* ВВЕДЕНИЕ
* СТАНДАРТЫ ПРАКТИКУМА
* ТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ
* ОСНАЩЕНИЕ ПРАКТИКУМА
* КОМПЛЕКТАЦИЯ
Введение
Одной из задач данного журнала является коллективное осознание того,
какие системы и методы физического образования нужны сегодня и завтра
ВУЗам России. <...> Концепция
разработана
Научно-техническим
центром "Владис"
при
Московском Государственном иженерно-физическом институте. <...> Представляя
само понятие "концепция" не в декларативном, а в практическом плане, то есть
как систему опробованных методических и технических средств, НТЦ ВЛАДИС
не только создает новые технологии обучения, но и внедряет их в учебный
процесс в ВУЗах России. <...> Согласно концепции НТЦ ВЛАДИС, для многоуровневого образования
требуется не несколько практикумов различных
уровней,
а единый
адаптируемый практикум, позволяющий в одной лаборатории и даже на одной
установке реализовать различные уровни и системы обучения. <...> Фирмы предлагают к поставке
элементную базу, из которой можно собрать любые экспериментальные
установки в пределах определенного круга экспериментов. <...> Современный физический практикум должен обеспечивать интенсивное
развивающее обучение при высоком интересе к предмету учащихся и
преподавателей. <...> Темы экспериментов соответствуют программам и стандартам
образования, принятым в России. <...> Лабораторный комплекс формирует полностью оснащенное рабочее
место для одного или двух студентов. <...> Он содержит измерительно-аналитическую
базу, систему функциональных модулей для построения экспериментальной
установки и набор изучаемых объектов. <...> Представленный в комплексе "банк
экспериментов" позволяет варьировать содержание и сложность экспериментов
по каждой теме. <...> Дальнейшее развитие этих связей выводит на создание единого
практикума по естественнонаучным дисциплинам. <...> Учебная лаборатория может представлять одну тему или
весь курс физики, при этом может содержать одно рабочее место или несколько
десятков мест <...>
Физическое_образование_в_вузах_№2_1995.pdf
СОВРЕМЕННЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
В.В. Светозаров
Московский инженерно-физический институт
Ю.В. Светозаров
НТЦ "Владис"
* ВВЕДЕНИЕ
* СТАНДАРТЫ ПРАКТИКУМА
* ТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ
* ОСНАЩЕНИЕ ПРАКТИКУМА
* КОМПЛЕКТАЦИЯ
Введение
Одной из задач данного журнала является коллективное осознание того,
какие системы и методы физического образования нужны сегодня и завтра
ВУЗам России. Это осознание должно опираться на опыт их реального
опробования в учебном процессе.
Новые социально-экономические условия, в том числе заново
формирующийся рынок интеллектуального труда, определяют новые запросы
на содержание и уровень образованности, а, значит, и на системы и средства
образования. Это привело к возникновению новых принципов их создания, а
также к диверсификации организаций, поставляющих технологии обучения на
образовательный рынок России. Несколько лет рыночных условий работы, без
какого-либо государственного финансирования, дали возможность выжить и
развиться лишь организациям, продукция которых отвечает сегодняшним
требованиям образовательной системы.
Сегодня мы представляем концепцию интенсивного экспериментального
изучения физики в системе многоуровневого инженерного образования.
Концепция
разработана
Научно-техническим центром "Владис"
при
Московском Государственном иженерно-физическом институте. Представляя
само понятие "концепция" не в декларативном, а в практическом плане, то есть
как систему опробованных методических и технических средств, НТЦ ВЛАДИС
не только создает новые технологии обучения, но и внедряет их в учебный
процесс в ВУЗах России. Инструментом внедрения является интенсивный
адаптируемый физический практикум.
Стр.1
Согласно концепции НТЦ ВЛАДИС, для многоуровневого образования
требуется не несколько практикумов различных
уровней,
а единый
адаптируемый практикум, позволяющий в одной лаборатории и даже на одной
установке реализовать различные уровни и системы обучения. В ВУЗах
различного профиля или при подготовке по разным специальностям в одном
ВУЗе практикум должен отражать специфику содержания курса вариацией
реализуемых установками экспериментов.
В учебных заведениях различного уровня или для разных уровней
обучения в одном ВУЗе практикум должен допускать вариацию технической и
методической сложности задач. Для сильных и слабых студентов одной группы
практикум должен предоставить возможность формирования индивидуальных
заданий и маршрутов обучения с учетом подготовленности и творческих
способностей студента.
Неподготовленный, но одаренный студент должен иметь возможность
начать работу с простейших экспериментальных задач и выйти на уровень
учебно-исследовательских экспериментов — в
практикума.
Сегодня распространены два подхода к построению экспериментальной
базы физического образования. В системе Госкомвуза России производят
учебные установки, реализующие на рабочем месте учащегося 1 - 2 эксперимента
без возможности перестройки на другие эксперименты. Они не отвечают
минимальным общепризнанным методическим требованиям - фронтальнотематической
организации занятий, возможности выбора и самостоятельного
мышления учащихся.
В Европе принят другой подход. Фирмы предлагают к поставке
элементную базу, из которой можно собрать любые экспериментальные
установки в пределах определенного круга экспериментов.
Подход НТЦ ВЛАДИС по технической реализации является
промежуточным между упомянутыми, а в педагогическом плане дает новое
качество и новые возможности обучения. Основу практикума составляют
модульные учебные комплексы (настольные микролаборатории), реализующие
на рабочем месте десятки экспериментов по разделам изучаемых дисциплин.
Работы НТЦ ВЛАДИС известны и признаны в России. В апреле 1994 г.
Коллегия Госкомвуза России рекомендовала подготовить предложения об
оснащении экспериментальной базы многоуровневого физического практикума
с участием НТЦ ВЛАДИС. Министерством обороны России практикум НТЦ
ВЛАДИС рекомендован в качестве базового для военных ВУЗов. Этот
практикум является наиболее продаваемым по России. Элементы практикума
работают более чем в 60 учебных заведениях различных уровней — от школ до
университетов.
этом суть развивающего
Стр.2