Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Психология лиц с умственной отсталостью (220,00 руб.)

0   0
АвторыБабушкина Н. А.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц119
ID186562
АннотацияУчебно-методическое пособие разработано в соответствии с программой по дисциплине «Психология лиц с умственной отсталостью», с требованиями к знаниям студентов и включает в себя описание лабораторных работ. Представленное издание призвано формировать у студентов навыки проведения психологических исследований и умение анализировать их результаты. Данное пособие адресовано студентам психологического факультета Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, обучающимся по специальности 050716.65 «Специальная психология».
ISBN978-5-87954-543-2
Психология лиц с умственной отсталостью : Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050716.65 «Специальная психология» / Н.А. Бабушкина .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2010 .— 119 с. — ISBN 978-5-87954-543-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/186562 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. А. БАБУШКИНА ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050716.65 «Специальная психология» Тула Издательство ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого 2010 ББК 88.4я73 Б12 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики В. А. Фокин (ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого); кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии, заведующий кафедрой специальной педагогики Н. А. Степанова (ТГПУ им. <...> Психологическое обследование умственно отсталого ребенка с помощью игрового материала ........................ 6 Лабораторная работа № 2. <...> Ее изучение способствует решению основных задач профессиональной деятельности: дифференциальной диагностики для определения типа нарушений; формулированию психологического заключения; проведению психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам; работе по диагностике и коррекции с учетом отклонений в развитии. <...> Пособие содержит теоретический материал, который раскрывает различные подходы к исследованию особенностей высших психических функций лиц с умственной отсталостью разного возраста при определении образовательного маршрута, структурные особенности памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы, а также различные методики диагностики. <...> При подготовке пособия использовался большой спектр специальной психолого-педагогической литературы, что обеспечило достаточно высокий уровень теоретического обоснования исследуемой проблемы и полноту содержания практической части. <...> 5 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 Психологическое обследование умственно отсталого ребенка с помощью игрового материала Цель работы: изучение условий применения, процедуры и возможных результатов психологического обследования детей с различной степенью умственной отсталости при помощи игрового материала. <...> ХОД РАБОТЫ Случаи, когда <...>
Психология_лиц_с_умственной_отсталостью.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Психология_лиц_с_умственной_отсталостью.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого Н. А. БАБУШКИНА ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050716.65 «Специальная психология» Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2010
Стр.1
ББК 88.4я73 Б12 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики В. А. Фокин (ТГПУ им. Л. Н. Толстого); кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии, заведующий кафедрой специальной педагогики Н. А. Степанова (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) Б12 Бабушкина, Н.А. Психология лиц с умственной отсталостью: Учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 050716.65 «Специальная психология» / Н. А. Бабушкина. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. – 118 с. ISBN 978-5-87954-543-2 Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с программой по дисциплине «Психология лиц с умственной отсталостью», с требованиями к знаниям студентов и включает в себя описание лабораторных работ. Представленное издание призвано формировать у студентов навыки проведения психологических исследований и умение анализировать их результаты. Данное пособие адресовано студентам психологического факультета Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, обучающимся по специальности 050716.65 «Специальная психология». ББК 88.4я73 Печатается по решению Учебно-методического совета факультета психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого ISBN 978-5-87954-543-2 © Н. А. Бабушкина, 2010 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ........................................................................................................... 4 Лабораторная работа № 1. Психологическое обследование умственно отсталого ребенка с помощью игрового материала ........................ 6 Лабораторная работа № 2. Исследование особенностей восприятия умственно отсталых детей............................................................... 14 Лабораторная работа № 3. Исследование особенностей внимания умственно отсталых детей.................................................................................... 20 Лабораторная работа № 4. Исследование особенностей памяти умственно отсталых детей.................................................................................... 23 Лабораторная работа № 5. Исследование особенностей мышления умственно отсталых детей.................................................................................... 26 Лабораторная работа № 6. Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы и личности в целом умственно отсталых детей.................................................................................... 36 Лабораторная работа № 7. Исследование школьных знаний и навыков умственно отсталых детей.................................................................................... 39 Литература............................................................................................................ 45 Приложения. Стимульный материал к лабораторным работам по дисциплине «Психология лиц с умственной отсталостью» ....................... 47 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ В системе профессиональной подготовки студентов – специальных психологов особое место занимают специальные дисциплины. Для подготовки студентов по специальности 050716.65 «Специальная психология» введена дисциплина «Психология лиц с умственной отсталостью», которая призвана формировать глубокие методологические и теоретические знания об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности лиц с умственной отсталостью. Дисциплина ориентирует на дигностико-аналитическую, консультативную, психопрофилактическую, культурно-просветительную, коррекционно-развивающую и научно-методическую деятельность специального психолога. Ее изучение способствует решению основных задач профессиональной деятельности: дифференциальной диагностики для определения типа нарушений; формулированию психологического заключения; проведению психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам; работе по диагностике и коррекции с учетом отклонений в развитии. После изучения дисциплины студенты должны владеть практическими прикладными умениями по изучению, диагностике (констатации) и прогнозированию развития лиц с умственной отсталостью в онтогенезе. В этом студентам могут оказать помощь представленные учебнометодические рекомендации к проведению лабораторных работ по курсу «Психология лиц с умственной отсталостью». Они дают возможность студентам не только определить наличие у ребенка того или иного дефекта, но и его характер, структуру, качественные и количественные показатели, которые могут служить направлению ребенка в соответствующее учреждение для последующей коррекционной работы. Учебно-методическое пособие состоит из предисловия, содержания лабораторно-практических занятий, списка литературы и приложений. Пособие содержит теоретический материал, который раскрывает различные подходы к исследованию особенностей высших психических функций лиц с умственной отсталостью разного возраста при определении образовательного маршрута, структурные особенности памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы, а также различные методики диагностики. Содержание лабораторно-практических занятий включает в себя задания и упражнения, направленные на выявление уровня интеллектуального развития детей, а также теоретическую информацию, необходимую студентам для осознания особенностей развития детей с умственной отсталостью. При подготовке пособия использовался большой спектр специальной психолого-педагогической литературы, что обеспечило достаточно высокий уровень теоретического обоснования исследуемой проблемы и полноту содержания практической части. Подобранные методики диагностики 4
Стр.4
помимо оценки уровня умственной отсталости можно использовать и при проведении коррекционных занятий во время прохождения комплексной практики в коррекционных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Представленный в пособии демонстрационный материал приложений облегчает усвоение методик диагностики, способствует более продуктивной практической работе студентов. Данное методическое пособие содержит методы диагностики, отличающиеся доступностью в использовании и простотой обработки полученных данных, поэтому может быть рекомендовано не только студентам, а также воспитателям и учителям специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5
Стр.5
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 Психологическое обследование умственно отсталого ребенка с помощью игрового материала Цель работы: изучение условий применения, процедуры и возможных результатов психологического обследования детей с различной степенью умственной отсталости при помощи игрового материала. Оборудование. Указания по проведению и обработке результатов обследования, демонстрационный и наглядный материал. ХОД РАБОТЫ Случаи, когда надо обращаться к обследованию с помощью игрового материала: ребенок дошкольного возраста; отсутствует возможность установить контакт другими средствами; имеет место тяжелая степень умственной отсталости; отмечаются нарушения речи, слуховой функции или каких-нибудь других анализаторов. Используемые игрушки: пирамида, матрешки, разноцветные палочки и брусочки. 1. Составление пирамиды из колец Исследуют: координацию движений руки ребенка, состояние тонких движений кисти (наличие или отсутствие тремора, пореза или других функциональных нарушений); степень сформированности представлений о величине, цвете; умение сравнивать с учетом указанных признаков; адекватность и рациональность способа действий; самоконтроль в процессе работы; наличие и стойкость интересов; обучаемость. 1.1. В случаях умственной отсталости легкой степени Инструкция. Детям до 5 лет предлагается пирамида из 4–5 крупных колец, детям старше 5 лет – пирамида из 6–8 колец меньшего размера. Перед ребенком ставят пирамиду и снимают с нее все кольца: «Сделай (надень) так, как было». Во время наблюдения за действиями ребенка можно определить состояние его мелкой моторики, сделать вывод о степени сформированности представлений о величине предметов (кольца пирамиды). В случае затруднения ребенку оказывают помощь, предлагая найти самое большое кольцо и надеть его на стержень. Затем перед ним кладут два следующих кольца и просят: «Дай красное (зеленое, синее) кольцо», спрашивают: «А это кольцо 6
Стр.6
какого цвета?» (ребенок должен последовательно назвать цвет этих колец, что указывает на знание им основных цветов). Кроме того, можно судить и о степени овладения счетом. При этом дают инструкции типа: «Дай два кольца», «Надень три кольца». Анализ результатов. Дети 3–4 лет с легкой степенью умственной отсталости дают реакцию радости на яркую пирамидку, но это не интерес к заданию. Понимания цели задания в этом возрасте не наблюдается. Чем тяжелее степень умственного недоразвития, тем чаще отмечаются манипулирование и неадекватные действия с кольцами (разбрасывают, стучат ими по столу и т. п.). После 4 лет дети пытаются выполнить задание, но сводят его лишь к беспорядочному нанизыванию колец на стержень. В ходе работы теряют инструкцию. Необходим поэтапный контроль. Речевая инструкция малоэффективна. Требуется показ, а в более тяжелых случаях – совместное выполнение. Перенос на аналогичные задания вызывает те же трудности. Как правило, у умственно отсталых детей в возрасте 3–5 лет наблюдается нескоординированность, неловкость движений рук, особенно мелкой моторики пальцев рук. Они берут кольцо не двумя-тремя пальцами, а захватывают всей кистью. С трудом попадают отверстием кольца на стержень пирамиды. Помощь малоэффективна. Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес, сразу понимают смысл задания и приступают к работе. До 3 лет допустим сбор пирамиды без учета величины. Неадекватным считается закрытие стержня колпачком до нанизывания колец. С 4 лет дети собирают пирамиду с учетом величины. При этом у одних наблюдаются пробы и примеривания путем прикладывания (с целью сравнения) колец, другие раскладывают кольца в ряд по величине и затем поочередно нанизывают их на стержень. К 5 годам дети пользуются способом зрительного соотнесения. Если ребенок ошибается, достаточно бывает повторной инструкции или указания типа: «Посмотри, какое колечко больше?», «Надень самое большое кольцо». 1.2. В случаях умственной отсталости тяжелой степени А. Предлагается та же схема обследования («пирамида»), что и в подпункте 1.1. Таблица 1 Процедура проведения Перед ребенком ставят пирамиду Что выявляется Эмоциональная реакция (проявляет интерес, выраженное удовольствие, безразличие) 7
Стр.7
Окончание табл. 1 Процедура проведения Кольца снимают на глазах ребенка, после чего дается устная инструкция («Надень колечки») или с показом Что выявляется Понимание инструкции (начинает надевать кольца на стержень или бессмысленно перекладывает их, бросает, сначала надевает колпачок и т. п.). Нет ли отказа от работы. Ручная умелость (как берет кольца, может ли надеть кольцо на стержень пирамиды, ловкость движений, нет ли тремора, и т. д.). Способность собирания пирамиды (зрительное соотнесение, путем проб, наугад). Учитывает величину колец (понимание признака величины) Если ребенок не учитывает признака величины при собирании пирамиды, ему оказывают помощь: предлагают разложить на столе кольца от большого к маленькому; показать самое большое, самое маленькое; сделать выбор из двух близких по величине колец Ребенка просят показать красное, синее, зеленое, желтое кольцо Затем просят сказать, какого цвета это кольцо (показываются все кольца поочередно) Для того чтобы уточнить, способен ли ребенок осуществить перенос показанного способа действий на аналогичное задание, ему предлагается другая пирамида Сравнение и дифференциация по одному признаку Различение цветов Знание названий основных цветов Влияние помощи, обучаемость. Способность найти и исправить ошибочные действия Б. Составление и выкладывание матрешек. Исследуют: понимание ребенком задания, характер выполнения (действует наугад или с учетом величины игрушки, может ли собирать матрешки на основе зрительного соотнесения); проявление интереса; состояние моторики; обучаемость. Инструкция. Детям до 5 лет предлагают матрешку 2-, 4-, 5-составную, детям старше 5 лет – 6-, 8-составную. Детям показывают большую 8
Стр.8
матрешку, в которую вложено несколько матрешек. Затем обследующий разбирает большую матрешку и показывает находящуюся в ней матрешку меньшего размера, потом разбирает и эту матрешку. Так происходит до тех пор, пока обследующий не дойдет до самой маленькой матрешки. После этого дается инструкция: «Сложи матрешки так, чтобы получилась одна». Анализ результатов. При работе с матрешкой у детей обнаруживаются те же особенности, что и при работе с пирамидой. 2. Раскладывание палочек (или брусочков) соответственно заданному образцу Исследуют: особенности деятельности (действует осознанно, сопоставляя с образцом, или механически, располагая палочки или бруски наугад); пространственную ориентацию; работоспособность; интерес к выполнению задания; отношение к своим успехам и неудачам. 2.1. В случаях умственной отсталости легкой степени Перед ребенком раскладывают 6 палочек: 3 красного и 3 белого цвета. При этом обращают внимание на чередование цветов КБКБКБ. Затем дают инструкцию: «Строй заборчик также». После этого перед ребенком кладут 9 палочек двух цветов в следующем порядке: КББКББКББ. Дается то же задание: «Строй заборчик также». Третье из предлагаемых детям сочетаний: КБКББКБКББ. Анализ результатов. Умственно отсталые дети и в 5–6 лет испытывают трудности при необходимости понять инструкцию и часто приступают к работе без понимания ее цели: раскладывают бруски и палочки произвольно, не соотнося свои действия с заданным образцом. Действия детей носят стереотипный характер. Это выражается в том, что они переносят в новую ситуацию свой прошлый опыт в неизменном виде: правильно выполнив первое задание, используют этот же принцип чередования брусочков разных цветов при выполнении последующих заданий того же типа. Деятельность несколько улучшается в том случае, если показ (демонстрация) сочетается с практическими действиями самого ребенка. Третье задание умственно отсталые дети без посторонней помощи (т. е. самостоятельно) вообще не могут выполнить. Даже помощь в виде многократного показа и совместных со взрослым действий оказывается малоэффективной. Со стороны обследующего обязателен поэтапный контроль за выполнением задания. Дети с нормальным умственным развитием к 4–5 годам выполняют это задание. Они умеют пользоваться образцом, сопоставлять с ним свою работу, находить ошибки. Третье задание оказывается для них 9
Стр.9
трудным. Дети с недостатками внимания, нарушениями пространственной ориентировки допускают ошибки при выполнении этих заданий. Однако, в отличие от умственно отсталых, они пытаются найти закономерность чередования брусков и переживают свои неудачи. в подпункте 2.1). 2.2. В случаях умственной отсталости тяжелой степени Предлагаемые палочки: 2 синие, 2 зеленые, 2 красные (см. методику Таблица 2 Процедура проведения Перед ребенком кладут 6 палочек и просят взять одну из них. Вопросы: «Какую палочку ты взял(-а)?», «Сколько у тебя палочек?», «Дай мне такую же палочку» Затем такие же вопросы и задания даются при выборе остальных палочек После этого предлагается выполнить следующие задания: 1) Инструкция: «Будем раскладывать палочки вместе. Делай как я. Берем красную палочку и кладем ее. Берем зеленую палочку и кладем сверху. Синюю палочку кладем вниз. Смотри, у нас одинаково» 2) Затем постройка, сделанная ребенком разрушается. Инструкция: «Сделай как у меня» 3) Обе постройки разрушаются. Инструкция: «Вспомни, как у нас было сделано, и построй так же» Пересчитай свои палочки (три палочки) Скажи (покажи), какая палочка вверху, какая внизу Что выявляется Проявление интереса. Нет ли неадекватного «хватания», разбрасывания палочек. Понимание инструкции. Различение цветов, знание названия цвета. Выделение одного предмета из множества. Сформированность понятия «количества». Понимание тождества (установление сходства по цвету) Способность осуществлять перенос на аналогичные задания Способность к совместной работе по подражанию. Эмоциональная реакция. Состояние мелкой моторики Способность выполнять действия по образцу Характер анализа, синтеза, сравнения. Зрительная память. Способность выполнять действия самостоятельно Способность к осознанному пересчету (соотнесение называемого числа с палочкой). Как пересчитывает: зрительно или пальчиками дотрагивается до палочек Сформированность понятий «вверху», «внизу» 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.