Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический
университет им. Л. Н. Толстого
С. Ю. ПАНАСИНА
Теория и методика
обучения праву
Практикум
Тула
Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого
2010
Стр.1
ББК 67.405я73
П16
Рецензенты:
кандидат юридических наук А. А. Воронина
(Российский государственный профессионально-педагогический
университет, г. Екатеринбург);
кандидат юридических наук И. В. Крылов
(Российская таможенная академия им. В. Б. Бойкова,
Санкт-Петербург);
кандидат политических наук С. В. Краюшкина
(Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого)
П16
Панасина, С. Ю.
Теория и методика обучения праву: Практикум / С. Ю. Панасина. –
Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. – 72 с.
Практикум предназначен для проведения практических занятий по
дисциплине «Теория и методика обучения праву» со студентами, обучающимися
по направлению 540400 «Социально-экономическое образование»,
профиль «Юриспруденция» (бакалавриат) на факультете истории
и права Тульского государственного педагогического университета
им. Л. Н. Толстого. Содержит результаты исследования по проблеме «Оказание
правовой помощи социально незащищенным слоям населения на базе
студенческой юридической клиники», организационно-методические указания
и предложения по совершенствованию преподавания правовых дисциплин,
список литературы и нормативных правовых актов.
ББК 67.405я73
Издание осуществлено за счет средств
гранта губернатора Тульской области
(свидетельство № 17-2008 от 16.01.2009 г.)
© С. Ю. Панасина, 2010
© Издательство ТГПУ
им. Л. Н. Толстого,
2010
Стр.2
Программа
учебного курса дисциплины
«Теория и методика обучения праву»
Пояснительная записка
Актуальность изучения правовых дисциплин обусловливается
рядом причин: необходимостью формирования правовой культуры
граждан, коренными изменениями, сопутствующими становлению
гражданского общества и формированию правового государства
в России, в условиях которого стремительно возрастает роль права –
главного регулятора общественных и гражданских отношений.
Теория и методика обучения праву включена в Государственный
образовательный стандарт по направлению специальности 050402
«История» (с дополнительной «Юриспруденция») и по направлению
540400 «Социально-экономическое образование», профиль
«Юриспруденция» в качестве обязательной учебной дисциплины.
В соответствии с государственными требованиями (федеральный
компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки
выпускник вуза должен получить представление о закономерностях
развития современного общества, о формировании личности
законопослушного гражданина; осознавать закономерности
межличностных отношений в быту и организованном коллективе;
владеть элементарными знаниями и навыками анализа психологопедагогических
и правовых ситуаций, решения педагогических
и правовых задач.
«Теория и методика обучения праву» – одна из ведущих учебных
дисциплин, изучаемых студентами педагогического вуза, обучающихся
по профилю юриспруденции, важная и актуальная из
отраслевых наук о развитии и становлении правового образования.
Будучи достаточно молодой, по сравнению с другими гуманитарными
отраслями научных знаний, она требует адаптации, определения
места как в своем блоке общепрофессиональных дисциплин,
так и в составе учебных предметов, включенных в программу элективных
правовых курсов.
В программу изучения курса «Теория и методика обучения
праву» включены основные вопросы, в которых изложены положения
о стадиях развития личности, общества и государства, социальных,
политических, экономических и правовых явлениях в современной
России. Основополагающее значение для изучения
теории и методики обучения праву имеют нормы Конституции РФ,
3
Стр.3
Конвенции ООН «О правах ребенка», Закона РФ «Об образовании»,
Семейного, Трудового и Гражданского Кодексов, так как в
них содержатся основные правовые гарантии защиты прав и свобод
граждан РФ, нормы правового регулирования субъектов трудовых,
административных, семейных, наследственных, экологических,
образовательных, социальных отношений.
Главное назначение настоящего учебного курса состоит в
предметном ознакомлении студентов, получивших к началу его
изучения достаточно обширные и глубокие знания не только психолого-педагогического,
но и правового характера, с теоретическими
и методологическими основами, а также с практическими
формами и приемами различных методик правового обучения, в
освоении которых лежат практические умения и навыки эффективного
использования и применения конкретных методик правового
обучения и воспитания.
Основными задачами учебного курса являются:
• освоение студентами теоретических основ обучения праву
различных категорий и групп населения, прежде всего учащихся
общеобразовательных учебных заведений и учреждений профессионального
уровня;
• практическое освоение студентами различных методик,
главным образом интерактивного характера обучения правовых
дисциплин, формирование умений и навыков планирования организации,
подготовки и проведения занятий по праву, применения
разнообразных методов и приемов правового обучения;
• формирование у будущих учителей права умений и навыков
анализа собственной педагогической деятельности в правовом
обучении;
• формирование у студентов умений и навыков воспитательной
работы в процессе обучения праву.
Учебный курс «Теория и методика обучения праву» представляет
собой одну из наиболее характерных особенностей учебного
плана, в соответствии с которым осуществляется подготовка специалистов
по специальности 050402 «История» с дополнительной
«Юриспруденция» (квалификация – «Учитель истории и права»).
Данный курс непосредственно связан с одним из главных направлений
профессиональной деятельности будущих выпускников вуза –
преподаванием правовых дисциплин в учебных заведениях различного
профиля и уровня. Кроме того, содержание курса охватывает и
вопросы, связанные с методикой правового обучения различных категорий
населения вне рамок аудиторных занятий (пропаганда пра4
Стр.4
вовых знаний среди несовершеннолетних, встречи-беседы и консультации
граждан, информация об уровне правовой грамотности
населения через современные средства массовой информации).
Настоящий учебный курс тесно связан с другими дисциплинами,
изучаемыми по учебному плану, которые самым непосредственным
образом оказывают влияние на формирование профессиональных
качеств будущего учителя истории и права. Это прежде
всего общая и профессиональная педагогика, возрастная и юридическая
психология, логика, социология, политология, культурология,
философия, отраслевые правовые дисциплины, дисциплины
общепрофессионального блока федерального и регионального компонентов
Государственного образовательного стандарта.
Специфической чертой курса является то, что лекционные занятия
проводятся преимущественно в формах, характерных для
проблемных (активных) методов правового обучения: лекциибеседы,
лекции-дискуссии, лекции-диалоги и др. Семинарские и
практические занятия со студентами проводятся в режиме интерактивных
форм правового обучения: игровые методы, дискуссии,
«мозговые штурмы», «круглые столы», деловые и ролевые игры.
Студенты, освоившие учебный курс «Теория и методика обучения
праву», должны
знать:
• теоретические и дидактические основы профессиональной
деятельности;
• особенности права как предмета обучения и специфику
преподавания различных отраслей права;
• особенности правового обучения учащихся образовательных
учреждений, дошкольного и общеобразовательного уровня;
• специфику обучения праву студентов неюридических специальностей
учреждений начального, среднего и высшего профессионального
образования;
• особенности правового обучения в учреждениях дополнительного
образования для детей и взрослых;
• принципы, формы и методы правового обучения и воспитания
различных категорий населения, прежде всего учащихся образовательных
учреждений;
• современные образовательные технологии и методики в
области правового образования, в том числе и особенно методики
интерактивного обучения;
• психологические основы педагогической деятельности;
5
Стр.5
• организацию, подготовку (планирование) и проведение занятий
по правовым дисциплинам;
• средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам;
• основы научной организации труда преподавателя (учителя)
права;
• особенности межпредметных и междисциплинарных связей
в процессе правового обучения;
• принципы и системы контроля за качеством и эффективностью
правового обучения;
• основы и
особенности
организации
научноисследовательской
деятельности учащихся общеобразовательных
учреждений, студентов и слушателей учреждений различного
уровня профессионального образования;
• особенности самостоятельной работы обучающихся с правовой
научной и учебной литературой, нормативно-правовыми источниками,
при выполнении письменных работ (рефератов, научных
докладов, контрольных, курсовых и дипломных работ);
уметь:
• эффективно использовать различные методы (методики)
обучения права при проведении занятий с разными категориями
обучающихся;
• применять технические и современные информационные
средства при обучении праву;
• организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;
•
организовывать самостоятельную работу обучающихся
при изучении правовых дисциплин;
• применять существующие и собственные методы психологического
анализа и стимуляции учебной деятельности в процессе
правового обучения;
• организовывать научно-исследовательскую работу учащихся,
студентов и слушателей образовательных учреждений различного
уровня.
Для удобства освоения курса каждая из программных тем подразделена
на несколько относительно самостоятельных вопросов, которые
могут стать предметом выступлений на семинарских занятиях, а
также послужить темой для подготовки докладов и рефератов.
На современном этапе актуальными остаются проблемы развития
общества в свете истории правовых и политических учений,
теории государства и права, социологии, теории конституционного
права, политологии, гражданско-правовых наук. В программу изу6
Стр.6
чения курса «Теория и методика обучения праву» включены основные
вопросы, в которых изложены положения о стадиях развития
общества, социальных, политических и правовых явлений. Одним
из условий полного и устойчивого усвоения предмета является
изучение понятийного аппарата. Формой контроля полученных знаний,
умений и навыков студентов являются семинарские занятия.
Практические навыки студенты совершенствуют в ходе организации
практикума на базе студенческой юридической клиники.
Итоговый контроль представлен в форме зачета (6 семестр),
экзамена (7 семестр).
Содержание курса лекционных занятий
Тема 1. Место и роль теории и методики обучения праву в
системе педагогических и юридических дисциплин
Предмет науки. Закономерности развития правовой дисциплины.
Цели и задачи изучения правовых дисциплин. Условия достижения
целей изучения правовых дисциплин. Понятие системы
образования. Реализация функций науки как теория и методика
обучения праву (изменение законодательства, норм права, моделей
поведения людей, подходов к вопросам организации правового образования).
Тема
2. Методика обучения праву: объект, предмет, задачи
Сфера обучения праву. Основные задачи и функции методики
обучения праву. Учебная правовая литература, ее технология обработки.
Критерии отбора учебного материала. Методика работы с учебным
материалом. Принципы современной методики обучения праву.
Тема 3. Право как предмет обучения
Предмет методики. Методика как наука. Основные задачи методики
обучения праву.
Тема 4. Инновации в обучении праву
Инновации в содержании правовых курсов. Инновации в технологии
обучения. Инновации в управляющей системе школы. Инновации
в воспитательной работе школы. Частные, модульные и
системные инновации. Педагогические технологии.
Тема 5. Учебная литература по праву и планирование
правового обучения в школе
Закон Российской Федерации «Об образовании». Нормативные
документы, регламентирующие содержание образования. Учебный
план. Базисный план. Типовой учебный план. Учебная программа.
7
Стр.7