Łº.qxd 14.06.2009 21:20 Page 1
№ 2
2009
Главный редактор
Иван ГОНЧАРОВ,
директор учебнометодического центра
национального образования Российского
государственного педагогического университета
им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук,
профессор
РУССКАЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ
ШКОЛА
В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ РОССИИ
Научнометодический практикоориентированный журнал
Редакционная коллегия:
Татьяна Бакланова, декан факультета народной художественной культуры
и музейного дела Московского государственного университета
культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор
Анна Басаргина, научный сотрудник Белгородского Государственного
музея, заслуженный учитель школы РФ
Геннадий Бордовский, ректор Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена, академик РАО,
доктор физикоматематических наук, профессор
Редакция:
Ирина Зотова,
заместитель главного редактора
Нина Целищева,
заместитель главного редактора
Татьяна Зенбицкая, Нелли Ермолаева,
редакторы
Любовь Кучмиёва,
ответственный секретарь
Мария Седенкова,
художественное оформление и макет
Татьяна Никулина,
финансовоэкономический директор
Елена Дуденко,
корректор
Людмила Балашова,
вёрстка
Валерий Ганичев, председатель Союза писателей РФ, заместитель главы
Всемирного русского Собора, член Общественной палаты
при Президенте РФ, доктор исторических наук, профессор
Татьяна Горностаева, начальник Управления общего среднего образова
ния Департамента образования и науки Краснодарского края
Иегумен Георгий (Шестун), заведующий межвузовской кафедрой
православной педагогики Самарской Православной духовной
семинарии, доктор педагогических наук, профессор
Иеромонах Киприан (Ященко), ректор Института экспертизы образова
тельных программ и государственнопрофессиональных
отношений при учебном комитете Священного Синода,
кандидат педагогических наук, доцент
Владимир Колесов, заведующий кафедрой русского языка Санкт
Петербургского государственного Университета,
доктор филологических наук, профессор
Владимир Крупин, секретарь Союза писателей России, профессор
Московской духовной академии
Геннадий Ловецкий, заместитель министра образования, культуры и спорта
Калужской области, доктор философских наук, профессор
Никандр Мальцев, заведующий отделом скульптуры государственного
Русского музея, искусствовед, член Союза художников РФ,
член президиума Фонда культуры
Адрес:
111674, Москва,
ул. Святоозёрская, 16–169.
Издательство
«Современное образование»
Тел.: (495) 9315537, 5247263
Еmail: sobr2007@mail.ru
Валентин Распутин, сопредседатель Союза писателей России,
лауреат Государственной премии СССР
Валерий Семёнов, директор Научного института комплексных
социальных исследований, доктор психологических наук,
профессор, заслуженный деятель науки РФ
Галина Суворова, руководитель Центра малочисленной школы научно
исследовательского Института содержания и методов обучения РАО,
доктор педагогических наук, профессор
Татьяна Тучкова, доцент кафедры немецкого языка Липецкого
педагогического университета, кандидат педагогических наук
Владислав Чернушенко,заведующий кафедрой хорового дирижирования,
профессор СанктПетербургской государственной Консерватории
им. Н.А. РимскогоКорсакова, художественный руководитель
Академической капеллы им.М.И.Глинки, народный артист СССР
Стр.1
º ªºª Œ.qxd 14.06.2009 21:21 Page 3
СЛОВО ГЛАВНОГО
РЕДАКТОРА
Достоинство русского
человека — актуальная
задача воспитания
Иван
ГОНЧАРОВ
го чувства своего достоинства… чув-
ства собственного достоинства нет
без национальной гордости, а нацио-
нальной гордости нет без националь-
ной памяти»1.
«…Н
1 Киреевский И.В.
Письмо Н.М. Языкову
/Ñá.: В поисках
своего пути:
Россия между Европой
и Àçèåé. Ì.,
1997. Ñ. 61.
В 1802 году Н.М. Карамзин опублико-
вал статью «О любви к отечеству и на-
родной гордости». Возвышенное слово
он посвятил патриотизму и величию
народа. По его мнению, забота челове-
ка о собственном благе рождена в нём
любовью к отечеству, а личное самолю-
бие отражает гордость народную, кото-
рая служит опорой патриотизма.
Что ж побудило великого историка
и писателя обратиться к этой пробле-
ме? По его верному наблюдению, рус-
ские излишне смиренны в мыслях
ет ни одного высо-
кого дела, ни строй-
ного слова без живо-
о своём достоинстве, а смирение в по-
литике вредно. Но как достойно за-
явить о народном достоинстве? Лю-
бовь к отечеству не должна ослеплять
нас и уверять, что мы всех и во всём
лучше. Но русский должен знать цену
свою. Смело стать наряду с другими
народами, ясно сказать своё имя и по-
вторить его с благородной гордостью.
У нас нет оснований приукрашать
свой облик, возвышать своё проис-
хождение: слава была колыбелью рус-
ского народа, а победа — вестница его
бытия. Русские всегда отличались
храбростью, не уступали другим на-
родам в просвещении, удивляют ино-
странцев человечностью, вкусом
к жизни.
Есть всему предел и мера: как чело-
век, так и народ начинают всегда под-
ражанием; но должно со временем
быть самим собою, чтобы сказать:
3
РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА 2’2009
Стр.3