Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУВПО Тульский государственный педагогический
университет им. Л. Н. Толстого
А. Н. Шмелев
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ
И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Учебно-методическое пособие
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2010
Стр.1
ББК 32.81я73
Ш72
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор В. В. Персианов;
кандидат педагогических наук, доцент А. Н. Сергеев
(ТГПУ им. Л. Н. Толстого)
Ш72
Шмелев, А. Н.
Использование современных информационных и коммуникационных
технологий в учебном процессе: Учеб.-метод. пособие /
А. Н. Шмелев.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого,
2010.– 116 с.
Государственными стандартами высшего профессионального образования
по группе специальностей «Образование и педагогика» предусмотрена дисциплина
«Использование современных информационных и коммуникационных
технологий в учебном процессе» и определено содержание этой дисциплины.
В пособии содержатся методические рекомендации студентам по изучению
всех разделов курса, представлен теоретический материал, раскрывающий особенности
использования современных информационных и коммуникационных технологий
в учебном процессе, а также методические рекомендации по выполнению
лабораторных работ, способствующих приобретению и закреплению умений и
навыков, необходимых в профессиональной деятельности будущего учителя.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся
по специальностям укрупненной группы «Образование и педагогика»
педагогических вузов.
ББК 32.81я73
Учебное издание
ШМЕЛЕВ Алексей Николаевич
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Учебно-методическое пособие
Корректоры – И. Ю. Минаева, С. А. Солдатова.
Подготовка оригинал-макета – Т. В. Лазарева.
Подписано в печать 06.07.10. Формат 60×90/8. Бумага офсетная.
Печать трафаретная. Усл. печ. л. 7,5.
Тираж 200 экз. Заказ 10/047. «С» 1198.
Издательство Тульского государственного педагогического
университета им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125.
Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
300026, Тула, просп. Ленина, 125.
© А. Н. Шмелев, 2010
© Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Учебная программа по дисциплине ...........................................................5
Теоретические аспекты использования современных
информационных и коммуникационных технологий
в учебном процессе ......................................................................................19
Тема 1. Информатизация общества как социальный процесс
и его основные характеристики................................................................19
1.1. Информационная революция ..........................................................19
1.2. Информационное общество.............................................................20
1.3. Информационное общество в России.............................................25
Тема 2. Цели и задачи использования информационных
и коммуникационных технологий в образовании. ..................................27
2.1. Эволюция информационных
и коммуникационных технологий .................................................27
2.2. Информационные и коммуникационные технологии
в образовании...................................................................................30
Тема 3. Электронные средства учебного назначения:
виды и классификация.................................................................................35
3.1. Краткое описание программного обеспечения..............................36
3.2. Классификация компьютерных средств обучения........................44
3.3. Принципы сочетания традиционных и компьютерноориентированных
подходов в процессе обучения........................45
Тема 4. Использование мультимедиатехнологий как средство
для реализации активных методов обучения..........................................46
4.1. Понятие и классификация мультимедиа ........................................46
4.2. Возможности мультимедиа .............................................................48
4.3. Использование технологии мультимедиа в образовании .............49
4.4. Учебный мультимедиакурс .............................................................51
Тема 5. Телеконференции и учебные проекты, их типология,
структура, содержание, основные этапы проведения ..........................54
5.1. Организация телеконференций: различные типы .........................54
5.2 Учебные проекты ..............................................................................57
Тема 6. Компьютерное тестирование......................................................61
6.1. Параметры проведения контроля знаний.......................................62
6.2. Требования к подсистеме контроля знаний....................................66
6.3. Представление вопросов и ответов.................................................67
6.4. Типы вопросов и ответов.................................................................68
3
Стр.3
Тема 7. Технологии компьютерного дистанционного обучения ..........69
7.1. Общие вопросы технологии дистанционного обучения...............69
7.2. Дистанционные образовательные технологии в школе................78
7.3. Программно-методическое обеспечение технологии ДО.............80
7.4. Модели организации обучения по технологии ДО.......................82
Практическая реализация процесса формирования умений
и навыков использования современных информационных
и коммуникационных технологий в учебном процессе........................85
Лабораторная работа 1. Создание электронного журнала
успеваемости учащихся средней школы
средствами MS Excel.......................................................................85
Лабораторная работа 2. Поиск информационных материалов
по реализации учебно-воспитательного процесса
с использованием глобальной сети Интернет...............................88
Лабораторная работа 3. Составление конспекта урока
с использованием средств ИКТ по предметам специализации
в MS Word ........................................................................................93
Лабораторная работа 4. Проектирование учебной деятельности
средствами Microsoft Power Point при реализации
метода проектов...............................................................................96
Лабораторная работа 5. Создание электронного учебника
средствами Microsoft FrontPage......................................................99
4
Стр.4
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Пояснительная записка
Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу
обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые
компетентности». В мировой образовательной практике понятие
«компетентность» выступает в качестве центрального, своего рода «узлового»,
понятия.
Развитие информационно-коммуникационной компетентности
будущих учителей является в настоящее время одной из наиболее важных
задач системы высшего образования. Информационно-коммуникационная
компетентность будущих учителей понимается не только как
совокупность знаний, умений, навыков студентов, формируемых в процессе
обучения информатике и современным информационным и коммуникационным
технологиям, но и как способность ориентироваться в современном
информационном потоке, как готовность к отбору адекватных
информационных педагогических средств. Об эффективности применения
информационных технологий в преподавании учебных предметов
можно говорить лишь при том условии, если учитель в достаточной мере
мотивирован на их использование в учебном процессе, имеет общие знания
по информатике, владеет программными средствами как общего, так
и учебного назначения, может определить место информационных технологий
в методической системе преподавания предмета.
Целью дисциплины «Использование современных информационных
и коммуникационных технологий в учебном процессе» является
формирование у будущих учителей системы знаний, умений и навыков
в области использования информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) в обучении и образовании, составляющих основу формирования
компетентности специалиста по их применению. Эта важнейшая
цель обусловлена стратегией развития современного общества на основе
знаний и высокоэффективных технологий, что объективно требует внесения
значительных корректив в педагогическую теорию и практику,
активизации поиска новых моделей образования, направленных на повышение
уровня квалификации и профессионализма будущих педагогов.
В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:
− дидактические основы создания и использования ИКТ в образовании;
−
приемы и методы использования средств ИКТ в различных видах
и формах учебной деятельности;
5
Стр.5
− педагогико-эргономические требования к использованию ИКТ
в учебном процессе;
− перспективные направления разработки и использования ИКТ.
Студент должен понимать:
− состав и структуру учебной материальной базы;
− методику использования информационных и коммуникационных
технологий в предметной области;
− организацию управления учебным заведением.
Студент должен уметь:
− использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в своей профессиональной деятельности;
− разрабатывать педагогические технологии, основанные на применении
информационных и коммуникационных технологий;
− разрабатывать обучающие и контролирующие программы для
учебно-воспитательного процесса;
− оценивать качество созданных электронных средств учебного назначения
и характер их применения;
− применять технологию организации дистанционного обучения на
практике.
Основными задачами дисциплины являются:
− формирование компетентности в области использования возможностей
современных средств ИКТ в образовательной деятельности;
− подготовка к методически грамотной организации и проведению
учебных занятий в условиях широкого использования ИКТ в учебном
заведении;
− обучение использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности
специалиста, работающего в системе образования;
− ознакомление с возможностями практической реализации обучения,
ориентированного на развитие личности ученика в условиях использования
технологий мультимедиа, систем искусственного интеллекта,
информационных систем, функционирующих на базе вычислительной
техники, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления,
обработки, передачи, оперативного управления информацией;
− развитие творческого потенциала, необходимого будущему учителю
для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации
в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных
и коммуникационных технологий.
6
Стр.6
Содержание дисциплины
Информатизация образования как фактор развития общества
Информатизация общества как социальный процесс и его основные
характеристики. Гуманитарные и технологические аспекты информатизации.
Влияние информатизации на сферу образования. Изменение механизмов
функционирования и реализации системы общего среднего образования
в условиях информатизации. Формирование информационной
культуры как цели обучения, воспитания и развития учащихся.
Цели и задачи использования информационных
и коммуникационных технологий в образовании
Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Эволюция информационных и коммуникационных технологий. Дидактические
свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.
Образовательные
задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Развивающие
задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Воспитательные задачи
внедрения ИКТ в учебный процесс.
Информационные и коммуникационные технологии
в реализации информационных
и информационно-деятельностных моделей в обучении
Влияние ИКТ на педагогические технологии. Методы построения
информационно-деятельностных моделей в обучении.
Компьютерные технологии, реализующие способы доступа, поиска,
отбора и структурирования информации из электронных баз данных информационно-справочного
и энциклопедического значения. Компьютерные
технологии, использующие различные уровни интерактивного доступа
к учебной информации и управления траекторией обучения.
Электронные средства учебного назначения. Методические цели
использования электронных средств учебного назначения. Решение дидактических
и методических задач с помощью электронных средств
учебного назначения.
Электронные материалы учебного назначения и инструментальные
средства их разработки. Методика использования электронных учебных
материалов.
7
Стр.7
Информационные и коммуникационные технологии
в активизации познавательной деятельности учащихся
Использование мультимедиа и коммуникационных технологий в качестве
средства для реализации активных методов обучения. Телеконференции
и проекты образовательного и учебного назначения, их типология,
структура, содержание, основные этапы проведения.
Информационные и коммуникационные технологии
в реализации системы контроля, оценки и мониторинга
учебных достижений учащихся
Теория и практика создания тестов для системы образования. Компьютерные
технологии, реализующие диагностические процедуры. Педагогическая
информационная система мониторинга качества образования.
Методы сортировки и классификации данных опроса и мониторинга.
Экспертные и аналитические методы
в оценке электронных средств учебного назначения
Оценка и сертификация электронных дидактических средств. Критерии
оценки дидактических, эргономических, психолого-педагогических,
технологических качеств электронных средств учебного назначения.
Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств
учебного назначения.
Информационные и коммуникационные технологии
в учебных предметах
Методы оценки дидактической целесообразности и эффективности
применения ИКТ в обучении. Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных
методических аспектов в процессе изучения
учебного предмета.
Педагогические программные средства как способ решения дидактических
и методических задач обучения.
Литература
Основная
1. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании /
И. Г. Захарова.– М.: Академия, 2003.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования / Под ред. Е. С. Полат.– М., 1999.
8
Стр.8
3. Потеев, М. И. Информационные технологии в образовании:
Введение в специальность: Учеб. пособие / М. И. Потеев. – СПб., 2004.
4. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании:
Дидактические проблемы, перспективы использования /
И. В. Роберт.– М.: Школа-Пресс, 1994.
Дополнительная
5. FrontPage 2000: Полное руководство / М. Мэтьюс, Э. Полсен;
Пер. с англ.; Под ред. О. Б. Витенко.– Киев, 2000.
6. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров:
Педагогика третьего тысячелетия / В. П. Беспалько.– М.: МПСИ,
2002.
7. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат.–
М.: ВЛАДОС, 1998.
8. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы
образования.– М.: Интеллект-центр, 2002.
9. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные
технологии.– М.: Наука, 1999.
10. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного
использования средств вычислительной техники, информатизации и
коммуникации в сфере общего среднего образования / Ин-т информатизации
образования РАО; Науч. рук. И. В. Роберт // Информатика и образование.–
2000.– № 4, 5, 7.– 2001.– № 1.
9
Стр.9
№
занятия
2
Понятие и эволюция информационных
и коммуникационных технологий
4 Понятие и устройства мультимедиа
6 Компьютерное тестирование. Разработка теста по
заданной теме школьного курса с использованием
инструментальных программных средств
7 Экспертные и аналитические методы оценки
электронных средств учебного назначения
8 Информационные и коммуникационные технологии
в учебных предметах. Дистанционное образование
9 Создание электронного журнала успеваемости
учащихся средней школы средствами MS Excel
10 Поиск информации образовательного назначения
на заданную тему в сети Интернет
11 Составление конспекта урока с использованием
средств ИКТ по предметам специализации в MS
Word
12 Разработка фрагмента электронного учебника,
учебного проекта по заданной теме
школьного курса
3 Электронные средства учебного назначения:
виды и классификация
Учебно-тематический план
Тема занятия
Количество часов
лк сем лаб срс
1 Информатизация общества как социальный процесс 2
2
2
2
2
2 2 2
2
5 Телеконференции и учебные проекты, их типология,
структура, содержание, основные этапы проведения 2 2 2
2
2
2
2
2
2
8
6
Итого: 10 10 16 36
4
4
4
4
4
2
10
Стр.10