Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет
имени Л. Н. Толстого
И. Н. Антоненкова
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ
ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Учебно-методическое пособие
для студентов педагогических вузов
и учителей начальных классов
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2010
Стр.1
ББК 74.200.54
А72
Рецензент –
кандидат педагогических наук А. В. Степанова
Антоненкова, И. Н.
А72
Подготовка и проведение уроков декоративного рисования в начальной
школе: Учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов и учителей
начальных классов / И. Н. Антоненкова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед.
ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. – 64 с.
Данное учебно-методическое пособие включает в себя методические
и практические рекомендации, которые позволяют подготовить и
провести урок декоративного рисования в начальной школе в соответствии
с современными требованиями к уроку изобразительного искусства.
Пособие предназначено для студентов специальности 050708. 65
«Педагогика и методика начального образования», бакалавров направления
050700 «Педагогика» (профиль подготовки 050707 «Начальное образование»)
и учителей начальных классов.
ББК 74.200.54
Учебное издание
Антоненкова Ирина Николаевна
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ
УРОКОВ ДЕКОРАТИВНОГО
РИСОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Учебно-методическое пособие
Подготовка оригинал-макета – О. А. Нестерова.
Художественное оформление – Е. А. Свиридова.
Подписано в печать 27.04.2010. Формат 60 Ч 90/16. Бумага офсетная.
Гарнитура «Таймс». Печать трафаретная. Усл. печ. л. 4,0.
Тираж 100 экз. Заказ 10/023. «С» 1183.
Издательство Тульского государственного педагогического
университета им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125.
Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
300026, Тула, просп. Ленина, 125.
© И. Н. Антоненкова, 2010
© Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010
Стр.2
Введение
Учебно-методическое пособие «Подготовка и проведение уроков
декоративного рисования в начальной школе» подготовлено в помощь
студентам, изучающим дисциплины: «Методика преподавания изобразительного
искусства с практикумом».
Пособие составлено в соответствии с государственным образовательным
стандартом высшего профессионального образования специальности
«Педагогика и методика начального образования» Министерства
образования и науки РФ, утвержденным 31.01.2005 г.
Материал разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми
к уроку изобразительного искусства в начальной школе и действующими
программами общеобразовательных учреждений.
Пособие подготовлено с целью, оказать студентам и учителям начальных
классов помощь в подготовке и проведении уроков декоративного
рисования на занятиях изобразительного искусства, сделать их интересными,
продуктивными, развивающими.
В пособии представлены: общие сведения о народном и декоративно-прикладном
искусстве; требования к составлению конспектов урока
по изобразительному искусству в начальной школе; структура формулирования
целей и задач уроков; методические рекомендации по организации
и проведению уроков; образцы написания конспектов уроков для
разных классов. В справочном материале даны основные сведения по
некоторым народным промыслам России, и Тульского края, которые изучаются
в начальной школе на уроках изобразительного искусства: история
их происхождения, сюжеты, элементы декора, технология и современное
развитие.
1. Основы декоративно-прикладного искусства
1.1. Народное и декоративно-прикладное искусство
в системе ценностей культуры
Рисование не только дает учащимся основы графической грамоты, но и
способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно они
развиваются на уроках декоративного рисования. Народное и декоративноприкладное
искусство являются неотъемлемой частью художественной
культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные
традиции нации, миропонимание, мировосприятие, передает художественный
опыт народа, сохраняют ее историческую память.
3
Стр.3
Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной
культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных
художников. В живописных полотнах замечательных мастеров
А. Венецианова, В. Васнецова, М. Врубеля, К. Петрова – Водкина воплощены
народные представления о мире, величии человека и природы, общность
традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.
Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного
опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры.
В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая
его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством,
с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами
играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного
искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственную
сферы раскрывают большие возможности для использования
изделий традиционных народных художественных промыслов в системе
образования.
Декоративная работа развивает эстетический вкус, творческое воображение
детей, знакомит их с ролью декоративно-прикладного искусства,
творчеством народных мастеров в быту. Во время занятий учащиеся изучают
взаимосвязь практического назначения предмета, его формы, материала
и элементов украшения, учатся отличать действительно художественное
решение от мещанского украшательства. Декоративная
работа должна дать школьникам элементарное представление о технической
эстетике.
Декор в переводе с французского означает украшение. Декоративноприкладное
искусство (далее ДПИ) – один из видов пластических искусств,
и подразделяется на:
– монументально-декоративное (витражи, мозаики, росписи на фасадах
и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.);
– декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные
изделия);
– оформительское искусство.
Область применения ДПИ: создание художественных изделий,
имеющих практическое назначение в быту и отличающиеся декоративной
образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и
т. д.). Все предметы, окружающие человека, должны быть не только
удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен
целиком – в своей конструкции, пропорциях, деталях, а также отделке и
приносить человеку эстетическое наслаждение.
4
Стр.4
Еще одна область декоративно-прикладного искусства связана с
украшением самого человека – создание художественно выполненного
костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью
и ювелирными изделиями. Но в последнее время костюм все чаще относят
к дизайну одежды.
Однако декоративные изделия демонстрируют не только эстетический
вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других
видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей.
И хотя сегодня изделия прикладного искусства создает художественная
промышленность, они в значительной мере сохраняют национальные
особенности.
Большое значение в декоративном искусстве отводится орнаменту,
который украшает предмет (вещь) и является ее структурным элементом.
Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.
1.2. Орнамент. Виды орнамента и их структура
Орнамент от латинского – украшение, узор, построенный на ритмическом
чередовании и организованном расположении элементов.
Ритм этот повторяющиеся действия или явления (дыхание, пульс, ходьба;
в природе – смена дня и ночи, времен года, приливы и отливы и т. д.)
Ритм в орнаменте – чередование элементов узора в определенной последовательности
через определенные промежутки.
Все изображения в декоративных орнаментах упрощены, т. е. стилизованы.
Стилизация
– это декоративное обобщение и выделение характерных
особенностей объектов с помощью ряда условных приемов. Упростить –
значит подчеркнуть выразительные стороны предмета, опустив малозначащие
детали.
Виды орнаментов
Геометрический – состоит из точек, прямых и перекрещивающихся
линий, зигзагов, кругов, звезд, и других геометрических фигур. Большим
разнообразием отличаются геометрические орнаменты в странах Востока,
встречается в вышивках, в украшениях ковров, в резьбе по дереву.
Растительный – состоит из стилизованных листьев, цветов, плодов,
веток, гирлянд и т. д. – в изделиях хохломы, городца, полховского-майдана,
вышивках и т. д.
Зооморфный (зверообразный) – изображения из фантастических и
реальных животных, птиц, рыб или из их отдельных частей тела (рога,
конская голова и т. п.); применяется в вышивке, вязании, вологодских
кружевах, ткачестве, городецкой и мезенской росписи, домовой резьбе.
5
Стр.5
Антропоморфный (человекообразный) – состоит из мужских и женских
фигур и полуфигур или частей лица и тела человека. Сюда же можно
отнести и фантастические существа типа дева-птица, человек-конь
и т. п. – русская вышивка, кружево, резьба по дереву.
Комбинированный – когда в узорах встречаются сочетания самых
разнообразных мотивов: геометрических, растительных, зооморфный,
антропоморфный – русский крестьянский костюм.
По композиции орнаменты бывают:
1. Бесконечные: ленточные и сетчатые.
2. Замкнутые орнаменты: в круге, квадрате, прямоугольнике и т. д.
Бесконечный ленточный орнамент – это орнамент в полосе: фриз,
бордюр, кайма, тесьма; их можно продолжить вправо и влево. Чередование
элементов в ленточном орнаменте может быть по форме, по цвету, по
цвету и по форме.
Бесконечный сетчатый орнамент – это обои, паркет, ткань. В его основе
может быть 17 принципиально разных типов сеток, на которых располагаются
элементы орнамента. Основных сеток пять: квадратная, прямоугольная,
ромбическая, треугольная и сетка системы параллелограммов.
Замкнутые орнаменты.
В квадрате
Узор располагается по сторонам квадрата (скатерти, салфетки).
Деление идет по средней линии на 4 части, в которых повторяются
элементы орнамента.
Узор идет по диагоналям.
Зеркально – симметричное расположение узора.
В круге.
Узор располагается в центре. По концентрическим кругам. По радиусам.
Зеркально – симметрическое расположение узора.
Орнамент, созданный в круге, делением его на равные части диаметрами,
называется розеттой или розеткой.
Цвет в орнаменте – одно из выразительных средств в ДПИ, рассматривается
как важнейший компонент декоративного образа. Достижение выразительности
в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастом.
Художники заботятся о гармоничном соотношении цветов, причем
реальные цвета предметов могут быть заменены символическими.
1.3. Народные художественные промыслы России
Народное искусство – явление целостное, так как его основой является
жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятельность,
обряды и праздники. В предметах народного искусства мате6
Стр.6