Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.

Инновации в образовании и лингвистике. Материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции (290,00 руб.)

0   0
АвторыАвдосенко Елена Валериановна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц280
ID179686
АннотацияСборник представляет собой материалы II Всероссийской интернет-конференции по вопросам медиаобразования и инноваций в социуме. Содержит публикации ведущих ученых России, преподавателей и аспирантов ФГБОУ ВПО "ИГЛУ". В фокусе обсуждения находится формирование компетенций обучающихся в разных типах образовательных учреждений.
Кому рекомендованоПредназначены для студентов, магистрантов, аспирантов, учителей школ и преподавателей высших учебных заведений.
ISBN978-5-88267-347-4
ББК81.00+74.00
Инновации в образовании и лингвистике. Материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции / ред. Е.В. Авдосенко .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2012 .— 280 с. — ISBN 978-5-88267-347-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/179686 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» Инновации в образовании и лингвистике Материалы II Всероссийской интернет-конференции (Иркутск, 5-9 декабря 2011 г.) Электронное издание Иркутск ИГЛУ 2012 1 ББК 81.00+74.00 И 66 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета И 66 Инновации в образовании и лингвистике [Электронный ресурс]: материалы II Всероссийской интернет-конференции (Иркутск, 5-9 декабря 2011 г.). <...> ISBN 978-5-88267-347-4 Ответственный редактор: кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» Е.В. Авдосенко. <...> ББК 81.00+74.00 Научное издание Инновации в образовании и лингвистике Материалы II Всероссийской интернет-конференции (Иркутск, 5-9 декабря 2011 г.) Электронное издание Дизайн, программное обеспечение <...> Э.А. Житницкая, Т.А. Давыдова, Н.И. Торунова (г. Иркутск) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ............. 35 <...> В.Г. Демидова (г. Киренск) ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА СУДОВОДИТЕЛЕЙ ............................................. 43 <...> Т.А. Жданко (г. Иркутск) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА БАКАЛАВРА КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА ................... 55 <...> Кулиш) МЕДИАЦЕНТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ ООШ №16 <...> Е.А. Юрковская (г. Иркутск) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТРЕНИНГОВЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (опыт организации смешанного обучения по дисциплине Тренинг «Стратегии успешного изучения английского языка») ...................................... 129 ИННОВАЦИИ В СОЦИУМЕ <...> Д.Ю. Камозин (г. Иркутск) К ВОПРОСУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ШТРИХОВОГО КОДИРОВАНИЯ В ЛОГИСТИКЕ ООО ТОРГОВАЯ ГРУППА «ВОСТОК – КОСМЕТИК <...>
Инновации_в_образовании_и_лингвистике._Материалы_II_Всероссийской_научно-практической_интернет-конференции.pdf
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» Инновации в образовании и лингвистике Материалы II Всероссийской интернет-конференции (Иркутск, 5-9 декабря 2011 г.) Электронное издание Иркутск ИГЛУ 2012 1
Стр.1
ББК 81.00+74.00 И 66 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета И 66 Инновации в образовании и лингвистике [Электронный ресурс]: материалы II Всероссийской интернет-конференции (Иркутск, 5-9 декабря 2011 г.). – Иркутск : ИГЛУ, 2012. – 274 с. – Режим доступа: CD-R. ISBN 978-5-88267-347-4 Ответственный редактор: кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» Е.В. Авдосенко. В рамках конференции были представлены такие направления, как «Образовательные технологии», «Информационные технологии», «Инновации в социуме», «Лингво-когнитивные исследования». Предназначены для студентов, магистрантов, аспирантов, учителей школ и преподавателей высших учебных заведений. ББК 81.00+74.00 Научное издание Инновации в образовании и лингвистике Материалы II Всероссийской интернет-конференции (Иркутск, 5-9 декабря 2011 г.) Электронное издание Дизайн, программное обеспечение Зав. РИО А.А. Куйдин А.В. Каверзина Подписано в печать 10.01.2012. Поз. плана 151. Усл. печ. л. 17,25. Тираж 500 экз. ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» 664025, Иркутск, ул. Ленина, 8 Изготовлено в ООО «Репроцентр А 1» г. Иркутск, ул. Ал. Невского, 99/2 тел. 540-940 ISBN 978-5-88267-347-4 © Иркутский государственный лингвистический университет, 2011 2
Стр.2
Содержание ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И.И. Халеева (Москва) СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗОВ КАК НОВАЯ ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СТРАНАХ СНГ И ШОС ................................................................... 7 Н.М. Бабкова (г. Красноярск) РЕЙТИНГ-ПЛАН КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СТУДЕНТОВ ........................................................ 16 Л.И. Бондаренко, В.А. Каплина (г. Черемхово) КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА СПО С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА ................................................... 19 Е.А. Волкова (г. Иркутск) ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ .................................................................. 27 Э.А. Житницкая, Т.А. Давыдова, Н.И. Торунова (г. Иркутск) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ............. 35 В.Г. Демидова (г. Киренск) ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА СУДОВОДИТЕЛЕЙ ............................................. 43 Д.Н. Дубровский (с. Барлук) К ВОПРОСУ О ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКЕ ............................................................................. 48 Т.А. Жданко (г. Иркутск) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА БАКАЛАВРА КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА ................... 55 Н.О. Карповская (г. Братск) ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ .................................................................... 61 О.Г. Корзенникова (г. Киренск) ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩИХ СУДОВОДИТЕЛЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ........................................................... 68 О.А. Молокова (г. Иркутск) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ................................. 74 Т.Н. Немирич (Чунский район Иркутской области) ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ – ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ ........................................................... 79 Т.Ф. Ушева (г. Иркутск) 3
Стр.3
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» .............................................................................. 83 А.К.Филина (г. Шелехов) АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНАТОРНОГО ТИПА ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩЕЙ МЫШЕЧНОЙ СЛАБОСТЬЮ «РОСТОЧЕК» ................................................................................................. 89 В.Б. Хасьянов (г. Иркутск) К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ................ 94 М.П. Черткова (г. Ангарск) ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛАКСАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ....................................................................................................... 98 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Е.В. Авдосенко, А.А. Куйдин (г. Иркутск) ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ ................................................................................... 101 О.В. Кузнецова (г. Иркутск) АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕФЕРИРОВАНИЕ КАК ЛИНГВОИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАДАЧА ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................................................... 108 Е.В. Лубнина (г. Иркутск) ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ...................................................................... 112 А.А Немирич (д. Кулиш) МЕДИАЦЕНТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ ООШ №16 Д. КУЛИШ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ................................................................................. 117 Е.А. Непокрытых (Иркутская обл., г. Тулун) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ..................................... 121 Т.Я. Степанова, В.И. Щепелева (г. Красноярск) ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ......... 126 Е.А. Юрковская (г. Иркутск) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТРЕНИНГОВЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (опыт организации смешанного обучения по дисциплине Тренинг «Стратегии успешного изучения английского языка») ...................................... 129 ИННОВАЦИИ В СОЦИУМЕ Е.Ф. Серебренникова (г. Иркутск) АТТРАКТИВНОСТЬ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДИАГНОСТИРУЮЩЕЙ, ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ И КОНСТРУКТИВНО-МОБИЛИЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ МЕДИЙНОГО СОЦИАЛЬНОГО ДИСКУРСА ..................... 142 Е.Л. Андреянова (г. Иркутск) 4
Стр.4
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ............ 145 Т.Н. Бандурка, П.Н. Бушков, Е.А. Соловьева, В.Л. Фомин (г. Иркутск) ПОЛИМОДАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК ОСНОВА МЕТАПРОГРАММ В СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ........................................... 151 А.Г. Дульянинов (г. Иркутск) ПРОЯВЛЕНИЕ САКРАЛЬНОГО В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ............................. 155 Д.Ю. Камозин (г. Иркутск) К ВОПРОСУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ШТРИХОВОГО КОДИРОВАНИЯ В ЛОГИСТИКЕ ООО ТОРГОВАЯ ГРУППА «ВОСТОК – КОСМЕТИК» .................................................. 162 ЛИНГВО-КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В.В. Босхолова (г. Иркутск) ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКЕ ...................................................... 168 Н.Л. Гринкевич (г. Железногорск-Илимский) ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ...................................... 172 Н.В. Елашкина (г. Иркутск) КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ........................................................................................... 177 С.В. Жендринская (г. Иркутск ) ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДИКАТА ОБОНЯТЕЛЬНОГО ОЩУЩЕНИЯ SMELL В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (на материале англоязычных художественных текстов) ................................................................................................................................... 182 Т.В. Журавлёва (г. Иркутск) КУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РОДНОГО И ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКОВ ................................................................................................. 186 Ю.С. Заграйская (г. Иркутск) ИНТЕГРАЦИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (направление подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью 1-2 курс) .......... 192 Е.В. Кикилич, Г. Заусаева (г. Иркутск) ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО СТРОЯ: ПОПЫТКИ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ........................................................................................ 197 О.Л. Костеева (г. Братск) ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ КУРС «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРОВЕДЕНИЕ» .......................................................... 202 И.В. Кусовская (г. Иркутск) НЕМЕЦКУЮ ДИДАКТИКУ – В РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ! .......................................... 213 Г.В. Митьковская (Забайкальский край, г. Могоча) 5
Стр.5
РАЗВИТИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ШКОЛЬНОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ........................................................................... 220 Е.С. Орехова (г. Иркутск) ФЕНОМЕН ЦВЕТА В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ ............................................................ 225 М.Ю. Марзанова (г. Жуковский) НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОМИНАЦИИ ЗАМКОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ...... 228 С.И. Матафонова (г. Иркутск) ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ................. 233 Н.И. Михайлова, У.Ю. Казагашева (г. Новокузнецк) РЕФЛЕКСИВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ ........................................ 240 Н.В. Перепелицына (г. Иркутск) КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЛАКУНЫ В ПЕРЕВОДНОЙ ПОЭЗИИ И. БРОДСКОГО .......... 248 Е.В. Подкаменная (г. Иркутск) ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 031600 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ .................... 253 Р.Ф. Рохвадзе (г. Иркутск) ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ......................................................... 260 Л.В.Храпова (г. Черемхово) ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ .......................................................................................................................... 266 Сведения об авторах .................................................................................................................. 274 6
Стр.6
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И.И. Халеева (Москва) СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗОВ КАК НОВАЯ ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СТРАНАХ СНГ И ШОС Модернизация экономики в любой стране предопределяется в значительной мере уровнем гуманитарно-прикладного знания, в том числе лингвистического, так как инновационное развитие страны зависит от использования языка как эффективнейшего инструмента когниции и коммуникации. Все передовые науки и технологии неразрывно связаны с языком. Именно поэтому необходимы безотлагательные прорывные реформы не только в области актуальных лингвистических исследований, но и в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов по языкам и межкультурной коммуникации (преподавателей, переводчиков, специалистов по теоретической, экспериментальной и прикладной лингвистике). За последние годы в России, странах СНГ и ШОС произошли существенные изменения, которые затронули глобальные цели и задачи образования. В связи с этим актуальным становится научная разработка и реализация принципиально новой идеологии лингвистического образования на базе сетевой интеграции деятельности вузов России, стран СНГ и ШОС с целью оптимизации образовательного процесса, в том числе дистанционного, путем введения таких новых мультимодальных технологий, как моделирование воспринимаемой действительности при помощи мощных распределенных вычислительных систем, образующих грид-среду по типу Second Life (3D). Для решения задачи сетевой интеграции конкурентоспособного потенциала лингвистического образования вузов России, стран СНГ и ШОС, в целях модернизации коммуникационной среды инновационной экономики Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ) имеет значительный научный задел. В МГЛУ уже созданы и успешно функционируют сетевые структуры взаимодействия с вузами и институтами стран региона, непосредственно входящего в сферу геополитических интересов РФ и имеющего в современных условиях важное значение для России. В настоящее время Университет успешно развивает сотрудничество с 70 вузами из 34 стран, в том числе с 7
Стр.7
15 ведущими университетами стран-членов СНГ и ШОС, реализует 35 совместных образовательных программ с зарубежными вузами-партнерами и 20 совместных научно-образовательных, в том числе грантовых, проектов с зарубежными вузами и научными организациями. В Университете обучается свыше 900 иностранных студентов из более чем 40 иностранных государств, включая все страны-члены ШОС, обучение ведётся на 35 языках, в том числе на языках стран СНГ и ШОС. В стране и за рубежом хорошо известны сформировавшиеся в стенах МГЛУ такие научные школы, как: теория текста и коммуникативной лингвистики; стилистика; грамматика; фразеология и лексикология; лингвистическая семантика; межкультурная коммуникация и лингводидактика; теория перевода; машинный перевод; прикладная и экспериментальная лингвистика; лингвостатистика; экспериментальная фонетика и психология речи. В рамках данных научных школ выполнены сотни докторских и кандидатских исследований, десятки научноисследовательских проектов. В настоящее время в Университете указанная проблематика продолжает разрабатываться научными коллективами, в которых трудятся более 800 докторов наук и кандидатов наук. Активно вовлекаются в научно-исследовательскую работу талантливая молодёжь (преподаватели, докторанты, аспиранты и студенты), в том числе представители вузов-партнеров в России, странах СНГ и ШОС. Инновационная инфраструктура университета, базирующаяся на новых информационно-коммуникационных технологиях, способна обеспечить решение задач сетевой интеграции российских вузов и вузов СНГ и ШОС. Ее аппаратной основой является высокопроизводительная ЭВМ IBM z9 с уникальными техническими характеристиками по обработке и хранению информации. С 2009 г. МГЛУ возглавляет Консорциум университетов России в сфере технологий виртуальной реальности и трехмерной визуализации и является членом «Суперкомпьютерного консорциума университетов России». Весной 2009 г. Московский государственный лингвистический университет принял участие в конкурсе по отбору базовых (головных) вузов, формирующих сеть Университета Шанхайской организации сотрудничества от Российской Федерации, в котором МГЛУ наряду с другими российскими вузами (МГУ им. М.В.Ломоносова, МГИМО (У) МИД РФ и УРГУ им А.М. Горького) вышел победителем по направлению «Регионоведение». 8
Стр.8
В соответствии с условиями конкурса коллективом преподавателей университета была разработана магистерская образовательная программа МГЛУ «Регионоведение, лингвистика и межкультурная коммуникация в государствахчленах ШОС». Работа по реализации ИОП МГЛУ на 1-м этапе включала: - доработку магистерской образовательной программы МГЛУ по направлению «Регионоведение» в соответствии с III-м поколением ГОС; - разработку УМК учебных дисциплин, входящих в учебный план магистерской программы; - определение приоритетных учебных дисциплин (курсов); - согласование основных положений магистерской программы с аналогичными программами российских базовых (головных) вузов – участниками проекта УШОС по направлению «Регионоведение»; - экспертизу магистерской программы МГЛУ в вузах-партнёрах из стран СНГ. Важным результатом работы МГЛУ по проекту УШОС явилась разработка программ подготовки по русскому языку как иностранному по всем пяти направлениям УШОС («Регионоведение», «Экология», «Энергетика», «Нанотехнологии», «IT-технологии»), включающих программу курсов и методические комплекты, состоящие из блоков лекций культурологической направленности с ориентацией на национально-исторические особенности региона и введения в специальность. Помимо этого была подготовлена программа повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного (язык специальности) по использованию разработанных программ подготовки по русскому языку как иностранному, включающая программу курса и методический комплект необходимых материалов. Разработанная МГЛУ магистерская образовательная программа «Регионоведение, лингвистика и межкультурная коммуникация в государствах-членах ШОС», является по своему характеру инновационной, имеет ярко выраженную лингвистическую направленность. Так, из 21 учебной дисциплины, включённой в учебный план программы, четыре – языковые, две из них являются приоритетными учебными дисциплинами, рекомендуемыми для обязательного изучения магистрантами. Учебный план программы состоит из двух циклов (общенаучного и профессионального), практики, научно исследовательской рабо9
Стр.9
ты и государственной аттестации, включающей и защиту магистерской диссертации. В общенаучном цикле базовая часть представлена дисциплинами: «История и методология зарубежного комплексного регионоведения» и «Иностранный язык (второй): английский, русский». Вариативная часть включает ряд учебных дисциплин регионоведческого характера и одну языковую дисциплину. В профессиональном цикле базовая часть представлена дисциплиной «Язык государств, членов ШОС (казахский, китайский, киргизский, русский, таджикский, узбекский)», являющейся приоритетным рекомендуемым курсом. В данную часть цикла включены две образовательные траектории. Вариативная часть включает ряд регионоведческих и языковых дисциплин. В целом учебный план магистерской образовательной программы включает три приоритетных рекомендуемых курса (учебные дисциплины): – «Язык государств, членов ШОС (казахский, китайский, киргизский, русский, таджикский, узбекский)», общей трудоёмкостью 288 ч; – «Профессиональный письменный и устный перевод в области зарубежного регионоведения (язык региона специализации)», общей трудоёмкостью 108 ч; – «Этнопсихология народов региона специализации», общей трудоёмкостью 72 ч. Разработанная МГЛУ магистерская образовательная программа «Регионоведение, лингвистика и межкультурная коммуникация в государствах-членах ШОС» прошла экспертизу и согласование в следующих лингвистических вузах государств СНГ: – Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилёва (Республика Казахстан); – Казахский национальный университет имени аль-Фараби; – Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана; – Бишкекский гуманитарный университет имени К. Карасаева (Кыргызская Республика); – Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына; – Российско-Таджикский (Славянский) университет (Республика Таджикистан); – Таджикский государственный институт языков имени Сотим Улугзода. 10
Стр.10