Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Поликультурное образование детей в США (110,00 руб.)

2   0
Первый авторФилатова М. В.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц44
ID186767
АннотацияПрактическое применение пособия возможно в ходе аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов по курсу по выбору «Поликультурное образование детей». Содержит материалы билигвального обучения и факторы, связанные с влиянием культурных особенностей. Издание предназначено студентам педагогических вузов, обучающимся по специальности 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология», по направлению 050700 «Педагогика» (профили 050702 «Детская практическая психология» и 050713 «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»), а также может быть использовано в системе повышения квалификации и профессиональном самосовершенствовании преподавателей средних профессиональных учебных заведений.
ISBN978-5-8-582-1
Филатова, М.В. Поликультурное образование детей в США : Учебно-методическое пособие / М.В. Филатова .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2011 .— 44 с. — ISBN 978-5-8-582-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/186767 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого <...> М. В. Филатова ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В США Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого 2011 ББК 74.3я73 Ф51 Рецензент – кандидат психологических наук К. С. Шалагинова, (ТГПУ им. <...> Издание предназначено студентам педагогических вузов, обучающимся по специальности 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология», по направлению 050700 «Педагогика» (профили 050702 «Детская практическая психология» и 050713 «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»), а также может быть использовано в системе повышения квалификации и профессиональном самосовершенствовании преподавателей средних профессиональных учебных заведений. <...> Л. Н. Толстого, 2011 2 ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР И БИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социальноэкономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности. <...> Поскольку наступление мирового рынка несет с собой не только экономическую зависимость, но и распространение чужой культуры, на первый план в этих странах выходят проблемы формирования культурного самосознания. <...> В связи с этим в европейской педагогике 3 появились новые тенденции – стремление «преодолеть монокультурную, евроцентрическую ориентацию, воспользоваться опытом неевропейских народов» (Диас). <...> Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству: «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть <...>
Поликультурное_образование_детей_в_США.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого М. В. Филатова ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В США Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2011
Стр.1
ББК 74.3я73 Ф51 Рецензент – кандидат психологических наук К. С. Шалагинова, (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) Ф51 Филатова, М. В. Поликультурное образование детей в США: Учеб.-метод. пособие / М. В. Филатова.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010.– 42 с. ISBN 978-5-87954-582-1 Практическое применение пособия возможно в ходе аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов по курсу по выбору «Поликультурное образование детей». Содержит материалы билигвального обучения и факторы, связанные с влиянием культурных особенностей. Издание предназначено студентам педагогических вузов, обучающимся по специальности 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология», по направлению 050700 «Педагогика» (профили 050702 «Детская практическая психология» и 050713 «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»), а также может быть использовано в системе повышения квалификации и профессиональном самосовершенствовании преподавателей средних профессиональных учебных заведений. ББК 74.3я73 ISBN 978-5-87954-582-1 © М. В. Филатова, 2011 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2011 2
Стр.2
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР И БИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социальноэкономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов. Важной предпосылкой поликультурного образования является становление и развитие в России гражданского демократического общества, в котором усиливается борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом, и в то же время проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания. Важной социально-политической детерминантом развития поликультурного образования является интенсивное развитие интеграционных процессов как важной составной развития современного мира, а также стремление России и других стран интегрироваться в мировое и европейское социально-культурное и образовательное пространство, сохранив при этом национальное своеобразие. Интеграционные процессы способствуют превращению Европы в многоязычное пространство, в котором национальные языки имеют равные права. С открытием границ между государствами усиливается мобильность людей, их мотивация к изучению иностранных языков, а также к установлению и поддержанию контактов внутри своей страны и за рубежом. Наряду с этим, как указывалось выше, усиливается проблема сохранения национально-культурного своеобразия, что наиболее ярко проявляется в понимании поликультурного образования в развивающихся странах. Поскольку наступление мирового рынка несет с собой не только экономическую зависимость, но и распространение чужой культуры, на первый план в этих странах выходят проблемы формирования культурного самосознания. Многие авторы видят тесную взаимосвязь между сохранением культурной идентичности народа и экономической независимостью страны. При разработке проблем поликультурного образования в педагогике развивающихся стран отмечается стремление по-новому осознать свой жизненный стиль, особенности национального мышления, воспитательные традиции и т. д. В связи с этим в европейской педагогике 3
Стр.3
появились новые тенденции – стремление «преодолеть монокультурную, евроцентрическую ориентацию, воспользоваться опытом неевропейских народов» (Диас). Усилия педагогов направлены на достижение синтеза культурно-специфических когнитивных стилей, социальных моделей поведения и коммуникационных кодов. Чтобы добиться единства формально-абстрактного, независимого от окружения мышления, которое преобладает в развитых странах, и мышления, опирающегося на непосредственный опыт и чувственное восприятие, которое характерно для развивающихся стран. В таком контексте речь может идти не только о поликультурном, но и транскультурном образовании (Schüthaller). Развитие поликультурного образования обусловлено не только современными историческими и социокультурными предпосылками, но и опирается на ряд традиций отечественной и зарубежной философии, педагогики и психологии. Большой интерес, например, представляет программа «Панпедия», разработанная Коменским в XVI веке. Великий мыслитель, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обосновывает панпедию как программу универсального воспитания всего человеческого рода. Существенную часть «Панпедии» составляет формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей. Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н. К. Рериха о «благодетельном синтезе», под которым он понимает «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей, а также идеи выдающихся философов и историков современности (Н. А. Данилевский, Э. Мейлер, А. Тойнби, Ю. Яковец) о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов. Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П. Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П. Ф. Каптерев относил язык, религию, быт. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству: «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ - единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному». По П. Ф. Каптереву, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельности по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим». 4
Стр.4