Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Учитель: личность деятельность (220,00 руб.)

0   0
Первый авторВоронина С. А.
АвторыЩуринова И. А., Орлов А. А.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц112
ID186557
АннотацияУчебно-методическое пособие содержит авторские историко-педагогические тексты, посвященные личности и профессии учителя, афоризмы об учителе, а также методические рекомендации по работе с этими текстами и задания к ним. Пособие адресовано преподавателям и студентам, обучающимся по направлениям подготовки 050100 «Естественнонаучное образование», 050200 «Физико-математическое образование, 050300 «Филологическое образование», 050400 «Социально-экономическое образование», 050700 «Педагогика»; по специальностям 050101 «Химия», 050102 «Биология», 050201 «Математика», 050203 «Физика», 050301 «Русский язык и литература», 050303 «Иностранный язык», 050401 «История», 050720 «Физическая культура», 050103 «География», 050202 «Информатика», а также всем интересующимся проблемами теории и истории образования
ББК74.20473
Воронина, С. А. Учитель: личность деятельность : Учебно-методическое пособие / И. А. Щуринова; ред. А. А. Орлов; С. А. Воронина .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2010 .— 112 с. — URL: https://rucont.ru/efd/186557 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки РФ ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого <...> Л. Н. Толстого 2010 ББК 74.20473 В75 Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики <...> Учебно-методическое пособие содержит авторские историко-педагогические тексты, посвященные личности и профессии учителя, афоризмы об учителе, а также методические рекомендации по работе с этими текстами и задания к ним. <...> Пособие адресовано преподавателям и студентам, обучающимся по направлениям подготовки 050 100 «Естественнонаучное образование», 050200 «Физико-математическое образование, 050300 «Филологическое образование», 050400 «Социально-экономическое образование», 050700 «Педагогика»; по специальностям 050101 «Химия», 050102 «Биология», 050201 «Математика», 050203 «Физика», 050301 «Русский язык и литература», 050303 «Иностранный язык», 050401 «История», 050720 «Физическая культура», 050103 «География», 050202 «Информатика», а также всем интересующимся проблемами теории и истории образования. <...> Личность учителя, его профессиональные качества, аксиологические аспекты педагогической деятельности всегда волновали умы прогрессивных педагогов и мыслителей прошлого. <...> В настоящее учебно-методическое пособие включены авторские историко-педагогические тексты зарубежных и отечественных мыслителей, афоризмы об учителе. <...> В пособие также помещены портреты выдающихся мыслителей и педагогов, краткая биографическая справка и названия их основных работ, что будет способствовать целостному восприятию студентами историко-педагогического наследия. <...> Ян Амос Коменский родился в 1592 г. в семье члена религиозной Общины Чешских братьев. <...> Первоначальное образование получил в братской школе, окончив латинскую школу и университет, Коменский сам стал учителем братской школы в Пршерове в 1614 г. В 1618–1621гг. одновременно исполнял обязанности учителя, проповедника и руководителя совета братской Общины в г. Фульнеке. <...> Основные работы: «Открытая <...>
Учитель_личность_деятельность.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Учитель_личность_деятельность.pdf
Министерство образования и науки РФ ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого С. А. Воронина, И. А. Щуринова УЧИТЕЛЬ: ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Учебно-методическое пособие Под редакцией А. А. Орлова Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2010
Стр.1
ББК 74.20473 В75 Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Е. Н. Глубокова (РГПУ им. А. И. Герцена) В75 Воронина, С. А. Учитель: личность деятельность: Учеб.-метод. пособие / С. А. Воронина, И. А. Щуринова; Под ред. А. А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с. Учебно-методическое пособие содержит авторские историко-педагогические тексты, посвященные личности и профессии учителя, афоризмы об учителе, а также методические рекомендации по работе с этими текстами и задания к ним. Пособие адресовано преподавателям и студентам, обучающимся по направлениям подготовки 050 100 «Естественнонаучное образование», 050200 «Физико-математическое образование, 050300 «Филологическое образование», 050400 «Социально-экономическое образование», 050700 «Педагогика»; по специальностям 050101 «Химия», 050102 «Биология», 050201 «Математика», 050203 «Физика», 050301 «Русский язык и литература», 050303 «Иностранный язык», 050401 «История», 050720 «Физическая культура», 050103 «География», 050202 «Информатика», а также всем интересующимся проблемами теории и истории образования. ББК 74.20473 © С. А. Воронина, И. А. Щуринова, 2010 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 4 ЧАСТЬ 1. УЧИТЕЛЬ И ЕГО ПОДГОТОВКА В ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ .............................................................................. 7 1. Ян Амос Коменский .................................................................................. .7 2. Джон. Локк................................................................................................. 14 3. Жан-Жак Руссо ......................................................................................... 18 4. Иоганн Генрих Песталоцци .................................................................... 21 5. Иоганн Фридрих Гербарт ........................................................................ 26 6. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег .............................................. 30 7. Эдуард Ли Торндайк ............................................................................... 35 8. Джон Дьюи ................................................................................................ 38 9. Рудольф Штайнер (Штейнер). ............................................................... 42 ЧАСТЬ 2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПЕДАГОГИ ОБ УЧИТЕЛЕ И ПРОБЛЕМАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ........................................................................................................... 45 1. Константин Дмитриевич Ушинский ...................................................... 45 2. Лев Николаевич Толстой ......................................................................... 49 3. Петр Федорович Каптерев ....................................................................... 59 4. Моисей Матвеевич Рубинштейн ............................................................. 64 5. Павел Петрович Блонский ....................................................................... 72 6. Станислав Теофилович Шацкий ............................................................. 76 7. Анатолий Васильевич Луначарский ...................................................... 80 8. Антон Семенович Макаренко ................................................................. 84 9. Василий Александрович Сухомлинский ............................................... 87 ЧАСТЬ 3. АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ......................................................... 92 ЧАСТЬ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ТЕКСТАМИ..................................................................................................... 95 ЛИТЕРАТУРА................................................................................................... 111 3
Стр.3
«Проблема учителя — первая и важнейшая проблема всей педагогики, всей постановки народного образования, всей системы просвещения, всей судьбы народной культуры: с нее нужно начинать и ею нужно кончать. Учитель — это первое!» М. М. Рубинштейн ВВЕДЕНИЕ Педагог. Учитель. Эти слова не просто название одной из массовых профессий. В народном сознании всегда жила мысль о высоком общественном предназначении учителя. Со времени возникновения педагогической профессии и до наших дней для большинства людей учитель - высокая миссия, смысл которой связывают с сотворением личности, утверждением человека в человеке. Однако, меняющиеся реалии современной жизни нашего общества требуют от учителя постоянного напряжения всех сил, известной самоотверженности, величайшей ответственности за свои действия. Сегодня функции и роли учителя разноплановы и многопрофильны. Он и организатор учебного процесса, конфидент учащихся, судья их достижений и поведения, имеющий большую отчетность администратор, член профессиональной корпорации, он еще и представитель интересов государства, представитель интеллигенции, носитель просвещенности и грамотности, знаток той или иной области знания. В школе учитель отчасти замещает родителей. Он несет ответственность за жизнь и здоровье детей, за нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников. Учитель, независимо от своего желания, является не только транслятором знаний, но и образцом для учащихся. Профессия учителя предполагает высокий уровень личностного развития, любовь к людям, получение удовлетворения от помощи им, истинную образованность, воспитанность, вкус, артистизм, ораторское искусство, владение стилем и многое другое. В процессе своей профессиональной деятельности учитель овладевает педагогическими ценностями, которые позволяют ему удовлетворять свои духовные и материальные потребности, служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых гуманистических целей. Уровень субъективации этих ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога. 4
Стр.4
Педагогические ценности формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Личность учителя, его профессиональные качества, аксиологические аспекты педагогической деятельности всегда волновали умы прогрессивных педагогов и мыслителей прошлого. Изучение их наследия помогает и будущему учителю, и педагогу-практику в осмыслении профессиональнопедагогической деятельности и своей позиции в образовательном процессе. Одной из важных задач вуза является развитие у студентов способности смыслопорождения. Знание должно стать его частью и руководством к осмысленному педагогическому действию, основанному на понимании. Решение этой задачи лежит на путях развития самостоятельности мышления, навыков действий, обеспечивающих высвобождение сознания для постижения смысла учебных текстов, умений самостоятельно осуществлять творческоисследовательскую деятельность по истолкованию текстов, что связано, прежде всего, с обращением к духовной сфере студентов. Перенесение акцента с запоминания текстов на их истолкование и понимание позволит студентам относительно свободно ориентироваться в условиях интенсивного потока информации, усилит профессиональную направленность, обогатит их учебнопознавательную, научно-исследовательскую деятельность, будет способствовать развитию творческих способностей. Герменевтический подход позволяет строить новый тип отношений в процессе обучения, основанный на диалоге студента и текста, студента и педагога, студента и автора текста, студента и культуры в целом. В настоящее учебно-методическое пособие включены авторские историко-педагогические тексты зарубежных и отечественных мыслителей, афоризмы об учителе. В первой части пособия приведены взгляды на профессию учителя и его миссию в обществе зарубежных мыслителей XVII – начала XX вв. Во второй части пособия собраны отрывки из работ отечественных педагогов XIX –XX вв., посвященных проблемам учителя и его подготовки. Отбор данных авторов объясняется жизненностью и актуальностью высказанных ими идей. В пособие также помещены портреты выдающихся мыслителей и педагогов, краткая биографическая справка и названия их основных работ, что будет способствовать целостному восприятию студентами историко-педагогического наследия. В третьей части настоящего пособия приводятся цитаты из трудов мыслителей прошлого, посвященные педагогам и процессу обучения и воспитания, ставшие афоризмами и «крылатыми фразами». Четвертая часть пособия содержит подробные методические рекомендации по работе с историко-педагогическими текстами при изучении различных педагогических дисциплин, адресованные преподавателям и студентам, и сами задания для самостоятельной работы студентов различного уровня по работе с текстами и афоризмами. 5
Стр.5
В методических рекомендациях по работе с историко-педагогическими текстами раскрываются особенности этих текстов и детально выявляются возможности каждого из заданий. Изучение текстов и работа с материалами пособия может быть успешно организована как на аудиторных занятиях, так и в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении различных педагогических дисциплин по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Все представленные в учебно-методическом пособии материалы призваны стимулировать самостоятельный поиск студентов, способствовать формированию профессиональной направленности будущих учителей. Изучение и анализ предложенных материалов не только будут развивать общую культуру учебного труда и познавательной деятельности, но и способствовать формированию будущих педагогов. общепрофессиональных компетенций 6
Стр.6
ЧАСТЬ 1. УЧИТЕЛЬ И ЕГО ПОДГОТОВКА В ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ 1. ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ 1592 – 1670 гг. Ян Амос Коменский родился в 1592 г. в семье члена религиозной Общины Чешских братьев. Первоначальное образование получил в братской школе, окончив латинскую школу и университет, Коменский сам стал учителем братской школы в Пршерове в 1614 г. В 1618–1621гг. одновременно исполнял обязанности учителя, проповедника и руководителя совета братской Общины в г. Фульнеке. В 1628 г. Коменский вынужден был покинуть родину и стал заниматься педагогической деятельностью в Польше, затем - в Англии, Швеции, Венгрии, Нидерландах. Основоположник научной педагогики главным трудом своей жизни считал «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». В нем Коменский изложил грандиозный гуманистический проект реформирования современного ему общества на основе развития образования и просвещения людей. Важнейшей составной частью «Всеобщего совета» стала «Панпедия» – теория непрерывного образования личности на основе использования закономерностей педагогического процесса. Умер Коменский вдали от родины в Амстердаме. Основные работы: «Открытая дверь языков и всех наук» (учебник) (1631); «Материнская школа» (руководство для семейного воспитания) (1632); «Великая дидактика» (1633-1638); «Пансофическая школа» (сочинение) (1651), «Законы хорошо организованной школы» (1652-1653); «Мир чувственных вещей в картинках» (учебник) (1658); «Единственно необходимое» (сочинение) (1668) и др. 7
Стр.7