Издательский дом Московского Физического общества продолжает подписку
на журнал “Физическое образование в вузах”. <...> Данный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы
преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством общения
кафедр физики вузов стран СНГ. <...> Ôèçè÷åñêîå
îáðàçîâàíèå
â âóçàõ.
Ò. 10, ¹ 2, 2004
Четыре типовых
вопроса
по физике
3
Введение
Уважаемые читатели! <...> Очередной номер журнала «Физическое образование в вузах» содержит
статьи по актуальным вопросам преподавания физики и проблемам организации
физического образования в вузах и других учебных заведениях страны. <...> В.И. Николаева «Четыре типовых вопроса по физике», адресованной как
преподавателям, так и студентам, развивается идея о системном подходе к
«конструированию» учебных вопросов по общему курсу физики. <...> И.А. Мамаевой посвящена вопросам диагностики результатов обучения студентов
и, в частности, роли в ней двух конкретных методов – рейтинговой системы и
контрольного «среза» знаний – при идентификации студентов по уровням
«успешности обучения» и выявлении причин их неуспеваемости. <...> В разделе «Современный лабораторный практикум по физике» представлены
две статьи. <...> В статье Н.Н. Безрядина и др. рассказывается об опыте применения в
учебном процессе учебно8методического комплекса, в котором сочетаются натурный
эксперимент и компьютерный вариант лабораторного практикума. <...> А.И. Сироты, А.Н. Волобуева и М.Н. Шаталаевой, в которой весьма обстоятельно
обсуждаются учебные цели и задачи лабораторного практикума по курсу
медицинской и биологической физики, описывается целый ряд лабораторных
установок для такого практикума. <...> Напоминаем вам, дорогие читатели, что редколлегия журнала «Физическое
образование в вузах» ждет от вас новых статей по проблематике журнала, отзывов
о его работе и предложений по ее улучшению. <...> Ò. 10, ¹ 2, 2004
Четыре типовых
вопроса
по физике
5
Четыре типовых вопроса по физике <...>
Физическое_образование_в_вузах_№2_2004.pdf
1
Физическое образование в вузах
УЧРЕДИТЕЛИ ЖУРНАЛА:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
РНПО “РОСУЧПРИБОР”
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № 019360 от 2 ноября 1999 г.
119991, Москва В333,
Ленинский пр. 53,
Издательский дом МФО
Уважаемые коллеги!
Издательский дом Московского Физического общества продолжает подписку
на журнал “Физическое образование в вузах”. Учредителями журнала являются
Министерство образования РФ, Московское Физическое общество и РНПО
”Росучприбор”. Редколлегию журнала составили видные ученыеспециалисты в
области физического образования России, сотрудники Минобразования и
Минобороны РФ. Наш журнал двуязычный (принимаются статьи на русском и
английском языках) и распространяется в странах СНГ.
Главный редактор журнала − академик Российской академии наук, профессор
МИФИ, директор Физического института им. П.Н. Лебедева РАН О.Н. Крохин.
Данный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы
преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством общения
кафедр физики вузов стран СНГ.
Web страница журнала в сети Интернет: http://pinhe.lebedev.ru
Основные разделы журнала
1. Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в
вузе, техникуме, колледже.
2. Вопросы преподавания курса общей физики в технических университетах.
3. Современный лабораторный практикум по физике.
4. Демонстрационный лекционный эксперимент.
5. Информационные технологии в физическом образовании.
6. Вопросы преподавания общего курса физики в педвузах и специальных средних
учебных заведениях.
Телефоны: (095)1326651, 1325128
Факс: (095)1357995
Email: kalachev@sci.lebedev.ru
Стр.1
2
7. Текущая практика маломасштабного физического эксперимента.
8. Связь общего курса физики с другими дисциплинами.
9. Интеграция Высшей школы и Российской Академии наук.
Журнал издается объемом около 21 печатного листа, ежеквартально, тиражом
около 500 экз.
Просим Вас присылать в адрес нашей редакции статьи, относящиеся к тематике
нашего журнала (желательно на базе опыта вашего вуза). Размер статьи не должен
превышать 15 стр. (включая рисунки и литературу). Для публикации необходимо
выслать в адрес редакции 2 экз. статьи в твердой копии. Необходимо приложить
также дискету с электронной версией статьи, набранной в WINWORD 6.0/95.
(Параметры набора статьи: шрифт − Тimes New Roman Cyr., размер 10; отступы −
верхний − 2,2 см; нижний − 7 см; левый − 3 см; правый − 4,5 см; интервал −
полуторный). Рисунки представлять в отдельном файле в формате TIFF, JPG, BMP,
PCX. Разрешение полутоновых рисунков (фотографий) должно быть не менее 150
точек на дюйм (dpi), чернобелых (графиков и схем) – не менее 300 точек на дюйм.
Необходимо указать место работы авторов, почтовый и электронный адреса, а также
название статьи на английском языке. Для ускорения публикации желательно выслать
ее по электронной почте в адрес редакции. Статьи должны сопровождаться аннотацией
на русском и английском языках.
Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что авторам, кафедры которых
подпишутся на наш журнал, будет даваться преимущество при публикации статей,
информационных сообщений об издаваемых Вами книгах и методических пособиях,
а также Ваших сообщений рекламного характера.
Мы готовы опубликовать Ваши рекламные материалы, заказные статьи,
коммерческие проекты. Информацию о расценках на эти услуги и условиях подписки
можно получить в редакции.
Подписавшись на журнал, Ваша кафедра окажет содействие развитию
физического образования в России, поможет общению преподавателей физики
России и стран СНГ.
Журнал внесен в “Каталог. Газеты и журналы. 2е полугодие 2004 года. Агентство
“Роспечать”. Индекс 71371.
УСЛОВИЯ ПОДПИСКИ
Стоимость подписки на год c 1 января 2004 г. − 600 рублей (включая НДС).
Банковские реквизиты Издательского дома МФО:
р/с № 40702810038280100249 в Донском отделении СБ № 7813, г. Москва,
Сбербанк России, г. Москва.
к/с № 30101810400000000225, БИК 044525225, ИНН № 7736045853.
В платежке указать назначение платежа “За подписку на журнал” и точный
адрес для рассылки.
Стр.2
Физическое образование в âóçàõ. Ò. 10, ¹ 2, 2004
Четыре типовых вопроса по физике
Введение
Уважаемые читатели!
Очередной номер журнала «Физическое образование в вузах» содержит
статьи по актуальным вопросам преподавания физики и проблемам организации
физического образования в вузах и других учебных заведениях страны. Статьи
распределены, как обычно, по основным разделам журнала.
В первом разделе публикуются статьи по концептуальным и методическим
вопросам преподавания общего курса физики. Эти статьи (всего их шесть) касаются
как общих, так и конкретных аспектов преподавания физики. В статье
В.И. Николаева «Четыре типовых вопроса по физике», адресованной как
преподавателям, так и студентам, развивается идея о системном подходе к
«конструированию» учебных вопросов по общему курсу физики. Статья
И.А. Мамаевой посвящена вопросам диагностики результатов обучения студентов
и, в частности, роли в ней двух конкретных методов – рейтинговой системы и
контрольного «среза» знаний – при идентификации студентов по уровням
«успешности обучения» и выявлении причин их неуспеваемости. В статье
Б.Ф. Абросимова обсуждается одна из сложнейших проблем преподавания физики
– о путях формирования у студентов умения искать и находить решение физической
задачи. Статья П.Д. Нагорного посвящена вопросу об условии эквивалентности
различных формулировок второго закона термодинамики – на примере известных
формулировок Томсона и Клаузиуса. В статье П.А. Попова рассматривается вопрос
о том, каким будет видоизменение наблюдаемой интерференционной картины в опыте
Майкельсона, вызванное однонаправленным вращением интерферометра или же
собственным движением наблюдателя вокруг прибора в ходе проведения опыта. В статье
К.В. Бычкова, А.С.Нифанова и И.М. Сараевой предлагаются задачи для семинарских
занятий по специальной теории относительности в курсе общей физики – на темы
«Эффект Доплера» и «Преобразование электрического и магнитного полей».
В разделе «Современный лабораторный практикум по физике» представлены
две статьи. В статье Н.Н. Безрядина и др. рассказывается об опыте применения в
учебном процессе учебнометодического комплекса, в котором сочетаются натурный
эксперимент и компьютерный вариант лабораторного практикума. А.А. Иванов мл.
и Г.В. Поволоцкая описывают лабораторную работу, в которой изучаются условия
динамической стабилизации неустойчивости Релея – Тейлора на поверхности двух
соприкасающихся жидкостей, для раздела «Термодинамика и молекулярная
физика» практикума.
В статье В.Г. Суппеса, М.Д. Старостенкова и Е.А. Дудник из раздела
3
Стр.3