории ‘Funktionsverbgefüge’ ....... 254 Т. В. Бурдаева. Парадигма сложного предложения и его функционирование в научно-популярных текстах ......................... 262 Г. М. Васильева. Лингвориторическая парадигма в «Фаусте» И.-В. Гëте ......... 273 Л. А. Чистякова. Личностный дискурс интерпретации художественного текста и проблема доминанты ....................................... 283 Н. В. Муравлëва. Лингвострановедческий словарь в аспекте когнитивной парадигмы .............................................................. 291 Ю. М. Чикаткова. Антропоним «Hans» в немецкой литературе XX века ......... 300 А. В. Имас. КОФЕ в немецкой и австрийской лингвокультурных парадигмах.................................................................... 305 Р. С. Аликаев. Функциональный статус литературного языка и диалекта в немецкоязычной Швейцарии ................................................ 315 Рецензии А. Е. Лобков. Литературная концептология. Рец. на: В. Г. Зусман. Диалог и концепт в литературе. Литература и музыка. Нижний Новгород: Деком, 2001. — 168 с. ................................................ 324 Е. Е. Дмитриева. Не «странное сближение», но живой механизм культуры. Рец. на: И. Н. Лагутина. Россия и Германия на перекрестке культур. М.: Наука, 2008. — 342 с. .............................................................................. 328 Р. Ю. Данилевский. «Концепт индивидуальности» в творчестве И. В. Гёте. Рец. на: Кемпер Д. Гёте и проблема индивидуальности в культуре эпохи модерна. М.: Языки славянской культуры, 2009. — 384 с. Подлинник: Kemper D. Ineffabile. Goethe und die Individualitätsproblematik der Moderne. München, 2004. ....................................................................... 332 Ю. С. Лилеев. Рец. на: История австрийской литературы ХХ века: В 2 т. М., 2009—2010 / Отв. ред. В. Д. Седельник. Т. 1. 2009. — 632 с.; Т. 2 (1945—2000). — 576 с. ........................................ 336 Walter Methlagl. Рец. на: Tatjana Fedjaewa. Wittgenstein und Russland. Sankt Petersburg: Izdatelstvo pisatelej Duma, 2009. — 240 с. ...................... 340 Т. В. Кудрявцева. Рец. на: Н. В. Пестова. Случайный гость из готики: русский, австрийский, немецкий экспрессионизм. Екатеринбург, 2009. — 297с. 343 Г. И. Данилина. «Эстетика перевернулась»: интертекст русско-австрийского модернизма. Рец. на: А. И. Жеребин. Абсолютная реальность («Молодая Вена» и русская литература). М.: Языки славянской культуры, 2009. — 160 с. ...................................... 346 Н. С. Бабенко. Рец. на: И. И. Ревзин. Структура немецкого языка / Предисл. О. Г. Ревзиной. М.: ОГИ, 2009. — 400 с. — (Нация и культура: лингвистика / Научное наследие) ................................................................ 349 В. И. Карпов. Рец. на: D. Dobrovol’skij, E. Piirainen Zur Theorie der Phraseologie. Kognitive und kulturelle Aspekte. Stauffenburg Verlag. Tübingen, 2009. — 211 S. ............................................ 354
Стр.7
От РЕДАкцИИ Седьмой съезд Российского союза германистов, посвященный проблеме изучения парадигм в языке, литературе и науке, состоялся 19—21 ноября 2009 г. в Тамбове. В работе съезда приняли участие около 70 докладчиков из 26 городов России, а также коллеги из Германии, Швейцарии и Украины. Пленарные и секционные заседания проходили в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина. Президиум РСГ благодарен сотрудникам университета, взявшим на себя труд по организации и проведению съезда. В предлагаемом вашему вниманию седьмом томе «Ежегодника РСГ» публикуются доклады, прозвучавшие на съезде. Выбранная тема, как традиционно принято на съездах РСГ, затрагивает проблему, в равной степени представляющую интерес для литературоведов и лингвистов. Первый раздел «Ежегодника» (Литературоведение) открывается статьей А. В. Белобратова «Парадигмы русских историй немецкой литературы», дающей обширный экскурс «Историй» и заставляющий задуматься над переосмыслением такого важного для современного германиста-историка литературы типа текста. На ином, теоретическом уровне к этой же проблеме обращается Г. И. Данилина, говоря о важности понимания истории науки как истории литературного сознания, целью которой является «авторефлексия перед лицом актуальных проблем» (А. В. Михайлов). А. В. Ерохин рассматривает такое важное явление, как «пространственный поворот», в качестве новой парадигмы современных исследований художественного текста в Германии. О гендерной парадигме в литературоведении пишет Элизабет Шоре. О специфике национальной литературной парадигмы размышляет Т. Кудрявцева на примере княжества Лихтенштейн. В категориях парадигматики описываются определенные элементы поэтики у писателей разных эпох: так, Е. В. Бурмистрова рассматривает афористичность трагедии «Гëте», Н. И. Платицина — художественное пространство малой прозы Борхерта, а В. Н. Ахтырская — экфрасис в творчестве В. Г. Зебальда. Не обойдена вниманием оказывается и жанровая парадигма: А. В. Елисеева обращается к календарной истории в творчестве О. М. Графа, Г. Г. Ишимбаева к классическим травелогам в творчестве Розендорфера, а Т. Н. Андреюшкина — к немецкоязычному городскому сонету. Об определенных эпохальных парадигмах пишут В. Г. Зусман и Т. Б. Сиднева, исследуя барочную парадигму в музыкальном мышлении Баха, С. В. Балаева и Н. В. Пестова, говоря о смене парадигм художественности на рубеже XIX—XX вв. М. В. Никитина рассматривает ремифологизацию как парадигму постмодернизма.
Стр.8
8 От редакции Непереводимость творчества национального австрийского классика Нестроя М. Б. Горбатенко определяет как «жанрово-стилевую парадигму». Парадигму образа художника в приложении к Веймарской республике рассматривает О. А. Дронова, и наоборот, о художнике, не вписывающемся ни в какую парадигму, пишет В. Д. Седельник (Франц Ведекинд). Второй раздел ежегодника (Лингвистика) отражает исследования германистов по разным аспектам, связанным с описанием немецкого языка с точки зрения парадигматических характеристик его строения и функционирования. В русле общенаучных проблем, связанных с изучением культурных и образовательных процессов в терминах парадигматического представления знаний, выполнены статьи П. Н. Донца о смене культурных парадигм в гуманитарных науках, Л. И. Гришаевой о смене научных парадигм и преподавании лингвистических дисциплин на филологических факультетах, а также Е. В. Милосердовой, рассматривающей связь прагматической парадигмы языка с социо-культурной ситуацией в обществе. Возможности парадигматической трактовки языковых явлений в лингвостилистике раскрываются в статьях Н. Н. Трошиной с позиций когнитивистики, С. Г. Катаевой на материале политического лексикона и М. Р. Желтухиной применительно к метафорике комического в политическом дискурсе. Особая функция грамматических парадигм в экспериментальной поэзии обсуждается в статье Т. В. Гречушниковой. С позиций когнитивно-дискурсивной парадигмы рассматриваются ритуальные тексты в статье Е. В. Зеленевой. В рамках антропоцентрической парадигмы Н. П. Дронова исследует концепт Gott в религиозном дискурсе. Лингвориторическая парадигма моделируется на примере текста «Фауста» И.-В. Гёте в статье Г. М. Васильевой. На материале художественных текстов выполнены статьи Л. А. Чистяковой и Ю. М. Чикатковой. Н. А. Ганина обращается к историческим изменениям в ономастиконе славянских князей Рюгена, Мекленбурга и Померании. Парадигматические отношения внутри отдельных языковых категорий рассматриваются в статях Н. В. Ушковой на примере прототипической категории ‘Funktionsverbgefüge’ и Т. В. Бурдаевой на материале сложного предложения и его функционирования в научно-популярных текстах. Лингвокультурные и национально-специфические особенности языка и их проявление на уровне парадигматических отношений освещаются в статьях Н. В. Муравлевой на материале лингвострановедческого словаря, А. В. Имас на примере слова «кофе» в немецкой и австрийской культурах, Р. С. Аликаева, рассматриваю
Стр.9
От редакции 9 щего функциональный статус литературного языка и диалекта в немецкоязычной Швейцарии. В сборнике представлены 10 рецензий на работы последних лет в области литературоведения и лингвистики. Причем акцент сделан на трудах коллег из регионов, чьи важные исследования не всегда оказываются доступны широкому кругу. Президиум РСГ благодарит за поддержку Немецкую службу академических обменов (DAAD, Бонн) и Австрийский культурный форум при Посольстве Австрии (Москва).
Стр.10