Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Физическое образование в вузах

Физическое образование в вузах №1 1998

0   0
Страниц151
ID178821
АннотацияДанный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством общения кафедр физики вузов стран СНГ. Главный редактор журнала − академик Российской академии наук, профессор МИФИ, научный руководитель Высшей школы им. Н.Г. Басова НИЯУ МИФИ О.Н. Крохин. Основные разделы журнала 1. Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже. 2. Вопросы преподавания курса общей физики в технических университетах. 3. Современный лабораторный практикум по физике. 4. Демонстрационный лекционный эксперимент. 5. Информационные технологии в физическом образовании. 6. Вопросы преподавания общего курса физики в педвузах и специальных средних учебных заведениях. 7. Текущая практика маломасштабного физического эксперимента. 8. Связь общего курса физики с другими дисциплинами. 9. Интеграция Высшей школы и Российской Академии наук.
Физическое образование в вузах .— Москва : Издательский дом МФО .— 1998 .— №1 .— 151 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/178821 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Уже в этом номере публикуется первый материал на данную тему, представленный в редколлегию администрацией Учебно-Научного Центра Оптика и спектроскопия, созданного на базе ряда подразделений Физического института им. <...> Рубрика Современный лабораторный практикум по физике представлена в данном номере шестью статьями. <...> Если такой ВУЗ вовлечен в систему ДЛП, то это не означает, что он должен отказаться от развития в перспективе собственной 2 <...> Вместе с тем, базовый вуз, предоставляющий свою лабораторную базу для организации ДЛП, при правильной постановке вопроса также весьма заинтересован в развитии подобной межвузовской кооперации. <...> Базовый вуз может вполне аргументировано добиваться выделения средств из госбюджета для модернизации подобных межвузовских учебных лабораторий, включенных в систему ДЛП. <...> Кроме того, базовый вуз может рассчитывать и на арендную плату со стороны вуза - пользователя такой лабораторией. <...> Система ДЛП На рисунке представлена возможная блок-схема, реализующая ДЛП. <...> На схеме показаны: - Базовый вуз (БВ), предоставляющий свои учебные лаборатории для ДЛП; - Удаленный вуз (УВ) - например, не имеющий собственной лабораторной базы. <...> Важно также подчеркнуть, что все датчики должны иметь электрический выход, то есть быть пригодны к включению в состав Системы Автоматизации Эксперимента (САЭ). <...> Органы управления стендов также должны быть подключены к САЭ. <...> Система автоматизации эксперимента является важнейшим элементом ДЛП, поскольку только посредством САЭ можно взаимодействовать со стендом дистанционно. <...> Очевидно, что САЭ должна выполнять следующие функции: - управление работой стенда и задание режимов эксперимента; - опрос датчиков на стенде (стендах) и измерение их сигналов; - накопление опытных данных, их обработка и выдача результатов; - поддержание связи с системой телекоммуникации. <...> Рискнем высказать предположение: при правильной организации дела система ДЛП может стать весьма <...>
Физическое_образование_в_вузах_№1_1998.pdf
Физическое образование в âóçàõ, Ò. 4, ¹ 1, 1998 3 Введение Уважаемые читатели нашего журнала! Редакционной коллегии приятно сообщить, что в 1998 году число подписчиков на журнал резко увеличилось и достигло к настоящему моменту трехзначной цифры. Мы благодарны вам за это, воспринимаем данный факт как выражение интереса к публикуемым в журнале материалам и в дальнейшем будем стараться повышать качество нашего издания. В настоящем выпуске нами произведены некоторые изменения по сравнению с предыдущими томами. Во-первых, введена рубрикация публикуемых статей. По нашему мнению, это позволит читателям легче ориентироваться в материале номера, а потенциальным авторам - более адресно излагать материал своих статей. Во-вторых, появилась новая рубрика - “Интеграция”. Это обстоятельство связано с хорошо, как мы надеемся, известной нашим читателям всероссийской программой, нацеленной на интеграцию науки и образования. Конечно, наш журнал не может остаться в стороне от этой инициативы Правительства, нацеленной на использование возможностей и кадров Российской Академии наук для подъ¸ма уровня образования в российской высшей школе и, в то же время, на создание естественного пути пополнения состава РАН наиболее талантливой молод¸жью. Уже в этом номере публикуется первый материал на данную тему, представленный в редколлегию администрацией Учебно-Научного Центра “Оптика и спектроскопия”, созданного на базе ряда подразделений Физического института им. П.Н. Лебедева, Московского Государственного университета, Московского Физико-технического и Московского Инженерно-физического институтов. Поскольку в прошедшем году начали свою работу около 200 центров такого типа, представляется целесообразным наладить на страницах журнала обмен опытом в этом чрезвычайно важном для страны деле. Мы надеемся, что эта первая попытка вызовет интерес и найдет свою заитересованную аудиторию - как среди читателей, так и у потенциальных авторов. Хотелось бы обратить внимание читателей на заметку академика РАН В.Л. Келдыша “Российская наука на грядущем рынке”, посвященную перестройке взаимоотношений в системе “Образование - наука - производство”. Статья В.М. Самсонова (Тверской университет), посвященная проблеме непрерывности физического образования в системе “школа - университет”, продолжает тему, затронутую В.Л. Келдышем. Опыт автора здесь весьма ценен и интересен, а сама проблема как нельзя более актуальна. В е¸ расширенном варианте - “школа - ВУЗ - НИИ либо промышленное предприятие” - она давно привлекает к себе внимание общественности. Действительно, хорошо известно, что лучший ученик - не обязательно лучший студент, а последний не всегда становится лучшим ученым или производственником. С другой стороны, без надлежащего поддержания связей внутри вышеуказанной цепочки очень легко потерять
Стр.1
4 В.А. Грибков настоящие таланты. Какие принципы должны быть положены в основу принципа непрерывности физического образования, какие здесь встречаются трудности - эти и другие проблемы, как мы надеемся, ещ¸ не раз будут проанализированы на наших страницах. Рубрика “Современный лабораторный практикум по физике” представлена в данном номере шестью статьями. Авторы делятся своим опытом по организации ряда конкретных лабораторных работ, используемых в различных общих и специальных курсах (работы В.А. Ëîøêàð¸âà, Â.Í. Лешенкова, Í.À. Òåíÿêîâà, Ï.Â. Íèêèòèíà, Â.Ì. Êîííîâà, Î.Á. Âîðîáü¸âà, А.Г. Михайлюк, Н.А. Корягина - Ставропольское высшее военное инженерное училище связи, Ю.К. Кабасова - Тр¸хгорный политехнический институт, Е.И. Васильева, А.М. Салецкой и А.И. Слепкова - Московский Государственный университет, В.Б. Кашкина и Т.В. Рублева - Красноярский Государственный университет), обсуждают важность для современного инженера фундаментальной подготовки по физике (Т.С. Днепровская - Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского) и, с другой стороны, ту пользу, которую приносит связь фундаментального образования студентов в университете со специальным, организуемым на базе НИИ (Л.В. Кашкина). А.С. Борухович (Уральский Государственный профессионально-педагогический университет) представил интересный материал по содержанию и технологии преподавания физики в педвузе. Особено ценным представляются изложенные здесь вопросы мотивации изучения естественно-научных дисциплин у студентов педвуза - в будущем непрофессиональных научных работников в области физики. Давно не появлявшаяся на наших страницах рубрика “Текущая практика маломасштабного физического эксперимента” представлена здесь совместной работой польских авторов А. Касперчука и Т. Писарчика из Института Физики плазмы и лазерного микросинтеза (Варшава) и российского автора Ю.П. Захарова из Института лазерной физики РАН (Новосибирск). Статья интересна тем, что в ней описывается такая методика сверхскоростного дистанционного измерения импульсных магнитных полей (в данном случае - в плазме), которая может быть легко налажена в любой вузовской лаборатории для использования как в спецпрактикуме, так и в УИРе. Данная статья несет и важную дидактическую нагрузку - она показывает, какими простыми подчас средствами можно привлекать студентов к участию в современном физическом эксперименте. В.А. Грибков
Стр.2