6, № 4, 2000
3
Введение
Четвёртый номер журнала 2000 года, посвящен, в основном, прошедшей 14-16 сентября
2000 года в г. Самара на базе Самарского государственного университета, при поддержке
программы "Интеграция", 6-й Конференции СНГ "Современный физический практикум"
и региональной выставке-ярмарке лабораторного оборудования. <...> Ю.С. Песоцкий (член редколлегии журнала) - генеральный директор
Межгосударственной ассоциации разработчиков и производителей учебной техники описывает современные стандарты физического лабораторного и демонстрационного
оборудования для высшей школы. <...> В статье В.И. Богданова и А.А. Босенко из Старооскольского технологического
института "О методическом обеспечении физического практикума для технических вузов"
обсуждается структура и содержание физического практикума для новой программы
курса общей физики в технических вузах. <...> Предлагается разделить практикум на 2-3 блока
в каждом семестре в соответствии с содержанием курса лекций и практических занятий. <...> Роль и место лабораторного практикума в современном курсе общей физики
обсуждаются в статье А.Н. Кулёва и С.Ф. Борисова из Уральского государственного
университета. <...> Поднимаются проблемы формирования у студентов представлений о
модельном характере научных построений при выполнении лабораторного практикума по
общей физике. <...> В статье Г.Н. Лобовой из Омского государственного университета "Тенденции
развития современного практикума" рассмотрена постановка работ современного
практикума в вузе. <...> Тенденции связаны с интеграцией вида "школа - вуз - НИИ",
необходимостью формирования самостоятельного физического мышления, вариативностью
работ практикума и унифицированностью используемого оборудования. <...> Продолжает номер описание лабораторной работы из МФТИ Ф.Ф. <...> Игошина и Ю.М.
Ципенюка "Изучение эффекта Рамзауэра в студенческом лабораторном практикуме". <...> В
описываемой работе по энергетической зависимости вероятности рассеяния <...>
Физическое_образование_в_вузах_№4_2000.pdf
Физическое образование в вузах, Т. 6, № 4, 2000
Введение
Четвёртый номер журнала 2000 года, посвящен, в основном, прошедшей 14-16 сентября
2000 года в г. Самара на базе Самарского государственного университета, при поддержке
программы "Интеграция", 6-й Конференции СНГ "Современный физический практикум"
и региональной выставке-ярмарке лабораторного оборудования.
Ю.С. Песоцкий (член редколлегии журнала) - генеральный директор
Межгосударственной ассоциации разработчиков и производителей учебной техники -
описывает современные стандарты физического лабораторного и демонстрационного
оборудования для высшей школы.
В статье В.И. Богданова и А.А. Босенко из Старооскольского технологического
института "О методическом обеспечении физического практикума для технических вузов"
обсуждается структура и содержание физического практикума для новой программы
курса общей физики в технических вузах. Предлагается разделить практикум на 2-3 блока
в каждом семестре в соответствии с содержанием курса лекций и практических занятий.
Роль и место лабораторного практикума в современном курсе общей физики
обсуждаются в статье А.Н. Кулёва и С.Ф. Борисова из Уральского государственного
университета. Поднимаются проблемы формирования у студентов представлений о
модельном характере научных построений при выполнении лабораторного практикума по
общей физике.
В статье Г.Н. Лобовой из Омского государственного университета "Тенденции
развития современного практикума" рассмотрена постановка работ современного
практикума в вузе. Тенденции связаны с интеграцией вида "школа - вуз - НИИ",
необходимостью формирования самостоятельного физического мышления, вариативностью
работ практикума и унифицированностью используемого оборудования.
Продолжает номер описание лабораторной работы из МФТИ Ф.Ф. Игошина и Ю.М.
Ципенюка "Изучение эффекта Рамзауэра в студенческом лабораторном практикуме". В
описываемой работе по энергетической зависимости вероятности рассеяния электронов
атомами ксенона, определяются энергии электронов, при которых наблюдается
«просветление» ксенона, и оценивается размер его внешней электронной оболочки.
Сотрудниками Самарского государственного университета (кафедра медицинской и
биологической физики) А.И. Сиротой, А.Н. Волобуевым и В.П. Проскуряковым создана
установка для лабораторных работ и семинарских занятий по изучению эффекта Доплера.
Идиатулин B.C. и Михеев Г.М. из Ижевской ГСХА рассмотрели методологические
аспекты лабораторных измерений и привели примеры лабораторных работ,
методологическая направленность которых изменена в соответствии с изложенными
принципами.
В статье А.Р. Аржаника, Ю.П. Михайличенко и Г.Н. Сотириади из Томского
3
Стр.1
4
Л.Д. Суханов
государственного университета приводится описание двух демонстраций по
самоорганизации: ячеек Бенара и вихрей Тейлора. Актуальность разработки этих
демонстраций вызвана повышением интереса к изучению вопросов синергетики в области
естественных наук. Описана методика демонстраций, которая позволяет показать
организацию пространственных структур, условия их стабильного существования и перехода
к хаосу. Несмотря на то, что ранее эти явления рассматривались в теоретических курсах,
новые демонстрации и их трактовка доступны как студентам младших курсов, так и
учащимся школ.
Авторами А.С. Богатиным и др. из Ростовского госуниверситета создан видеофильм
для сопровождения вузовских и школьных занятий по физике лекционным экспериментом,
содержащий несколько десятков опытов по механике, молекулярной физике, электричеству.
Д.А. Савенко из Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины
рассматривает вопросы использования Интернет-технологий при проведении физического
эксперимента, их преимущества и недостатки. Дано описание такого использования на
примере лабораторной работы по электричеству.
A.M. Толстик из Томского государственного университета обсуждает применение
компьютерного моделирования для создания "виртуальных" лабораторных работ. В качестве
примера рассматривается компьютерная работа "Изучение фазового перехода испарение -
конденсация".
Оптимизация физического практикума с помощью современных информационных
технологий описана в статье А.В. Шильникова и др. из Волгоградской государственной
архитектурно-строительной академии. В ней представлен опыт разработки и комплексного
использования элементов современных информационных технологий при проведении
физического лабораторного практикума. Показано, что применение информационных
технологий активизирует учебный процесс, познавательный и творческий потенциал
студентов, повышая эффективность усвоения курса физики.
В статье А.П. Ковалева из Гомельского государственного университета
рассматривается опыт ГТУ им. Ф. Скорины в применении компьютеров при решении
физических задач. Рассказывается о разработанном комплекте программ для решения этого
вопроса, о совокупности реализованных в них педагогических функций, о возможностях,
назначении и применении пакета программ в учебном процессе.
Ответственный редактор номера
профессор А.Д. Суханов
Стр.2