Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Психология в вопросах и ответах (110,00 руб.)

0   0
АвторыХвалина Н. А., Туревская Е. И.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц56
ID186775
АннотацияУчебно-методическое пособие рекомендуется студентам педагогических специальностей в целях систематизации и обобщения знаний по психологическим дисциплинам. Пособие в интегрированном виде содержит основной теоретический материал по курсу «Психология» для укрупненных групп специальностей «Образование и педагогика». Пособие также может быть полезно магистрантами, аспирантами при написании диссертационных исследований.
ББК88я73
Психология в вопросах и ответах : Учебно-методическое пособие / Н.А. Хвалина, Е.И. Туревская .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2010 .— 56 с. — URL: https://rucont.ru/efd/186775 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого ПСИХОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого 2010 ББК 88я73 П86 Рецензенты: доктор психологических наук Ю. И. Родин (ТулГУ) кандидат психологических наук К. С. Шалагинова (ТГПУ им. <...> ISBN Учебно-методическое пособие рекомендуется студентам педагогических специальностей в целях систематизации и обобщения знаний по психологическим дисциплинам. <...> Пособие в интегрированном виде содержит основной теоретический материал по курсу «Психология» для укрупненных групп специальностей «Образование и педагогика». <...> Пособие также может быть полезно магистрантами, аспирантами при написании диссертационных исследований. <...> МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Психология – наука о психике и психических явлениях. <...> 3) психические свойства – наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека (направленность, темперамент, способности, характер). <...> Основная задача психологии – исследовать, познать природу, сущность тех явлений, которые описываются как явления психические или психологические. <...> С.Л. Рубинштейн отмечает, что психологическое познание – опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей. <...> 2) сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей целеполагающей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей; <...> а) по виду деятельности (психология труда, военная психология, медицинская психология, юридическая психология, педагогическая психология и др. <...> ); б) по категории развития (возрастная психология, специальная психология, сравнительная психология); <...> Метод – это путь научного исследования, способ познания какой-либо реальности. <...> ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ <...>
Психология_в_вопросах_и_ответах.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Психология_в_вопросах_и_ответах.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого ПСИХОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2010
Стр.1
ББК 88я73 П86 Рецензенты: доктор психологических наук Ю. И. Родин (ТулГУ) кандидат психологических наук К. С. Шалагинова (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) Психология в вопросах и ответах: Учеб.-метод. пособие / П86 Авт.-сост. Н. А. Хвалина, Е. И. Туревская.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010.– 54 с. ISBN Учебно-методическое пособие рекомендуется студентам педагогических специальностей в целях систематизации и обобщения знаний по психологическим дисциплинам. Пособие в интегрированном виде содержит основной теоретический материал по курсу «Психология» для укрупненных групп специальностей «Образование и педагогика». Пособие также может быть полезно магистрантами, аспирантами при написании диссертационных исследований. ББК 88я73 ISBN © Авторы-составители Н. А. Хвалина, Е. И. Туревская, 2010 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010 2
Стр.2
1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИИ. СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК. СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Психология – наука о психике и психических явлениях. Предмет психологии на протяжении истории менялся: 1 этап – психология как наука о душе (более 2000 тысяч лет назад), 2 этап – психология как наука о сознании (начало ХVII века), 3 этап – психология как наука о поведении (начало XX века), 4 этап – психология как наука о психике (вторая половина XX века). Психические явления представляют собой не что иное, как особое отражение того, что существует в мире, действительности независимо от самого факта отражения. Основные формы проявления психики: 1) психические процессы – процессы, с помощью которых человек получает, перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний и выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека: а) познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание); б) эмоционально-волевые (чувства, воля); 2) психические состояния – характеризуют состояние психики в целом (тревожность, апатия, настроение, уверенность); 3) психические свойства – наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека (направленность, темперамент, способности, характер). Основная задача психологии – исследовать, познать природу, сущность тех явлений, которые описываются как явления психические или психологические. Характеризуя задачу психологии, С.Л. Рубинштейн отмечает, что психологическое познание – опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей. Основные категории психологии: 1) психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъективной картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности; 3
Стр.3
2) сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей целеполагающей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей; 3) деятельность – регулируемая сознанием психическая и двигательная активность человека, вызванная социально значимыми мотивами. Современная психология представляет собой разветвленную систему отраслей: 1) фундаментальные (общая психология, история психологии); 2) прикладные: а) по виду деятельности (психология труда, военная психология, медицинская психология, юридическая психология, педагогическая психология и др.); б) по категории развития (возрастная психология, специальная психология, сравнительная психология); в) по отношению человека к обществу (социальная психология). Метод – это путь научного исследования, способ познания какой-либо реальности. Учение о методе составляет особую область знания – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Методология учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат. Выделяют следующие 4 уровня методологии (Э. Г. Юдин, И. В. Блауберг). 1. Первый (высший) уровень – философская методология. Ее содержание – общие принципы познания и категориальный строй науки в целом (философская картина мира). 2. Второй уровень – уровень общенаучных принципов и форм исследования (системный подход). 3. Третий уровень – конкретно-научная методология, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине (в психологии – деятельностный подход). 4. Четвертый уровень – методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение единообразной и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. 4
Стр.4
В психологии выделяют следующие методы исследования. 1. Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Виды наблюдения: а) по числу наблюдаемых параметров: сплошное и выборочное; б) по положению наблюдателя в деятельности: включенное и невключенное. 2. Эксперимент – тип исследования, который позволяет проверять гипотезы о причинно-следственнных зависимостях. Виды эксперимента: лабораторный и естественный. 3. Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социальнопсихологическом контакте между респондентом и исследователем Виды опроса: устный (беседа или интервью); письменный (анкетирование). 4. Тестирование – метод психологической диагностики, использующий, стандартизированных вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. 5. Анализ продуктов деятельности – метод, который основывается на проекции, то есть перенесении своих потребностей, отношений и качеств на результаты деятельности (анализ рисунков, сочинений, поделок). Психология связана с такими науками как педагогика, физиология, медицина, философия, социология, антропология. 2. АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Актуальными задачами психологической науки в современной школе являются: – раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на психику обучаемого; – определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися общественного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании и использования в различных ситуациях; 5
Стр.5
– определение связи между уровнем психического развития обучающегося и оптимальными для него формами и методами обучающего и воспитывающего воздействия; – определение критериев усвоения знаний, психологических основ диагностики уровня и качества усвоения; – изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств; – определение особенностей организации и управления учебной деятельностью учащихся с целью оптимального воздействия на их интеллектуальное, личностное развитие и учебнопознавательную активность; – разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы. Идея непрерывного образования была обоснована еще в трудах Я. А. Коменского, который считал, что источниками образования взрослого являются книги, путешествия и беседы с мудрыми. В ХХ веке в аспекте роста мобильности личности, неоднократной смены профессиональной деятельности в течение жизни, акцентируется проблема непрерывного образования. Непрерывное образование рассматривается и как общее и как профессиональное. Вместе с тем, закономерности усвоение информации, формирование компетенций у взрослых существенно отличаются от аналогичных процессов у школьников и студентов. Исследуя специфику познавательных процессов людей различного возраста педагогическая психология опирается не только на знания возрастной психологии, но и на геронтологию, андрогогику, акмеологию. 3. ТЕОРИИ ПСИХИКИ В МИРОВОЙ ПСИХОЛОГИИ (ПСИХОАНАЛИЗ, БИХЕВИОРИЗМ, ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ И ДР.). КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ (Л.С. ВЫГОТСКИЙ), ИХ ВОПЛОЩЕНИЕ В ПРАКТИКЕ В начале XX века психология переживает серьезный методологический кризис, результатом которого является появление новых направлений в психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ. 6
Стр.6
Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Б. Скиннер). Предмет – поведение, которое трактуется механистически, поскольку сводится лишь к внешним проявлениям, и интерпретируется как все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, все то, что люди делают от рождения до смерти. Всю психическую жизнь человека бихевиористы свели к формуле S-R (стимул-реакция). Основная задача психологии: зная стимул, предвидеть ответную реакцию, и, наоборот, по ответной реакции определить стимул, ее вызвавший. По мнению бихевиористов «манипулируя внешними воздействиями можно изготовить человека любого склада». Гештальтпсихология (К. Коффка, К. Левин, М. Вертгеймер). Главное понятие этой психологии – гештальт, который представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения. Психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг). Предмет – бессознательное. Движущими силами психического развития являются врожденные бессознательные влечения - инстинкты жизни и смерти. Сознанию отводится незначительная роль, поведением человека управляет бессознательное. В настоящее время в отечественной психологии общепризнанной теорией психического развития является культурно-историческое учение Л. С. Выготского о природе психики человека и ее развитии. Основу этой теории составляет идея о соотношении реальной и идеальной форм. Реальная форма – это натуральные, природные свойства человека, представляющие органическую основу развития психических свойств. Идеальная форма, как форма культурного поведения, есть продукт исторического развития человечества. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития. Реальные («натуральные») психические функции преобразуются в ходе развития в высшие («культурные») психические функции. Высшие психические функции (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) являются новообразованиями онтогенетического развития, но они уже содержатся в культуре. Превращение натуральных форм поведения в культурные возможно только лишь в условиях взаимодействия индивида с идеальными формами в конкретных общественно исторических условиях его жизни. 7
Стр.7