Кемеровская государственная
медицинская академия
к элективному курсу «Классическая латынь»
для студентов I курса
Методические указания
специальности 060103 «Педиатрия»
Кемерово
КемГМА
2009
Стр.1
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Кафедра латинского языка и медицинской терминологии
к элективному курсу «Классическая латынь»
для студентов I курса
Методические указания
специальности 060103 «Педиатрия»
Кемерово
КемГМА
2009
Стр.3
Михеева О. Т. Методические указания к элективному
курсу «Классическая латынь» для студентов I курса
специальности 060103 «Педиатрия». – Кемерово:
КемГМА, 2009. – 26 с.
Методические указания разработаны на основе
Примерной программы по дисциплине «Латинский язык и
основы медицинской терминологии» по специальности
040200 «Педиатрия» (М., 2002).
Рецензенты:
Бондаренко С. В. – канд. филол. наук, профессор,
заведующая кафедрой иностранных языков ФГОУ ВПО
«Кемеровский государственный университет культуры и
искусств»;
Филипьева Е. Ф. – ст. преподаватель кафедры
иностранных языков ф-та истории и международных
отношений ГОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет».
© Кемеровская государственная медицинская академия, 2009.
2
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО
ИЗУЧЕНИЮ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«КЛАССИЧЕСКАЯ ЛАТЫНЬ»
ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«КЛАССИЧЕСКАЯ ЛАТЫНЬ»
УПРАЖНЕНИЯ И ТЕКСТЫ
ЛИТЕРАТУРА
4
5
7
10
26
3
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
Латинский язык является языком народа богатой
культурной традиции. Ему принадлежит важное место в
истории европейской и русской культуры. Владение
латинским языком всегда считалось и считается основой
европейской образованности. Давно известно
общеобразовательное, утилитарное значение латинского
языка, а также его значение для развития логического
мышления. В русский язык вошло значительное
количество латинизмов, а многие термины, относящиеся к
сфере науки, образования, культуры, религии и т. д.,
происходят из латинского языка.
Элективный курс «Классическая латынь» является
дополнением к курсу «Латинский язык и основы
медицинской терминологии».
Целью данного курса является систематизация
знаний и закрепление умений по фонетике и морфологии
латинского языка, а также расширение представлений
студентов об античной культуре.
Задачи элективного курса «Классическая латынь»:
– познакомить с морфологической системой имени
существительного и имени прилагательного;
– научить переводить со словарем с латинского языка
на русский язык пословицы, афоризмы, тексты;
– дать представление об античных мифах, связанных
с врачебным искусством.
Методические указания состоят из введения, общих
методических указаний по изучению элективного курса,
тематического плана, упражнений и текстов, списка
литературы.
Методические указания определяют содержание,
объем, характер и последовательность работы студентов
4
Стр.6
по изучению элективного курса, содержат указания по
организации самостоятельной работы студентов по
подготовке к текущим занятиям и к зачетному занятию.
Элективный курс «Классическая латынь» общим
объемом 18 часов изучается в 1-м семестре. Студенты
посещают практические занятия. Курс завершается
зачетом. Зачетные требования – зачет по морфологии
имени существительного, имени прилагательного, глагола
(повелительное и изъявительное наклонение), чтение и
перевод текста со словарем.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«КЛАССИЧЕСКАЯ ЛАТЫНЬ»
Изучение латинского языка основывается на чтении и
анализе текстов. Условием понимания этих текстов является
планомерное усвоение морфологического, лексического и
синтаксического материала. Усвоение латинского языка
требует упорства и систематических занятий.
При подготовке к каждому занятию необходимо:
1) выучить соответствующие разделы морфологии и
синтаксиса;
2) выполнить упражнения;
3) прочитать вслух заданные предложения или
тексты, следя за правильностью произношения отдельных
звуков и постановкой ударения;
4) сделать грамматический анализ, синтаксический
разбор и письменный перевод текста.
При изучении фонетики латинского языка следует
помнить, что подлинное произношение древних римлян
недоступно нашему наблюдению, оно может быть
восстановлено только теоретически. Когда же речь идет о
5
Стр.7
ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«КЛАССИЧЕСКАЯ ЛАТЫНЬ»
№
п/п
Название
темы
1 Глагол.
Синтаксис
Вопросы темы
1. Инфинитив. Основа
глагола. Четыре
спряжения глагола.
2. Спряжение глаголов в
настоящем времени
изъявительного
наклонения
действительного залога.
3. Повелительное
наклонение. Синтаксис
простого предложения.
2 I склонение имён
существительных.
Глагол «быть»
3 II склонение имён
существительных.
Предлоги с Аcc.,
Аbl.
1. Падежные окончания.
Образец склонения
2. Спряжение глагола
«быть» в настоящем
времени изъявительного
наклонения
1. Падежные окончания.
Правило среднего рода.
Образцы склонения.
2. Предлоги in, sub.
Таблица 1
Задание
С. 2;
упр. 1, 2;
текст
С. 3;
упр. 1, 2,
3; текст
С. 4–5;
упр. 1, 2,
3; текст
7
Стр.9
УПРАЖНЕНИЯ И ТЕКСТЫ
Занятие 1
Praesens indicativi activi. Imperativus
Упражнения
1. Определите основу и спряжение глаголов:
vivĕre, laborāre, sentīre, debēre, discĕre, valēre, dare,
respondēre, audīre, dicĕre.
2. Образуйте и переведите формы настоящего времени
изъявительного наклонения действительного залога и
императива от глаголов:
laborāre
docēre
credĕre
audīre
работать
учить, обучать
верить
слушать
Тексты
1. Credo. 2. Veto. 3. Dum spiro, spero. 4. Vivĕre militāre est.
5. Quod nocet, docet. 6. Vivĕre est cogitāre. 7. Divĭde et
impĕra! 8. Nota bene. 9. Noli nocēre.
credĕre 3
vetāre 1
spirāre 1
sperāre 1
dum
vivĕre 3
militāre 1
nocēre 2
docēre 2
quod
et
верить
запрещать
дышать
надеяться
пока
жить
воевать
вредить
учить
что
и
cogitāre 1 мыслить
10
Стр.12
Михеева Ольга Тимофеевна
Методические указания
к элективному курсу «Классическая латынь»
для студентов I курса по специальности 060103 «Педиатрия»
Учебное издание
Корректор, технический редактор – Аносова К. М.
Художественный редактор – Сапова Т. А.
Ответственный редактор – Михеева О. Т.
Подписано в печать 26.03.2009. Тираж 50 экз. Формат 2130½.
Условных печатных листов 1,5. Печать трафаретная.
27
Стр.29