Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Подготовка и проведение уроков декоративного рисования в начальной школе (220,00 руб.)

1   0
АвторыАнтоненкова И. Н.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц64
ID186545
АннотацияДанное учебно-методическое пособие включает в себя методические и практические рекомендации, которые позволяют подготовить и провести урок декоративного рисования в начальной школе в соответствии с современными требованиями к уроку изобразительного искусства. Пособие предназначено для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования», бакалавров направления 050700 «Педагогика» (профиль подготовки 050707 «Начальное образование») и учителей начальных классов.
ББК74.200.54
Подготовка и проведение уроков декоративного рисования в начальной школе : Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и учителей начальных классов / И.Н. Антоненкова .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2010 .— 64 с. — URL: https://rucont.ru/efd/186545 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И. Н. Антоненкова ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и учителей начальных классов Тула Издательство ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого 2010 ББК 74.200.54 А72 Рецензент – кандидат педагогических наук А. В. Степанова А72 Антоненкова, И. Н. Подготовка и проведение уроков декоративного рисования в начальной школе: Учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов и учителей начальных классов / И. Н. Антоненкова. <...> Данное учебно-методическое пособие включает в себя методические и практические рекомендации, которые позволяют подготовить и провести урок декоративного рисования в начальной школе в соответствии с современными требованиями к уроку изобразительного искусства. <...> ББК 74.200.54 Учебное издание Антоненкова Ирина Николаевна ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Учебно-методическое пособие Подготовка оригинал-макета – О. А. Нестерова. <...> Л. Н. Толстого, 2010 Введение Учебно-методическое пособие «Подготовка и проведение уроков декоративного рисования в начальной школе» подготовлено в помощь студентам, изучающим дисциплины: «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом». <...> Пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности «Педагогика и методика начального образования» Министерства образования и науки РФ, утвержденным 31.01.2005 г. Материал разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уроку изобразительного искусства в начальной школе и действующими программами общеобразовательных учреждений. <...> В пособии представлены: общие сведения о народном и декоративно-прикладном искусстве; требования к составлению конспектов урока по изобразительному искусству в начальной школе; структура формулирования целей и задач уроков; методические рекомендации по организации и проведению <...>
Подготовка_и_проведение_уроков_декоративного_рисования_в_начальной_школе.pdf
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого И. Н. Антоненкова ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и учителей начальных классов Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2010
Стр.1
ББК 74.200.54 А72 Рецензент – кандидат педагогических наук А. В. Степанова Антоненкова, И. Н. А72 Подготовка и проведение уроков декоративного рисования в начальной школе: Учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов и учителей начальных классов / И. Н. Антоненкова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. – 64 с. Данное учебно-методическое пособие включает в себя методические и практические рекомендации, которые позволяют подготовить и провести урок декоративного рисования в начальной школе в соответствии с современными требованиями к уроку изобразительного искусства. Пособие предназначено для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования», бакалавров направления 050700 «Педагогика» (профиль подготовки 050707 «Начальное образование») и учителей начальных классов. ББК 74.200.54 Учебное издание Антоненкова Ирина Николаевна ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Учебно-методическое пособие Подготовка оригинал-макета – О. А. Нестерова. Художественное оформление – Е. А. Свиридова. Подписано в печать 27.04.2010. Формат 60 Ч 90/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Печать трафаретная. Усл. печ. л. 4,0. Тираж 100 экз. Заказ 10/023. «С» 1183. Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. © И. Н. Антоненкова, 2010 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010
Стр.2
Введение Учебно-методическое пособие «Подготовка и проведение уроков декоративного рисования в начальной школе» подготовлено в помощь студентам, изучающим дисциплины: «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом». Пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности «Педагогика и методика начального образования» Министерства образования и науки РФ, утвержденным 31.01.2005 г. Материал разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уроку изобразительного искусства в начальной школе и действующими программами общеобразовательных учреждений. Пособие подготовлено с целью, оказать студентам и учителям начальных классов помощь в подготовке и проведении уроков декоративного рисования на занятиях изобразительного искусства, сделать их интересными, продуктивными, развивающими. В пособии представлены: общие сведения о народном и декоративно-прикладном искусстве; требования к составлению конспектов урока по изобразительному искусству в начальной школе; структура формулирования целей и задач уроков; методические рекомендации по организации и проведению уроков; образцы написания конспектов уроков для разных классов. В справочном материале даны основные сведения по некоторым народным промыслам России, и Тульского края, которые изучаются в начальной школе на уроках изобразительного искусства: история их происхождения, сюжеты, элементы декора, технология и современное развитие. 1. Основы декоративно-прикладного искусства 1.1. Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры Рисование не только дает учащимся основы графической грамоты, но и способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно они развиваются на уроках декоративного рисования. Народное и декоративноприкладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие, передает художественный опыт народа, сохраняют ее историческую память. 3
Стр.3
Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников. В живописных полотнах замечательных мастеров А. Венецианова, В. Васнецова, М. Врубеля, К. Петрова – Водкина воплощены народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве. Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования. Декоративная работа развивает эстетический вкус, творческое воображение детей, знакомит их с ролью декоративно-прикладного искусства, творчеством народных мастеров в быту. Во время занятий учащиеся изучают взаимосвязь практического назначения предмета, его формы, материала и элементов украшения, учатся отличать действительно художественное решение от мещанского украшательства. Декоративная работа должна дать школьникам элементарное представление о технической эстетике. Декор в переводе с французского означает украшение. Декоративноприкладное искусство (далее ДПИ) – один из видов пластических искусств, и подразделяется на: – монументально-декоративное (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.); – декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия); – оформительское искусство. Область применения ДПИ: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающиеся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком – в своей конструкции, пропорциях, деталях, а также отделке и приносить человеку эстетическое наслаждение. 4
Стр.4
Еще одна область декоративно-прикладного искусства связана с украшением самого человека – создание художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями. Но в последнее время костюм все чаще относят к дизайну одежды. Однако декоративные изделия демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства создает художественная промышленность, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Большое значение в декоративном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) и является ее структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни. 1.2. Орнамент. Виды орнамента и их структура Орнамент от латинского – украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Ритм этот повторяющиеся действия или явления (дыхание, пульс, ходьба; в природе – смена дня и ночи, времен года, приливы и отливы и т. д.) Ритм в орнаменте – чередование элементов узора в определенной последовательности через определенные промежутки. Все изображения в декоративных орнаментах упрощены, т. е. стилизованы. Стилизация – это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов. Упростить – значит подчеркнуть выразительные стороны предмета, опустив малозначащие детали. Виды орнаментов Геометрический – состоит из точек, прямых и перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звезд, и других геометрических фигур. Большим разнообразием отличаются геометрические орнаменты в странах Востока, встречается в вышивках, в украшениях ковров, в резьбе по дереву. Растительный – состоит из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток, гирлянд и т. д. – в изделиях хохломы, городца, полховского-майдана, вышивках и т. д. Зооморфный (зверообразный) – изображения из фантастических и реальных животных, птиц, рыб или из их отдельных частей тела (рога, конская голова и т. п.); применяется в вышивке, вязании, вологодских кружевах, ткачестве, городецкой и мезенской росписи, домовой резьбе. 5
Стр.5
Антропоморфный (человекообразный) – состоит из мужских и женских фигур и полуфигур или частей лица и тела человека. Сюда же можно отнести и фантастические существа типа дева-птица, человек-конь и т. п. – русская вышивка, кружево, резьба по дереву. Комбинированный – когда в узорах встречаются сочетания самых разнообразных мотивов: геометрических, растительных, зооморфный, антропоморфный – русский крестьянский костюм. По композиции орнаменты бывают: 1. Бесконечные: ленточные и сетчатые. 2. Замкнутые орнаменты: в круге, квадрате, прямоугольнике и т. д. Бесконечный ленточный орнамент – это орнамент в полосе: фриз, бордюр, кайма, тесьма; их можно продолжить вправо и влево. Чередование элементов в ленточном орнаменте может быть по форме, по цвету, по цвету и по форме. Бесконечный сетчатый орнамент – это обои, паркет, ткань. В его основе может быть 17 принципиально разных типов сеток, на которых располагаются элементы орнамента. Основных сеток пять: квадратная, прямоугольная, ромбическая, треугольная и сетка системы параллелограммов. Замкнутые орнаменты. В квадрате Узор располагается по сторонам квадрата (скатерти, салфетки). Деление идет по средней линии на 4 части, в которых повторяются элементы орнамента. Узор идет по диагоналям. Зеркально – симметричное расположение узора. В круге. Узор располагается в центре. По концентрическим кругам. По радиусам. Зеркально – симметрическое расположение узора. Орнамент, созданный в круге, делением его на равные части диаметрами, называется розеттой или розеткой. Цвет в орнаменте – одно из выразительных средств в ДПИ, рассматривается как важнейший компонент декоративного образа. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастом. Художники заботятся о гармоничном соотношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими. 1.3. Народные художественные промыслы России Народное искусство – явление целостное, так как его основой является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятельность, обряды и праздники. В предметах народного искусства мате6
Стр.6