«Теория и методика воспитания» – составная часть комплекса
педагогических дисциплин в системе многоуровневого педагогического
образования. <...> ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ЕГО ЦЕЛЬ И СУЩНОСТЬ
Воспитание как целенаправленный процесс культуроемкого развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность воспитанника. <...> Именно уровень актуального развития ребенка в данный конкретный период времени является первопричиной
определения цели, а затем и содержания, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в определенной степени оказывает влияние уровень профессионализма педагога. <...> Воспитание осуществляется через воспитательный процесс – целенаправленный процесс взаимодействия: индивид-индивид, индивид–
группа, индивид–коллектив. <...> Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при специально организованном взаимодействии субъектов,
направленном на осуществление педагогических целей, – воспитательном или педагогическом процессе. <...> Воспитательный процесс – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса. <...> Цель воспитательного процесса – ориентация школьников на
самовоспитание, саморазвитие, самореализацию. <...> Результат будет косвенно зависеть от цели согласно которой будут выбраны методы,
формы и средства взаимодействия между воспитателем и воспитанником. <...> Результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учетом главной цели воспитания, а также от методик и технологий воспитательного процесса. <...> 1 Виды воспитания
Семейное
Конфессиональное
(религиозное)
Школьное
Воспитание в специальных
учебных заведениях
Трудовое
Физическое <...>
Теория_и_методика_воспитания.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
М.Д.
Большакова, И.В. Кузьменко, А.А. Семено
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
Учебное пособие
для студентов заочной формы обучения
Шуя 2009
Стр.1
УДК 37.018.2
ББК 74.200
Т 34
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный
педагогический университет»
Теория и методика воспитания: Учебное пособие/ М.Д. Большакова,
И.В.Кузьменко, А.А. Семено. – Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ»
2009. – 101 с.
Рецензенты:
кафедра педагогики и психологии Института развития образования по
Ивановской области (Полывянная М.Т., кандидат социологических
наук);
Вольхин С.М., доктор педагогических наук
Учебное пособие «Теория и методика воспитания» разработано
с целью методического обеспечения дисциплины «Теория и методика
воспитания» для студентов очной формы обучения специальности
050711.65 Социальная педагогика. Пособие предлагает обобщенный материал
для подготовки к семинарским и практическим занятиям по теории
и методики воспитания, способствует совершенствованию подготовки
будущих профессионалов в своей отрасли.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования.
Информация представлена в виде тезисов, таблиц, и краткого
списка определений и понятий по данной дисциплине.
Издание предназначено для студентов педагогических специальностей
с целью самоподготовки, самопроверки и самооценки, полученных
ими знаний, умений и навыков.
© М.Д. Большакова, И.В.Кузьменко, А.А. Семено, 2009
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009
2
Стр.2