Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Категория «контекст» в психологии и педагогике (770,00 руб.)

0   0
Первый авторВербицкий А. А.
АвторыКалашников В. Г.
ИздательствоМ.: Логос
Страниц298
ID178043
АннотацияРассматриваются сущность и различные аспекты понятия "контекст" в гуманитарных науках: лингвистике, психолингвистике, психологии и педагогике. Обосновывается необходимость введения этого смыслообразующего понятия в категориальный строй психологической и педагогической науки. Представлена сущность теории и технологий контекстного обучения.
Кому рекомендованоДля специалистов в области психологии и педагогики, теоретиков и практиков образования, занимающихся повышением его качества. Может использоваться в системе подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров гуманитарного профиля.
ISBN978-5-98704-509-1
УДК159.9
ББК88.4
Вербицкий, А.А. Категория «контекст» в психологии и педагогике : [монография] / В.Г. Калашников; А.А. Вербицкий .— Москва : Логос, 2010 .— 298 с. — ISBN 978-5-98704-509-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/178043 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Представлена сущность теории и технологий контекстного обучения. <...> Поскольку изначально контекстный подход разрабатывался в нашей стране в качестве средства методологической рефлексии образовательного процесса и средства конструирования наиболее адекватных социальным условиям и психологическим законам обучения учебно-развивающих практик, то и в общей психологии контекстный подход призван играть методологическую роль. <...> Контекстный подход в этом отношении выполняет роль методологического «увеличительного стекла», которое делает наглядным те аспекты психологических исследований, которые доныне оставались в тени в виде имплицитных установок самих исследователей. <...> Как писал создатель контекстной семантики Г.В. Колшанский, «лингвистика – это прежде всего теория высказывания» и поэтому «контекст выступает не как спорадическое и факультативное явление в коммуникации, а как глобальный феномен, пронизывающий все единицы и уровни языка». <...> Контекст в лингвистике и психолингвистике Однако в последней четверти прошлого века в связи с изучением языковой коммуникации сформировалось и более динамическое понимание контекста как семантической функции, определяющей не только значение и смысл сообщения, но и сам факт уместности или неуместности его в той или иной ситуации общения. <...> Г.В. Колшанский полагает, что «система языка, складывающаяся из всей совокупности синтагматических и парадигматических отношений, является потому системой, что она скреплена отношениями между субстанциональными единицами, каждое звено которых – пучок конкретных отношений – и можно определить как контекст» [100:19–21]2 . <...> «Контекстная семантика и есть та категория, которая связывает воедино все поля и сферы различных уровней языка и должна рассматриваться как предварительное условие содержательной интерпретации коммуникативных единиц» [100:22]. <...> Амосова определяет контекст как «сочетание семантически реализуемого <...>
Категория_«контекст»_в_психологии_и_педагогике_.pdf
А.А. ВЕРБИЦКИЙ В.Г. КАЛАШНИКОВ КАТЕГОРИЯ «КОНТЕКСТ» В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ Москва Ÿ Логос Ÿ 2010
Стр.2
УДК 159.9 ББК 88.4 Â31 Рецензенты Т.Д. Дубовицкая, доктор психологических наук, доцент, профессор Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой В.И. Звонников, доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, профессор, проректор Государственного университета управления Вербицкий А.А. В31 Категория «контекст» в психологии и педагогике: монография / À.À. Вербицкий, Â.Ã. Калашников. – Ì.: Ëîãîñ, 2010. – 300 ñ. ISBN 978-5-98704-509-1 Рассматриваются сущность и различные аспекты понятия «контекст» в гуманитарных науках: лингвистике, психолингвистике, психологии и педагогике. Обосновывается необходимость введения этого смыслообразующего понятия в категориальный строй психологической и педагогической науки. Представлена сущность теории и технологий контекстного обучения. Для специалистов в области психологии и педагогики, теоретиков и практиков образования, занимающихся повышением его качества. Может использоваться в системе подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров гуманитарного профиля. УДК 159.9 ББК 88.4 ISBN 978-5-98704-509-1 © Вербицкий À.À., Калашников Â.Ã., 2010 © Ëîãîñ, 2010
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ..................................................................................................... 7 Глава 1. Контекст в лингвистике и психолингвистике ................ 12 1.1. Понятие «контекст» и аспекты его функционирования в лингвистике ............................................. 12 1.2. Контекст как текстовое явление ............................................. 18 1.2.1. Контекст как фрагмент текста ......................................... 18 1.2.2. Контекст как условие связности текста .......................... 24 1.2.3. Контекст как интертекстовое явление ........................... 27 1.2.4. Слово как контекст ............................................................. 30 1.2.5. Стилистический êîíòåêñò................................................. 33 1.3. Контекст как внеязыковое явление ........................................ 36 1.3.1. Контекст в концепциях прагматики коммуникации ................................................................................ 36 1.3.2. Контекст как интрапсихическое условие коммуникации ................................................................................ 67 1.4. Контекст в психолингвистике ................................................. 73 1.4.1. Контекст в процессах порождения и понимания ðå÷è.......................................................................... 73 1.4.2. Роль контекста в понимании ìåòàôîðû......................... 98 1.5. Контекст как инструмент лингвистического исследования ................................................................................ 110 1.5.1. Контекстный и дистрибутивный анализ ...................... 110 1.5.2. Классификация контекстов в лингвистике ................. 113 1.5.3. Семантизация и психологизация понятия «êîíòåêñò» в лингвистике .......................................................... 124 Глава 2. Категория «êîíòåêñò» в психологии ............................... 128 2.1. Понятие контекста в психологии ......................................... 128 2.1.1. Психологическое определение контекста ................... 128 2.1.2. Проблема применения понятия «êîíòåêñò» в современной психологии ................................... 136 2.1.3. Практика употребления термина «êîíòåêñò» в психологии ............................................................ 141 2.2. Контекст в когнитивной ïñèõîëîãèè................................... 146
Стр.4
6 Оглавление 2.2.1. Роль контекста в когнитивных процессах ................... 146 2.2.2. Контекст в процессах восприятия и опознания .................................................................................. 150 2.2.3. Контекст и процессы мышления ................................... 162 2.2.4. Контекст и процессы воображения ............................... 167 2.2.5. Контекст и процессы памяти .......................................... 169 2.3. Система характеристик психологического контекста ....................................................................................... 177 2.3.1. Варианты трактовки психологического контекста ....................................................................................... 177 2.3.2. Базовые свойства психологического контекста ....................................................................................... 187 2.3.3. Внешний и внутренний контексты в ïñèõîëîãèè................................................................................. 203 2.4. Перспективы контекстного подхода в психологии .............. 210 2.4.1. Направления применения понятия «êîíòåêñò» в психологии ............................................................ 210 2.4.2. Принципы функционирования психологического контекста ..................................................... 223 Глава 3. Теория контекстного обучения .......................................... 228 3.1. Три источника контекстного обучения ................................. 228 3.1.1. Опыт разработки и использования технологий инновационного обучения ................................... 228 3.1.2. Контекст как смыслообразующая êàòåãîðèÿ.................. 229 3.1.3. Деятельностная теория усвоения социального опыта ...................................................................... 230 3.2. Противоречия профессионального образования ............. 232 3.3. Сущность и технологии контекстного обучения ............... 234 3.3.1. Основная идея контекстного обучения ......................... 235 3.3.2. Принципы контекстного обучения ................................ 235 3.3.3. Образовательные цели ..................................................... 236 3.3.4. Содержание контекстного обучения ............................. 237 3.3.5. Общая модель динамического движения деятельности в контекстном îáó÷åíèè.................................... 240 3.3.6. Обучающие модели ........................................................... 241 3.3.7. Общая модель контекстного обучения .......................... 242 3.3.8. Преимущества контекстного обучения ......................... 244 Çàêëþ÷åíèå............................................................................................. 246 Сноски ..................................................................................................... 250 Литература .............................................................................................. 282
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ