Уже в этом номере публикуется первый материал на данную тему,
представленный в редколлегию администрацией Учебно-Научного Центра Оптика и
спектроскопия, созданного на базе ряда подразделений Физического института им. <...> Рубрика Современный лабораторный практикум по физике представлена в данном
номере шестью статьями. <...> Если такой ВУЗ вовлечен в систему
ДЛП, то это не означает, что он должен отказаться от развития в перспективе собственной
2 <...> Вместе с тем, базовый вуз, предоставляющий свою лабораторную базу для организации
ДЛП, при правильной постановке вопроса также весьма заинтересован в развитии подобной
межвузовской кооперации. <...> Базовый вуз может вполне аргументировано добиваться
выделения средств из госбюджета для модернизации подобных межвузовских учебных
лабораторий, включенных в систему ДЛП. <...> Кроме того, базовый вуз может рассчитывать
и на арендную плату со стороны вуза - пользователя такой лабораторией. <...> Система ДЛП
На рисунке представлена возможная блок-схема, реализующая ДЛП. <...> На схеме
показаны:
- Базовый вуз (БВ), предоставляющий свои учебные лаборатории для ДЛП;
- Удаленный вуз (УВ) - например, не имеющий собственной лабораторной базы. <...> Важно также
подчеркнуть, что все датчики должны иметь электрический выход, то есть быть пригодны
к включению в состав Системы Автоматизации Эксперимента (САЭ). <...> Органы управления стендов также должны быть подключены к САЭ. <...> Система автоматизации эксперимента является важнейшим элементом ДЛП, поскольку
только посредством САЭ можно взаимодействовать со стендом дистанционно. <...> Очевидно,
что САЭ должна выполнять следующие функции:
- управление работой стенда и задание режимов эксперимента;
- опрос датчиков на стенде (стендах) и измерение их сигналов;
- накопление опытных данных, их обработка и выдача результатов;
- поддержание связи с системой телекоммуникации. <...> Рискнем высказать
предположение: при правильной организации дела система ДЛП может стать весьма <...>
Физическое_образование_в_вузах_№1_1998.pdf
Физическое образование в âóçàõ, Ò. 4, ¹ 1, 1998
3
Введение
Уважаемые читатели нашего журнала!
Редакционной коллегии приятно сообщить, что в 1998 году число подписчиков на
журнал резко увеличилось и достигло к настоящему моменту трехзначной цифры. Мы
благодарны вам за это, воспринимаем данный факт как выражение интереса к публикуемым
в журнале материалам и в дальнейшем будем стараться повышать качество нашего издания.
В настоящем выпуске нами произведены некоторые изменения по сравнению с
предыдущими томами. Во-первых, введена рубрикация публикуемых статей. По нашему
мнению, это позволит читателям легче ориентироваться в материале номера, а
потенциальным авторам - более адресно излагать материал своих статей. Во-вторых,
появилась новая рубрика - “Интеграция”. Это обстоятельство связано с хорошо, как мы
надеемся, известной нашим читателям всероссийской программой, нацеленной на
интеграцию науки и образования. Конечно, наш журнал не может остаться в стороне от
этой инициативы Правительства, нацеленной на использование возможностей и кадров
Российской Академии наук для подъ¸ма уровня образования в российской высшей школе
и, в то же время, на создание естественного пути пополнения состава РАН наиболее
талантливой молод¸жью. Уже в этом номере публикуется первый материал на данную тему,
представленный в редколлегию администрацией Учебно-Научного Центра “Оптика и
спектроскопия”, созданного на базе ряда подразделений Физического института им. П.Н.
Лебедева, Московского Государственного университета, Московского Физико-технического
и Московского Инженерно-физического институтов. Поскольку в прошедшем году начали
свою работу около 200 центров такого типа, представляется целесообразным наладить на
страницах журнала обмен опытом в этом чрезвычайно важном для страны деле. Мы
надеемся, что эта первая попытка вызовет интерес и найдет свою заитересованную
аудиторию - как среди читателей, так и у потенциальных авторов.
Хотелось бы обратить внимание читателей на заметку академика РАН В.Л. Келдыша
“Российская наука на грядущем рынке”, посвященную перестройке взаимоотношений в
системе “Образование - наука - производство”.
Статья В.М. Самсонова (Тверской университет), посвященная проблеме непрерывности
физического образования в системе “школа - университет”, продолжает тему, затронутую
В.Л. Келдышем. Опыт автора здесь весьма ценен и интересен, а сама проблема как нельзя
более актуальна. В е¸ расширенном варианте - “школа - ВУЗ - НИИ либо промышленное
предприятие” - она давно привлекает к себе внимание общественности. Действительно,
хорошо известно, что лучший ученик - не обязательно лучший студент, а последний не
всегда становится лучшим ученым или производственником. С другой стороны, без
надлежащего поддержания связей внутри вышеуказанной цепочки очень легко потерять
Стр.1
4
В.А. Грибков
настоящие таланты. Какие принципы должны быть положены в основу принципа
непрерывности физического образования, какие здесь встречаются трудности - эти и другие
проблемы, как мы надеемся, ещ¸ не раз будут проанализированы на наших страницах.
Рубрика “Современный лабораторный практикум по физике” представлена в данном
номере шестью статьями. Авторы делятся своим опытом по организации ряда конкретных
лабораторных работ, используемых в различных общих и специальных курсах (работы В.А.
Ëîøêàð¸âà, Â.Í. Лешенкова, Í.À. Òåíÿêîâà, Ï.Â. Íèêèòèíà, Â.Ì. Êîííîâà, Î.Á. Âîðîáü¸âà,
А.Г. Михайлюк, Н.А. Корягина - Ставропольское высшее военное инженерное училище
связи, Ю.К. Кабасова - Тр¸хгорный политехнический институт, Е.И. Васильева, А.М.
Салецкой и А.И. Слепкова - Московский Государственный университет, В.Б. Кашкина и
Т.В. Рублева - Красноярский Государственный университет), обсуждают важность для
современного инженера фундаментальной подготовки по физике (Т.С. Днепровская -
Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского) и, с другой стороны, ту
пользу, которую приносит связь фундаментального образования студентов в университете
со специальным, организуемым на базе НИИ (Л.В. Кашкина).
А.С. Борухович (Уральский Государственный профессионально-педагогический
университет) представил интересный материал по содержанию и технологии преподавания
физики в педвузе. Особено ценным представляются изложенные здесь вопросы мотивации
изучения естественно-научных дисциплин у студентов педвуза - в будущем
непрофессиональных научных работников в области физики.
Давно не появлявшаяся на наших страницах рубрика “Текущая практика
маломасштабного физического эксперимента” представлена здесь совместной работой
польских авторов А. Касперчука и Т. Писарчика из Института Физики плазмы и лазерного
микросинтеза (Варшава) и российского автора Ю.П. Захарова из Института лазерной
физики РАН (Новосибирск). Статья интересна тем, что в ней описывается такая
методика сверхскоростного дистанционного измерения импульсных магнитных полей
(в данном случае - в плазме), которая может быть легко налажена в любой вузовской
лаборатории для использования как в спецпрактикуме, так и в УИРе. Данная статья
несет и важную дидактическую нагрузку - она показывает, какими простыми подчас
средствами можно привлекать студентов к участию в современном физическом
эксперименте.
В.А. Грибков
Стр.2