Московское физическое общество совместно с РНПО "Росучприбор" с 22 по 25
сентября 1998 г в г Новороссийске провели V Учебно-методическую конференцию
стран СНГ "Современный физический практикум". <...> В рамках конференции Российское научно-производственное объединение
"Росучприбор" организовало выставку учебной техники, в первую очередь, для
физических кабинетов щкол. <...> 1) конференция "Современный физический практикум" уверенно занимает ведущее
место среди базовых учебно-методических конференций, проводимых под эгидой
Министерства общего и профессионального образования России, 2) провести VI Конференцию "Современный физический практикум" в 2000 году, 3) считать целесообразным поставить на обсуждение в Учебно-методическом совете
по физическому образованию вопрос - "О роли вузов в системе школьного физического
образования в современных условиях", 4) предложить РНПО "Росучприбор" создать типовой комплект оборудования по
4 ME. <...> ZUEWIGHKHH
основным разделам учебной программы по физике для школы: механика, молекулярная
физика, термодинамш<а, электричество И Магнетизм, оптика, 5) предложить РНПО "Росучприбор" Координировать производство и сбьгт учебного
оборудования для проведения занятшй фронтальным методом в школьном физическом
Кабинете, 6) предложить Управлению общего среднею образования Минобразоваьшя России
совместно с РНПО "Росучприбор" подготовить предложения по созданию федеральных
и региональных экспериментальных лабораторий по предметам преподаваьшя, имея
ввиду создать и оснастить на современном уровне экспериментальные учебные
лаборатории для апробации эффективных методик преподавания, 7) провести работу по комплексному анализу использования физического
оборудования с целью активизацш/т творческой деятельности учащихся и усилению
практической направленности обучения. <...> Принципы построения школьного физического практикума в учебном коЬлплексе
школа-вуз, реализованные в Энергофизическом <...>
Физическое_образование_в_вузах_№4_1998.pdf
Физическое образование в âóçàõ, Ò. 4, ¹ 4, 1998
Введение
Уважаемые читатели!
Московское физическое общество совместно с РНПО "Росучприбор" с 22 по 25
сентября 1998 г. в г. Новороссийске провели V Учебно-методическую конференцию
стран СНГ "Современный физический практикум". Центральными вопросами
конференции были:
1. Роль вузов в системе школьного физического образования.
2. Учебный физический кабинет в школе. При этом традиционно рассматривались
вопросы методики физического эксперимента в вузе и использование компьютеров в
учебном физическом эксперименте.
На конференцию было прислано около 140 докладов. К началу конференции издан
сборник тезисов докладов.
Конференция проходила под эгидой Министерства общего и профессионального
образования России, Российской академии образования и Департамента образования и
науки Краснодарского края.
В ней приняли участие около 60 специалистов из России и Белоруссии.
В рамках конференции Российское научно-производственное объединение
"Росучприбор" организовало выставку учебной техники, в первую очередь, для
физических кабинетов школ. На выставке было представлено оборудование 9 фирм, в
том числе из Германии фирмы "Leybold Didactic GmbH". Традиционная организация
выставки в рамках конференции придала последней актуальность и практическую
значимость.
Конференция работала в четырех секциях. Спектр обсуждаемых проблем охватывал
как фундаментальные вопросы образования в вузе и школе, так и описание нового
физического оборудования и обучающих программ. Некоторые доклады делались с
использованием оборудования, представленного на выставке. Содержание и
профессиональный уровень докладов позволяет с уверенностью констатировать наличие
высокого потенциала преподавателей вузов и школ России.
По итогам конференции в традиционном меморандуме участники констатировали:
1) конференция "Современный физический практикум" уверенно занимает ведущее
место среди базовых учебно-методических конференций, проводимых под эгидой
Министерства общего и профессионального образования России,
2) провести VI Конференцию "Современный физический практикум" в 2000 году,
3) считать целесообразным поставить на обсуждение в Учебно-методическом совете
по физическому образованию вопрос - "О роли вузов в системе школьного физического
образования в современных условиях",
4) предложить РНПО "Росучприбор" создать типовой комплект оборудования по
3
Стр.1
4
М.Б. Шапочкин
основным разделам учебной программы по физике для школы: механика, молекулярная
физика, термодинамика, электричество и магнетизм, оптика,
5) предложить РНПО "Росучприбор" координировать производство и сбыт учебного
оборудования для проведения занятий фронтальным методом в школьном физическом
кабинете,
6) предложить Управлению общего среднего образования Минобразования России
совместно с РНПО "Росучприбор" подготовить предложения по созданию федеральных
и региональных экспериментальных лабораторий по предметам преподавания, имея
ввиду создать и оснастить на современном уровне экспериментальные учебные
лаборатории для апробации эффективных методик преподавания,
7) провести работу по комплексному анализу использования физического
оборудования с целью активизации творческой деятельности учащихся и усилению
практической направленности обучения.
Данный номер журнала отражает проблематику конференции - состояние
физического образования в учебном комплексе школа - вуз. Открывается номер статьей
В.А. Коровина "О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях России",
в которой дается видение этого вопроса Управлением общего среднего образования
Минобразования России.
В статье В.И. Николаева и А.В. Быкова описывается опыт работы центра МГУ по
переподготовки учителей по физике школ г. Москвы.
Принципы построения школьного физического практикума в учебном комплексе
школа-вуз, реализованные в Энергофизическом лицее ¹ 1502 при МЭИ излагаются в
статье В.М. Белокопытова, В.Л. Чудова и М.Б. Шапочкина.
Опыт работы факультета довузовской подготовки Воронежской государственной
технической академии освещен в статье А.Ф. Брехова, Г.М. Щевелева, Н.И. Безрядина и
Т.В. Постникова.
В статье В.В. Светозарова и Ю.В. Светозарова описывается форма обучения -
"комплексный урок". Интенсивная форма обучения физики -"обучение через действие"
реализована в МИФИ.
Во втором разделе журнала читателей ждет продолжение темы V Конференции
"Современный физический практикум".
В статье сотрудников РНПО "Росучприбор" Ю.С. Песоцкого и А.Н. Поленова -
участников конференции и организаторов выставки учебного оборудования в
Новороссийске, - так и озаглавленной "Выставка физического
оборудования в
Новороссийске" дается обзор экспонировавшегося там оборудования, даются
комментарии и оценки.
В статье коллектива авторов из С. - Петербургского государственного института
точной механики и оптики рассказывается об опыте создания методического обеспечения
Стр.2
Физическое образование в âóçàõ, Ò. 4, ¹ 4, 1998
5
лабораторного практикума по оптике с привлечением возможностей персональных
компьютеров.
Обзор компьютерных измерительных средств и перспектив их использования в
учебном физическом эксперименте дается в статье О.А. Поваляева, В.Н. Прохорова,
М.Л. Ярошевского и А.В. Демашева.
Обращает на себя внимание статья коллектива авторов из НИИ ЯФ МГУ о создании
учебных тренажеров на базе ПЭВМ для спец. практикумов, заменяющих дорогие
учебные установки и дающие адекватную картину физического эксперимента.
Тематика школьного физического эксперимента продолжена в статье
В.А. Коровина. В ней дается обзор докладов, представленных на конференции в секции
"Учебный физический кабинет в школе".
В статье Н.И. Кошкиной рассматривается реализация межпредметных связей в
лабораторном практикуме по оптике для студентов астрономов Новокузнецкого
государственного педагогического института.
Описанию лабораторной установки по исследованию интерференции двух
когерентных волн сантиметрового диапазона с произвольной поляризацией посвящена
статья Н.Я. Молоткова, В.В. Шальнева и В.П. Плотникова.
Опыт использования Internet для создания системы дистанционного тестирования
знаний изложен в статье авторов из С. - Петербургского государственного института
точной механики и оптики.
В статье В.С. Михалкина и А.С. Боруховича предложена возможность
использования метода анализа размерностей физических величин при математическом
моделировании реальных физических процессов.
Опыт изложения "обратных задач" в курсе общей физики приводится в статье
В.И. Николаева.
В статье соавторов из МГУ К.В. Бычкова, В.Д. Кривченкова и И.М. Сараевой
приведен вывод вектора Лапласа в задаче Кеплера с использованием операций векторной
алгебры. Обсуждается его роль в изложении курса общей астрономии.
О возможности использования новой системы единиц электрических и магнитных
величин при изложении классической электродинамики рассказывается в статье
Г.М. Трунова. Статья снабжена комментариями А.Д. Гладуна.
В статье Б.А. Барихина, О.М. Бояркина и А.Н. Сенько предпринята очередная
попытка показать, что фотон не имеет массы.
Номер журнала заканчивается памятными датами, связанными с развитием физики.
Ответственный редактор
М.Б. Шапочкин.
Стр.3