МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социальной педагогики и акмеологии <...> Н.В. ЛЫСЫХ
ПЕДАГОГИКА:
Введение в педагогическую деятельность
Учебно-методическое пособие для студентов специальностей
050602.65 Изобразительное искусство
и 050403.65 Культурология
Шуя 2010
УДК 37.02
ББК 74.00
Л 88
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
университет»
Рецензенты:
Дмитриева Е.Н., доктор педагогических наук, профессор
(Нижегородский государственный лингвистический университет им. <...> Он нацелен на личностное и профессиональное развитие будущих педагогов. <...> Изучение
сущности
и
специфики
педагогической
деятельности,
профессионально обусловленных требований к личности педагога, способов
саморазвития способствует профессионально-личностному самопознанию,
самоопределению и самосовершенствованию студентов. <...> Возникновение и становление педагогической профессии
Профессия – это основной род занятий, трудовой деятельности
человека, требующий определенной подготовки и обычно являющийся для
человека источником существования. <...> Педагогическая профессия – одна из
самых древних на Земле, одна из самых вечных сфер деятельности человека. <...> Занимаясь вместе со
взрослыми собирательством, рыболовством, охотой, приручением диких
животных, выращиванием растений, изготовлением орудий труда, дети с
раннего возраста овладевали необходимыми для жизни умениями и
навыками. <...> В Киевской Руси обязанности учителя
совпадали с
обязанностями властителя и родителя. <...> Появление первых учебных заведений по подготовке учителей – учительских
семинарий, привело к тому, что педагогическая профессия стала массовой. <...> Особенности педагогической профессии
Педагогическая профессия – род деятельности, в котором источником
существования <...>
Педагогика_введение_в_педагогическую_деятельность.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социальной педагогики и акмеологии
Н.В. ЛЫСЫХ
ПЕДАГОГИКА:
Введение в педагогическую деятельность
Учебно-методическое пособие для студентов специальностей
050602.65 Изобразительное искусство
и 050403.65 Культурология
Шуя 2010
Стр.1
УДК 37.02
ББК 74.00
Л 88
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
университет»
Рецензенты:
Дмитриева Е.Н., доктор педагогических наук, профессор
(Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.
Добролюбова);
Невская Т.В., кандидат педагогических наук, доцент (Ивановская
государственная медицинская академия)
Лысых Н.В. Педагогика: Введение в педагогическую деятельность:
Учебно-методическое пособие / Н.В. Лысых – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО
«ШГПУ», 2010. – 60 с.
В учебно-методическом пособии по учебной дисциплине «Педагогика:
Введение в педагогическую деятельность» рассматривается основной
теоретический материал курса в соответствии с Госстандартом, даны
методические рекомендациями к семинарским, практическим занятиям,
задания и рекомендации к выполнению контрольных и самостоятельных
работ. Для самоконтроля усвоение дидактической единицы в методическое
пособие включен тест. В приложении студентам предлагаются нормативные
документы и диагностические методики для самопознания.
© Лысых Н.В., 2010
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ……………………………………………………………………. 4
Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии…………….6
1.1. Возникновение и становление педагогической профессии………………6
1.2. Особенности педагогической профессии …………………………………8
1.3. Перспективы развития педагогической профессии………………………10
Глава 2. Профессиональная деятельность педагога……………………....13
2.1. Сущность и структура педагогической деятельности ………………….. 13
2.2. Виды педагогической деятельности ……………………………...……….15
2.3. Стили педагогической деятельности…………………………….…..…….17
Глава 3. Учитель как субъект педагогической деятельности……………22
3.1. Профессионально обусловленные требования к личности педагога…...22
3.2. Общие и педагогические способности ……………………………………24
3.3. Профессиональная компетентность педагога …………………………….26
3.4. Общая и профессиональная культура педагога …………………………..27
Глава 4. Профессионально-личностное становление и развитие
педагога………………………………………………………………………….30
4.1. Система профессиональной подготовки педагогических кадров ……….30
4.2. Самоопределение, саморазвитие и самосовершенствование педагога….34
Методические указания для проведения самостоятельной работы …….40
Примерные темы контрольных работ ……………………………………...41
Тест по разделу «Введение в педагогическую деятельность» …………...42
Приложение 1. Нормативные документы …………………………………...44
Приложение 2. Материалы для самодиагностики ………………………....49
3
Стр.3