Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Физическое образование в вузах

Физическое образование в вузах №4 1998

0   0
Страниц157
ID178824
АннотацияДанный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством общения кафедр физики вузов стран СНГ. Главный редактор журнала − академик Российской академии наук, профессор МИФИ, научный руководитель Высшей школы им. Н.Г. Басова НИЯУ МИФИ О.Н. Крохин. Основные разделы журнала 1. Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже. 2. Вопросы преподавания курса общей физики в технических университетах. 3. Современный лабораторный практикум по физике. 4. Демонстрационный лекционный эксперимент. 5. Информационные технологии в физическом образовании. 6. Вопросы преподавания общего курса физики в педвузах и специальных средних учебных заведениях. 7. Текущая практика маломасштабного физического эксперимента. 8. Связь общего курса физики с другими дисциплинами. 9. Интеграция Высшей школы и Российской Академии наук.
Физическое образование в вузах .— Москва : Издательский дом МФО .— 1998 .— №4 .— 157 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/178824 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Московское физическое общество совместно с РНПО "Росучприбор" с 22 по 25 сентября 1998 г в г Новороссийске провели V Учебно-методическую конференцию стран СНГ "Современный физический практикум". <...> В рамках конференции Российское научно-производственное объединение "Росучприбор" организовало выставку учебной техники, в первую очередь, для физических кабинетов щкол. <...> 1) конференция "Современный физический практикум" уверенно занимает ведущее место среди базовых учебно-методических конференций, проводимых под эгидой Министерства общего и профессионального образования России, 2) провести VI Конференцию "Современный физический практикум" в 2000 году, 3) считать целесообразным поставить на обсуждение в Учебно-методическом совете по физическому образованию вопрос - "О роли вузов в системе школьного физического образования в современных условиях", 4) предложить РНПО "Росучприбор" создать типовой комплект оборудования по 4 ME. <...> ZUEWIGHKHH основным разделам учебной программы по физике для школы: механика, молекулярная физика, термодинамш<а, электричество И Магнетизм, оптика, 5) предложить РНПО "Росучприбор" Координировать производство и сбьгт учебного оборудования для проведения занятшй фронтальным методом в школьном физическом Кабинете, 6) предложить Управлению общего среднею образования Минобразоваьшя России совместно с РНПО "Росучприбор" подготовить предложения по созданию федеральных и региональных экспериментальных лабораторий по предметам преподаваьшя, имея ввиду создать и оснастить на современном уровне экспериментальные учебные лаборатории для апробации эффективных методик преподавания, 7) провести работу по комплексному анализу использования физического оборудования с целью активизацш/т творческой деятельности учащихся и усилению практической направленности обучения. <...> Принципы построения школьного физического практикума в учебном коЬлплексе школа-вуз, реализованные в Энергофизическом <...>
Физическое_образование_в_вузах_№4_1998.pdf
Физическое образование в âóçàõ, Ò. 4, ¹ 4, 1998 Введение Уважаемые читатели! Московское физическое общество совместно с РНПО "Росучприбор" с 22 по 25 сентября 1998 г. в г. Новороссийске провели V Учебно-методическую конференцию стран СНГ "Современный физический практикум". Центральными вопросами конференции были: 1. Роль вузов в системе школьного физического образования. 2. Учебный физический кабинет в школе. При этом традиционно рассматривались вопросы методики физического эксперимента в вузе и использование компьютеров в учебном физическом эксперименте. На конференцию было прислано около 140 докладов. К началу конференции издан сборник тезисов докладов. Конференция проходила под эгидой Министерства общего и профессионального образования России, Российской академии образования и Департамента образования и науки Краснодарского края. В ней приняли участие около 60 специалистов из России и Белоруссии. В рамках конференции Российское научно-производственное объединение "Росучприбор" организовало выставку учебной техники, в первую очередь, для физических кабинетов школ. На выставке было представлено оборудование 9 фирм, в том числе из Германии фирмы "Leybold Didactic GmbH". Традиционная организация выставки в рамках конференции придала последней актуальность и практическую значимость. Конференция работала в четырех секциях. Спектр обсуждаемых проблем охватывал как фундаментальные вопросы образования в вузе и школе, так и описание нового физического оборудования и обучающих программ. Некоторые доклады делались с использованием оборудования, представленного на выставке. Содержание и профессиональный уровень докладов позволяет с уверенностью констатировать наличие высокого потенциала преподавателей вузов и школ России. По итогам конференции в традиционном меморандуме участники констатировали: 1) конференция "Современный физический практикум" уверенно занимает ведущее место среди базовых учебно-методических конференций, проводимых под эгидой Министерства общего и профессионального образования России, 2) провести VI Конференцию "Современный физический практикум" в 2000 году, 3) считать целесообразным поставить на обсуждение в Учебно-методическом совете по физическому образованию вопрос - "О роли вузов в системе школьного физического образования в современных условиях", 4) предложить РНПО "Росучприбор" создать типовой комплект оборудования по 3
Стр.1
4 М.Б. Шапочкин основным разделам учебной программы по физике для школы: механика, молекулярная физика, термодинамика, электричество и магнетизм, оптика, 5) предложить РНПО "Росучприбор" координировать производство и сбыт учебного оборудования для проведения занятий фронтальным методом в школьном физическом кабинете, 6) предложить Управлению общего среднего образования Минобразования России совместно с РНПО "Росучприбор" подготовить предложения по созданию федеральных и региональных экспериментальных лабораторий по предметам преподавания, имея ввиду создать и оснастить на современном уровне экспериментальные учебные лаборатории для апробации эффективных методик преподавания, 7) провести работу по комплексному анализу использования физического оборудования с целью активизации творческой деятельности учащихся и усилению практической направленности обучения. Данный номер журнала отражает проблематику конференции - состояние физического образования в учебном комплексе школа - вуз. Открывается номер статьей В.А. Коровина "О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях России", в которой дается видение этого вопроса Управлением общего среднего образования Минобразования России. В статье В.И. Николаева и А.В. Быкова описывается опыт работы центра МГУ по переподготовки учителей по физике школ г. Москвы. Принципы построения школьного физического практикума в учебном комплексе школа-вуз, реализованные в Энергофизическом лицее ¹ 1502 при МЭИ излагаются в статье В.М. Белокопытова, В.Л. Чудова и М.Б. Шапочкина. Опыт работы факультета довузовской подготовки Воронежской государственной технической академии освещен в статье А.Ф. Брехова, Г.М. Щевелева, Н.И. Безрядина и Т.В. Постникова. В статье В.В. Светозарова и Ю.В. Светозарова описывается форма обучения - "комплексный урок". Интенсивная форма обучения физики -"обучение через действие" реализована в МИФИ. Во втором разделе журнала читателей ждет продолжение темы V Конференции "Современный физический практикум". В статье сотрудников РНПО "Росучприбор" Ю.С. Песоцкого и А.Н. Поленова - участников конференции и организаторов выставки учебного оборудования в Новороссийске, - так и озаглавленной "Выставка физического оборудования в Новороссийске" дается обзор экспонировавшегося там оборудования, даются комментарии и оценки. В статье коллектива авторов из С. - Петербургского государственного института точной механики и оптики рассказывается об опыте создания методического обеспечения
Стр.2
Физическое образование в âóçàõ, Ò. 4, ¹ 4, 1998 5 лабораторного практикума по оптике с привлечением возможностей персональных компьютеров. Обзор компьютерных измерительных средств и перспектив их использования в учебном физическом эксперименте дается в статье О.А. Поваляева, В.Н. Прохорова, М.Л. Ярошевского и А.В. Демашева. Обращает на себя внимание статья коллектива авторов из НИИ ЯФ МГУ о создании учебных тренажеров на базе ПЭВМ для спец. практикумов, заменяющих дорогие учебные установки и дающие адекватную картину физического эксперимента. Тематика школьного физического эксперимента продолжена в статье В.А. Коровина. В ней дается обзор докладов, представленных на конференции в секции "Учебный физический кабинет в школе". В статье Н.И. Кошкиной рассматривается реализация межпредметных связей в лабораторном практикуме по оптике для студентов астрономов Новокузнецкого государственного педагогического института. Описанию лабораторной установки по исследованию интерференции двух когерентных волн сантиметрового диапазона с произвольной поляризацией посвящена статья Н.Я. Молоткова, В.В. Шальнева и В.П. Плотникова. Опыт использования Internet для создания системы дистанционного тестирования знаний изложен в статье авторов из С. - Петербургского государственного института точной механики и оптики. В статье В.С. Михалкина и А.С. Боруховича предложена возможность использования метода анализа размерностей физических величин при математическом моделировании реальных физических процессов. Опыт изложения "обратных задач" в курсе общей физики приводится в статье В.И. Николаева. В статье соавторов из МГУ К.В. Бычкова, В.Д. Кривченкова и И.М. Сараевой приведен вывод вектора Лапласа в задаче Кеплера с использованием операций векторной алгебры. Обсуждается его роль в изложении курса общей астрономии. О возможности использования новой системы единиц электрических и магнитных величин при изложении классической электродинамики рассказывается в статье Г.М. Трунова. Статья снабжена комментариями А.Д. Гладуна. В статье Б.А. Барихина, О.М. Бояркина и А.Н. Сенько предпринята очередная попытка показать, что фотон не имеет массы. Номер журнала заканчивается памятными датами, связанными с развитием физики. Ответственный редактор М.Б. Шапочкин.
Стр.3