Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Физическое образование в вузах

Физическое образование в вузах №2 1996

0   0
Страниц134
ID178814
АннотацияДанный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством общения кафедр физики вузов стран СНГ. Главный редактор журнала − академик Российской академии наук, профессор МИФИ, научный руководитель Высшей школы им. Н.Г. Басова НИЯУ МИФИ О.Н. Крохин. Основные разделы журнала 1. Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже. 2. Вопросы преподавания курса общей физики в технических университетах. 3. Современный лабораторный практикум по физике. 4. Демонстрационный лекционный эксперимент. 5. Информационные технологии в физическом образовании. 6. Вопросы преподавания общего курса физики в педвузах и специальных средних учебных заведениях. 7. Текущая практика маломасштабного физического эксперимента. 8. Связь общего курса физики с другими дисциплинами. 9. Интеграция Высшей школы и Российской Академии наук.
Физическое образование в вузах .— Москва : Издательский дом МФО .— 1996 .— №2 .— 134 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/178814 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Надо согласиться с тем, что нынешний студенческий контингент технических вузов, в целом, не готов к восприятию фундаментального курса, т.е. того курса, который апеллирует прежде всего к теоретическому мышлению. <...> Напомним, что в соответствии с [1] "...фундаментальный курс физики ... должен быть глубже курса общей физики в университете. <...> Кафедра имеет опыт организации многоуровневого физического практикума [2], являющегося по существу воплощением идеи альтернативности при 10 проведении лабораторных занятий. <...> Инженер должен знать и уметь использовать: —основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики, физических основ электроники; — методы теоретического и экспериментального исследования в физике ; 11 — уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов физики. <...> Постановка курса общей физики 2-то уровня, или, беря на вооружение терминологию [1] — фундаментального курса физики требует заметного увеличения часов, отводимых для его изучения. <...> Исходя из того, что число обязательных аудиторных часов для студента жестко ограничено 36 часами в неделю, в курсе 2-го уровня принята следующая организация учебного процесса в расчете на неделю: 4 часа — лекции ( Б сетке расписания студентов), 2 часа — практические занятия (факультативные), 1 час — лабораторные работы (факультативные). <...> Важным критерием усвоения теоретических знаний, а для будущего инженера, очевидно, основным является умение использовать эти знания при решении практических задач. <...> Однако, созданное преподавателями кафедры методическое пособие, классифицируемое как "Практический курс физики" в значительной степени призвано устранить эту недостаточность; естественно, в условиях самостоятельной работы студентов. <...> В эту категорию органично вписываются студенты, изучающие фундаментальный курс физики. <...> [1] Суханов А Д 1993 Фундаментальный <...>
Физическое_образование_в_вузах_№2_1996.pdf
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Г.Г. Спирин Московский государственный авиационный институт В настоящее время действует ряд факторов, неблагоприятно влияющих на развитие естественнонаучного образования в российских вузах. Представляется, что обществу, не создавшему стимулов для производительного труда, требуются, в основном, представители тех профессий, где естественнонаучная компонента в образовании ничтожна. Социальный заказ на инженерные и научные кадры в настоящее время практически отсутствует . В условиях, кризисных для большинства отраслей промышленности, инженер — профессия непрестижная. Как следствие этого, низкий конкурс в технические вузы и невысокий, в целом, образовательный потенциал студенческого контингента, обремененного, зачастую, заботой о хлебе насущном. Характерной для настоящего времени чертой студенчества является существенная неоднородность по уровню знаний и образовательным потребностям. В аудитории на одной скамье сидят два молодых человека, один из которых о физике слышал лишь фрагментарно, другой имеет основательную подготовку, полученную им в физико-математической школе или лицее. Предполагая, что и в этих тяжелых условиях, сохранение в России полноценного инженерного образования остается стратегической задачей, надо ставить вопрос об адаптации учебного процесса, в частности, обучения студентов физике, к тем конкретным условиям, которые сложились ныне в технических вузах. Исходя из того, что уровень образования и требований должен быть адекватен возможностям учащихся и нарушение этого делает процесс обучения неэффективным, нужны активные усилия по внедрению в учебный процесс элементов дифференцированного обучения. Если на федеральном уровне идея дифференцированного обучения нашла свое воплощение в таких организационных формах, как, например, бакалавриат и магистратура, то дифференциация обучения на уровне учебной дисциплины, как правило, не реализуется. Вместе с тем без такой дифференциации возникают существенные трудности при воплощении в жизнь той или иной методической концепции или технологии обучения. Говоря о физике, как учебной дисциплине, и следуя терминологии [1], можно говорить о двух типах мышления, формируемых физикой. Это — эмпирический и теоретический типы мышления. Фактически, речь идет о двух возможных языках,, которыми можно излагать физику вчерашним школьникам .
Стр.1
9 По нашим оценкам, в технических вузах, ориентированных на выпуск специалистов в новых областях техники, готовы воспринимать физику на уровне теоретического мышлении 10-15%, 30-40% — на уровне эмпирического мышления и 4560% — составляет промежуточный слой студентов, способных адаптироваться к тому или иному уровню в зависимости от методического умения и педагогического мастерства преподавателей. Надо согласиться с тем, что нынешний студенческий контингент технических вузов, в целом, не готов к восприятию фундаментального курса, т.е. того курса, который апеллирует прежде всего к теоретическому мышлению. Напомним, что в соответствии с [1] "...фундаментальный курс физики ... должен быть глубже курса общей физики в университете. Это должен быть целостный курс, окончательный и полный в рамках своих задач, определяющий уровень теоретического мышления будущего ученого, творца новой техники и технологии и нацеленный прежде всего на создание у него интеллектуального фундамента, что позволит обеспечить эффективность применения современной физики". Признавая большую перспективность теоретической направленности мышления, как более совершенного и рационального способа познания, усложняющейся с каждым днем практики, сегодня надо декларировать полную равноправность двух языков физики — эмпирического и теоретического. Существенно, чтобы эти языки, каждый на своем уровне, отражали физическую картину мира и в максимальной степени способствовали приобретению студентом профессиональных знаний. Очевиден вывод — студентов надо учить по-разному и, соответственно, кафедра должна обеспечить постановку альтернативных курсов, соответствующих целевым установкам студентов или их образовательным потребностям. Ввести дифференциацию и, следовательно, предоставить учащимся право максимально реализовать свои возможности, особенно важно в курсе физики, центральной дисциплине естественнонаучного цикла, успехи или неуспехи в которой существенно определяют динамику дальнейшего интеллектуального развития студента. Реализация принципа дифференциации обучения в рамках одной дисц:ллины связана с определенными организационными трудностями и некоторыми "вольностями", обусловленными отклонениями от ряда нормативных документов. Преодоление этих трудностей на пути разрушения ряда стереотипов, сложившихся при планировании учебной нагрузки преподавателей и некоторый отказ от излишней формализации при оценке знаний. Рассмотрим возможную схему организации дифференцированного обучения на кафедре физики Московского государственного авиационного института (технический университет). Кафедра имеет опыт организации многоуровневого физического практикума [2], являющегося по существу воплощением идеи альтернативности при
Стр.2