Анализируются ее цели, задачи и методы,
влияющие на бюджетную, валютную и денежно-кредитную
политику, институциональные аспекты, законодательная база,
учет, отдельные долговые обязательства, международный опыт. <...> Подробно рассматриваются вопросы разработки целей, задач
и критериев проведения оценки эффективности управления. <...> Влияние государственного долга на бюджетную,
валютную и денежно-кредитную политику. <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
ÑÏÈÑÎÊ ÑÎÊÐÀÙÅÍÈÉ
ВВП
– валовой внутренний продукт
ВОЗ
– еврооблигация (облигация внешних облигационных
займов Российской Федерации)
ВЭБ
– Внешэкономбанк
ГКО
– государственная краткосрочная облигация
ГСО
– государственная сберегательная облигация
ИНТОСАИ – Международная организация органов
финансового контроля
МБРР
– Международный банк реконструкции и развития
МБЭС
– Международный банк экономического сотрудничества
МВФ
– Международный валютный фонд
МИБ
– Межрегиональный инвестиционный банк
МФО
– международная финансовая организация
МЭРТ
– Министерство экономического развития и торговли
НИОКР
– научно-исследовательские и опытно-конструкторские
разработки
ОВГВЗ
– облигация внутреннего государственного
валютного займа
ОГНЗ
– облигация государственных нерыночных займов
ОФЗ
– облигация федерального займа
ОЭСР
– Организация экономического сотрудничества и развития
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
Государственный долг играет существенную и многогранную роль
в макроэкономической системе любой страны. <...> Такая финансовая основа представляет собой важный фактор,
способствующий появлению у участников финансового рынка уверенности в том, что они могут вкладывать средства в государственные
ценные бумаги с минимальным уровнем неопределенности. <...> Öåëè è çàäà÷è
В соответствии с действующим законодательством под государственным долгом Российской Федерации понимаются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами <...>
Государственный_долг_анализ_системы_управления_и_оценка_ее_эффективности_.pdf
Л.С. Брагинская
Государственный долг:
анализ системы управления
и оценка ее эффективности
Москва • Университетская книга • 2007
Стр.2
УДК 005.3(035.3)
ББК 65.9(2)26
Б87
Рецензенты
В.А. Кабашкин, кандидат экономических наук,
профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Московского государственного лингвистического университета
В.И. Звонников, проректор
Государственного университета управления
Брагинская Л.С.
Б87
Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее
эффективности. – М., Университетская книга, 2007. – 128 с.
ISBN 978-5-98699-037-8
Представлены основные элементы системы управления государственным
долгом. Анализируются ее цели, задачи и методы,
влияющие на бюджетную, валютную и денежно-кредитную
политику, институциональные аспекты, законодательная база,
учет, отдельные долговые обязательства, международный опыт.
Подробно рассматриваются вопросы разработки целей, задач
и критериев проведения оценки эффективности управления.
Для руководителей и специалистов органов управления сферой
финансов. Может использоваться в учебном процессе по направлениям
(специальностям) «Финансы и кредит», «Экономика»,
«Государственное и муниципальное управление». Представляет
интерес для широкого круга ученых и специалистов в области
экономики и финансов.
УДК 005.3(035.3)
ББК 65.9(2)26
ISBN 978-5-98699-037-8 © Брагинская Л.С., 2007
© Университетская книга, 2007
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1. Система управления государственным долгом . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.1. Цели и задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.2. Контроль как элемент системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
1.3. Влияние государственного долга на бюджетную,
валютную и денежно-кредитную политику. . . . . . . . . . . . . . . .21
1.4. Способы управления государственным долгом . . . . . . . . . . . .23
1.5. Институциональная основа управления
государственным долгом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
1.6. Временные границы управления государственным долгом. .39
2. Анализ практического опыта управления
государственным долгом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
2.1. Законодательная база . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
2.2. Учет государственного долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
2.3. Международный опыт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
2.4. Анализ основных проблем управления отдельными
государственными долговыми обязательствами . . . . . . . . . . .59
Стр.4
6
Оглавление
3. Оценка эффективности управления государственным долгом . . . . . .85
3.1. Разработка целей, задач и критериев проведения оценки
(на примере отдельных долговых инструментов
и операций с ними) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
3.2. Проведение оценки по выбранным критериям . . . . . . . . . . .104
3.3. Подготовка выводов и рекомендаций
по результатам проведенной оценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114
3.4. Основные этапы метода проведения оценки . . . . . . . . . . . . .116
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
Стр.5