Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет
имени Л. Н. Толстого
М. В. Филатова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДЕТЕЙ В США
Учебно-методическое пособие
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2011
Стр.1
ББК 74.3я73
Ф51
Рецензент –
кандидат психологических наук К. С. Шалагинова,
(ТГПУ им. Л. Н. Толстого)
Ф51
Филатова, М. В.
Поликультурное образование детей в США: Учеб.-метод. пособие /
М. В. Филатова.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого,
2010.– 42 с.
ISBN 978-5-87954-582-1
Практическое применение пособия возможно в ходе аудиторных занятий и самостоятельной
работы студентов по курсу по выбору «Поликультурное образование
детей». Содержит материалы билигвального обучения и факторы, связанные с влиянием
культурных особенностей.
Издание предназначено студентам педагогических вузов, обучающимся по
специальности 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология», по направлению
050700 «Педагогика» (профили 050702 «Детская практическая психология»
и 050713 «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»),
а также может быть использовано в системе повышения квалификации и профессиональном
самосовершенствовании преподавателей средних профессиональных учебных
заведений.
ББК 74.3я73
ISBN 978-5-87954-582-1
© М. В. Филатова, 2011
© Издательство ТГПУ
им. Л. Н. Толстого, 2011
2
Стр.2
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ДИАЛОГ КУЛЬТУР И БИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
В России проблема поликультурного образования приобрела особую
актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социальноэкономических
и политических реформ сложилась новая образовательная
ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования,
возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики,
рост влияния религии на формирование самосознания личности.
В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует
этнической идентификации и формированию культурного самосознания
обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной
изоляции от других стран и народов.
Важной предпосылкой поликультурного образования является становление
и развитие в России гражданского демократического общества,
в котором усиливается борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом,
и в то же время проявляется открытость по отношению к другим
странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и
взаимопонимания.
Важной социально-политической детерминантом развития поликультурного
образования является интенсивное развитие интеграционных
процессов как важной составной развития современного мира,
а также стремление России и других стран интегрироваться в мировое
и европейское социально-культурное и образовательное пространство,
сохранив при этом национальное своеобразие. Интеграционные процессы
способствуют превращению Европы в многоязычное пространство, в котором
национальные языки имеют равные права. С открытием границ
между государствами усиливается мобильность людей, их мотивация
к изучению иностранных языков, а также к установлению и поддержанию
контактов внутри своей страны и за рубежом.
Наряду с этим, как указывалось выше, усиливается проблема сохранения
национально-культурного своеобразия, что наиболее ярко проявляется в
понимании поликультурного образования в развивающихся странах.
Поскольку наступление мирового рынка несет с собой не только
экономическую зависимость, но и распространение чужой культуры, на
первый план в этих странах выходят проблемы формирования культурного
самосознания. Многие авторы видят тесную взаимосвязь между сохранением
культурной идентичности народа и экономической независимостью
страны. При разработке проблем поликультурного образования
в педагогике развивающихся стран отмечается стремление по-новому
осознать свой жизненный стиль, особенности национального мышления,
воспитательные традиции и т. д. В связи с этим в европейской педагогике
3
Стр.3
появились новые тенденции – стремление «преодолеть монокультурную,
евроцентрическую ориентацию, воспользоваться опытом неевропейских
народов» (Диас). Усилия педагогов направлены на достижение синтеза
культурно-специфических когнитивных стилей, социальных моделей
поведения и коммуникационных кодов. Чтобы добиться единства формально-абстрактного,
независимого от окружения мышления, которое
преобладает в развитых странах, и мышления, опирающегося на непосредственный
опыт и чувственное восприятие, которое характерно для
развивающихся стран. В таком контексте речь может идти не только о
поликультурном, но и транскультурном образовании (Schüthaller).
Развитие поликультурного образования обусловлено не только современными
историческими и социокультурными предпосылками, но и
опирается на ряд традиций отечественной и зарубежной философии, педагогики
и психологии. Большой интерес, например, представляет программа
«Панпедия», разработанная Коменским в XVI веке. Великий
мыслитель, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и
устремлений, обосновывает панпедию как программу универсального
воспитания всего человеческого рода. Существенную часть «Панпедии»
составляет формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять
взаимные обязанности, уважать и любить людей.
Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования
помогают идеи Н. К. Рериха о «благодетельном синтезе», под которым он
понимает «единение культур», создающее благотворное сотрудничество
людей, а также идеи выдающихся философов и историков современности
(Н. А. Данилевский, Э. Мейлер, А. Тойнби, Ю. Яковец) о целостности
культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых
сходных принципов функционирования культур разных народов.
Большой интерес для понимания роли поликультурного образования
в становлении личности представляют идеи П. Ф. Каптерева о взаимосвязи
национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям
педагогического процесса, обусловленным национальными
ценностями, П. Ф. Каптерев относил язык, религию, быт. Он призывал
развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству:
«сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ -
единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны
быть служебными данному». По П. Ф. Каптереву, педагогическая деятельность
первоначально осуществляется на основе национального идеала,
а затем трансформируется в деятельности по достижению общечеловеческого
идеала. В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к одному
народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами
пополнить недостатки своего национального идеала; народное
нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим».
4
Стр.4