№ 1
2008
Редакция:
Нина Целищева,
заместитель главного редактора
Ирина Зотова,
редактор
Любовь Кучмиёва,
ответственный секретарь,
Нелли Ермолаева,
заместитель ответственного секретаря
Мария Седенкова,
художественное оформление и макет
Татьяна Никулина,
финансовоэкономический директор
Елена Дуденко,
корректор
Людмила Балашова,
вёрстка
Адрес:
В Москве: 111674,
ул. Святоозёрская, 16–169.
Издательство
«Современное образование»
Тел.: (495) 93155 37, 5247263
Еmail: sobr2007@mail.ru
В СанктПетербурге: 191186, ул. Мойка, 48,
учебнометодический Центр национального
образования Российского государственного
педагогического университета, редакция
журнала «Русская национальная школа»
Тел.: (812) 3155538
РУССКАЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ
ШКОЛА
В многонациональной России
Научнометодический журнал
Главный редактор Иван Гончаров,
директор учебнометодического Центра
национального образования Российского
государственного педагогического университета,
доктор педагогических наук, профессор
Редакционная коллегия:
Татьяна Бакланова, декан факультета народной художественной культуры
и музейного дела Московского государственного университета
культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор
Анна Басаргина, научный сотрудник Белгородского государственного
музея, заслуженный учитель школы Российской Федерации
Геннадий Бордовский, ректор Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена, академик РАО, доктор
физикоматематических наук, профессор
Валерий Ганичев, председатель Союза писателей России, заместитель главы
Всемирного русского Собора, член Общественной палаты при
Президенте РФ, доктор исторических наук, профессор
Татьяна Горностаева, начальник Управления общего среднего образования
Департамента образования и науки Краснодарского края
Игумен Георгий (Шестун),заведующий межвузовской кафедрой
православной педагогики Самарской Православной духовной
семинарии, доктор педагогических наук, профессор
Иеромонах Киприан (Ященко), руководитель отдела Учебного комитета
при Священном Синоде Русской Православной Церкви, ректор
Института экспертизы образовательных программ и
государственноконфессиональных отношений, декан
педагогического факультета Российского православного
института святого апостола Иоанна Богослова, кандидат
педагогических наук, доцент
Владимир Колесов, заведующий кафедрой русского языка
СанктПетербургского государственного Университета,
доктор филологических наук, профессор
Владимир Крупин, секретарь Союза писателей России, профессор
Московской духовной академии
Геннадий Ловецкий, заместитель министра образования, культуры и
спорта Калужской области, доктор философских наук, профессор
Никандр Мальцев, заведующий отделом скульптуры государственного
Русского музея, искусствовед, член Союза художников РФ,
член президиума Фонда культуры
Валентин Распутин, сопредседатель Союза писателей России, лауреат
Государственной премии СССР
Галина Суворова, руководитель Центра малочисленной школы научно
исследовательского Института содержания и методов
обучения РАО, доктор педагогических наук, профессор
Татьяна Тучкова, научный сотрудник Липецкого образовательного
Центра, учительница
Владислав Чернушенко, заведующий кафедрой хорового дирижирования,
профессор СанктПетербургской государственной Консерватории
им. Н.А. РимскогоКорсакова, художественный руководитель
Академической капеллы им.М.И.Глинки, народный артист СССР
Стр.1
Слово к читателям
Уважаемые коллеги!
Дорогие друзья!
В
ы держите в руках первый выпуск нового журнала «Русская нацио
нальная школа». Он продолжает традицию прогрессивной печати
XIX века, когда журнал с аналогичным названием издавался в России
и пользовался огромной популярностью у дореволюционного учительства.
Двадцать лет назад в стране получила активную поддержку образователь
ного сообщества и широкое распространение идея создания современной
русской национальной школы. Педагогическое её воплощение обсуждалось
на научнопрактических конференциях, творческих семинарах в Москве,
СанктПетербурге, в субъектах Российской Федерации.
Практики нередко задают вопрос: «Разве до сих пор у нас не было русской
школы?» Конечно же, в России все школы, в которых преподавание ведётся
на русском языке и где учатся русские и дети других национальностей, — это
русские школы. И в дореволюционной России абсолютное большинство школ
были русскими. Но вдумаемся: чтото в их деятельности дало основание Кон
стантину Дмитриевичу Ушинскому в середине XIX века написать статью с ин
тригующепарадоксальным названием: «О необходимости сделать русские
школы русскими»?
В конспекте своих социальнопедагогических воззрений понятие «русская
школа» К.Д. Ушинский употребляет в собирательном смысле, как синоним
понятиям российская, отечественная школа государствообразующего наро
да, составляющего более 80% населения страны. В этом же значении употреб
ляем понятие «русская национальная школа» и мы. Основанием, объединяю
щим её разносторонние характеристики, служат великий русский язык, рус
ская культура, история России, её православнонравственные традиции, а от
нюдь не строго этнический признак.
Цель нового профессионального, научнометодического практикоориенти
рованного журнала — помочь педагогам в строительстве подлинно национальной
русской школы, готовящей к жизни, к труду в своей стране не «граждан мира»,
а патриотов, людей хорошо образованных, укоренённых в историю и традиции
3
РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА 1’2008
Стр.3