МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социальной педагогики и акмеологии <...> Теория обучения
Учебно-методическое пособие для студентов специальностей
050602.65 Изобразительное искусство
и 050403.65 Культурология
Шуя 2010
УДК 37.02
ББК 74.00
Л 88
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
университет»
Рецензенты:
Дмитриева Е.Н., доктор педагогических наук, профессор
(Нижегородский государственный лингвистический университет им. <...> Теория обучения:
учебно-методическое пособие / Н.В. Лысых – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО
«ШГПУ», 2010. <...> Для самоконтроля усвоение дидактических единиц в методическое
пособие включены тесты. <...> Образование как общественное явление и педагогический процесс…. <...> Данная учебная дисциплина предполагает изучение десяти разделов
педагогической науки: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие
основы педагогики», «Теория обучения», «Теория и методика воспитания»,
«История
педагогики
и
образования»,
«Социальная
педагогика»,
«Педагогические технологии», «Управление образовательными системами»,
«Психолого-педагогический
практикум»,
«Нормативно-правовое
обеспечение образования». <...> Раздел «Общие основы педагогики» знакомит студентов с предметом,
категориальным аппаратом педагогики, с функциями педагогической науки в
образовании; раскрывают связь педагогики с другими науками, а также
взаимосвязь педагогической науки и практики. <...> В период изучения данного
раздела студенты знакомятся с понятием «методология педагогической
науки», изучают логическую структуру и методику педагогического
исследования. <...> Раздел «Теория обучения» посвящен основным проблемам дидактики:
предмету дидактики, сущности процесса обучения, закономерностям и
5
принципам обучения, содержанию образования, современным <...>
Педагогика_Общие_основы_педагогики._Теория_обучения.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социальной педагогики и акмеологии
Н.В. ЛЫСЫХ
ПЕДАГОГИКА:
Общие основы педагогики. Теория обучения
Учебно-методическое пособие для студентов специальностей
050602.65 Изобразительное искусство
и 050403.65 Культурология
Шуя 2010
Стр.1
УДК 37.02
ББК 74.00
Л 88
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
университет»
Рецензенты:
Дмитриева Е.Н., доктор педагогических наук, профессор
(Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.
Добролюбова);
Невская Т.В., кандидат педагогических наук, доцент (Ивановская
государственная медицинская академия)
Лысых Н.В. Педагогика: Общие основы педагогики. Теория обучения:
учебно-методическое пособие / Н.В. Лысых – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО
«ШГПУ», 2010. – 60 с.
В учебно-методическом пособии по учебной дисциплине «Педагогика:
Общие основы педагогики. Теория обучения» рассматривается основной
теоретический материал курса в соответствии с Госстандартом, даны
методические рекомендациями к семинарским, практическим занятиям,
задания и рекомендации к выполнению контрольных и самостоятельных
работ. Для самоконтроля усвоение дидактических единиц в методическое
пособие включены тесты.
© Лысых Н.В., 2010
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ……………………………………………………………………...5
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Педагогика как наука …………………………………………….…7
1.1. Общее представление о педагогике как науке……………………………..7
1.2. Образование как общественное явление и педагогический процесс….….8
1.3. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики………..10
1.4. Связь педагогики с другими науками……………………………………...11
1.5. Система педагогических наук ……………………………………………..13
Глава 2. Методология и методика педагогического исследования……...15
2.1. Понятие о методологии и её уровнях ……………………………………..15
2.2. Организация педагогического исследования ………………………...…..17
2.3. Методы педагогического исследования ……………………………...…...18
ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Глава 3. Дидактика. Обучение в целостном педагогическом
процессе…………………………………………………………………...……..23
3.1. Дидактика и её базовые категории ………………………………………..23
3.2. Обучение в целостном педагогическом процессе ……………………......24
3.3. Закономерности и принципы обучения …………………………………...26
Глава 4. Содержание образования…………………………………………...30
4.1. Структурные компоненты содержания образования …………………….30
4.2. Нормативные документы, регламентирующие содержание
образования …………………………………………………………………...…32
Глава 5. Методы и средства обучения……………………………………….34
5.1. Методы обучения и их классификация ………………………………...…34
5.2. Средства обучения и их классификация ……………………………...…..36
5.3. Выбор методов и средств обучения ……………………………………….37
Глава 6. Организационные формы обучения………………………………39
6.1. Урок как основная форма обучения ……………………………………....39
6.2. Разнообразие форм обучения ……………………………………………...41
Глава 7. Педагогический контроль и учет результатов деятельности
учащихся……………………………………………………………………..….41
7.1. Педагогический контроль и его функции ……………………………..….43
7.2. Виды и методы контроля …………………………………………….…….44
3
Стр.3
7.3. Требования к педагогическому контролю .…………………………..…...46
Методические указания для проведения самостоятельной работы……..48
Примерные вопросы к зачету (экзамену) …………………………..………49
Тест по разделу «Общие основы педагогики» ……………………………..50
Тест по дисциплине «Теория обучения» ……………………………………52
Приложение 1. Изречения педагогов-гуманистов ……………….…………54
Приложение 2. Базисный учебный план для общеобразовательных
учреждений ……………………………………………………………………..55
Приложение 3. Примерная схема дидактического анализа
(самоанализа) урока …………………………………………………………...56
Приложение 4. Методические советы ………………………………………..58
4
Стр.4