Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Приоритеты и модернизация экономики России (390,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц208
ID177752
АннотацияПроблема приоритетов экономического развития и модернизации в России рассматривается в воспроизводственном аспекте. Подобные задачи ставились в России неоднократно, но реализовывались с разной степенью успешности. По мнению авторов монографии, проблема модернизации требует концептуального подхода, что подразумевает невозможность осуществить намечаемые преобразования (преимущественно инновационные) исключительно за счет опережающих технологий. В качестве приоритетных начинаний предлагаются модернизация экономического мышления, образования и социальных преобразований. Монография предназначена для широкого круга специалистов, для научных работников, аспирантов, студентов.
ISBN978-5-91419-569-1
УДК[338.2+316.422](470+571)
ББК65.9(2Рос)
Приоритеты и модернизация экономики России / Под ред. д.э.н. И. Р. Курнышевой, науч. ред. д.э.н., проф. С. Н. Сильвестров .— : [Б.и.], 2011 .— 208 с. — ISBN 978-5-91419-569-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/177752 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИСТОРИЧЕСКАЯ КНИГА РОССИЙСК АЯ АК АДЕМИЯ НАУК УЧРЕЖ ДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АК АДЕМИИ НАУК ИНС ТИТ У Т ЭКОНОМИКИ РАН Приоритеты и модернизация экономики России Под редакцией <...> П 768 Приоритеты и модернизация экономики России / под ред. д. э. н. <...> Предпосылки и особенности модернизации экономики в РФ 9 – отказе от жестко регламентированной трактовке модернизации как развития в направлении западных моделей и траекторий движения. <...> Предпосылки и особенности модернизации экономики в РФ 15 промышленного производства, которые и определяют технологическое отставание России: производство транспортных средств и оборудования, производство электрооборудования, производство машин и оборудования. <...> Вшестых, от уровня развития промышленного производства зависит выход России на мировой рынок, место страны в мировом разделении труда. <...> Вопервых, они должны выступить в качестве соорганизаторов и ключевых источников финансирования крупных проектов, нацеленных на достижение прорывных результатов по стратегически значимым технологическим направлениям. <...> Целевыми ориентирами деятельности институтов являются: − увеличение вклада новых высокотехнологичных производств, соз данных в рамках проектов института развития, в экономический рост; − дополнительный экспорт машин, оборудования и транспортных средств, обеспеченный за счет поддержанных институтами развития проектов; − повышение годового объема совокупного размера инвестиций в венчурные компании и финансирующие инновационный бизнес фонды прямых инвестиций; − повышение доли промышленных предприятий, осуществляющих тех нологические инновации, созданных при поддержке институтов развития; − повышение доли инновационной продукции, разработанной или вне дренной при поддержке институтов развития, в выпуске промышленной продукции; − увеличение доли ссуд и займов, привлекаемых компаниями внутри страны, в источниках финансирования инвестиций; 24 I. <...> Постиндустриальная <...>
Приоритеты_и_модернизация_экономики_России_.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Приоритеты_и_модернизация_экономики_России_.pdf
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ РАН Приоритеты и модернизация экономики России д. э. н. И. Р. Курнышевой д. э. н., профессор, заслуженный экономист РФ С. Н. Сильвестров. Санкт-Петербург АЛЕТЕЙЯ 2011 П о д р Н е а д у а ч к н ц ы и й е й р е д а к т о р
Стр.3
УДК ББК [338.2+316.422](470+571) 65.9(2Рос) П 768 Рецензенты д. э. н., проф. А. И. Архипов, д. э. н., проф. В. Н. Засько П 768 Приоритеты и модернизация экономики России / под ред. д. э. н. И. Р. Курнышевой; науч. ред. д. э. н., проф. С. Н. Сильвестров. – СПб.: Алетейя, 2011. – 208 с. ISBN 978-5-91419-569-1 Проблема приоритетов экономического развития и модернизации в России рассматривается в воспроизводственном аспекте. Подобные задачи ставились в России неоднократно, но реализовывались с разной степенью успешности. По мнению авторов монографии, проблема модернизации требует концептуального подхода, что подразумевает невозможность осуществить намечаемые преобразования (преимущественно инновационные) исключительно за счет опережающих технологий. В качестве приоритетных начинаний предлагаются модернизация экономического мышления, образования и социальных преобразований. Монография предназначена для широкого круга специалистов, для научных работников, аспирантов, студентов. УДК [338.2+316.422](470+571) ББК 65.9(2Рос) ISBN 978-5-91419-569-1 9 7 8 5 9 1 4 1 9 5 6 9 1 © Коллектив авторов, 2011 © Институт экономики РАН, 2011 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011
Стр.4
5 Экономическое отставание нашей страны от ряда промышленно развитых стран объективно заставляет власть, ученых, экономистов, предпринимателей анализировать причины отставания и принимать меры по модернизации экономики. Однако, до сих пор, несмотря на многочисленные публикации на эту тему, отражающие скорее общие ощущения необходимости перемен, не разработаны теоретические представления о том, каких результатов мы хотим добиться в ходе модернизации, какими механизмами и за счет каких ресурсов она будет осуществляться; нуждается ли наше общество и экономика в ремонте отдельных изношенных деталей или конструктивной перестройке. Самый главный вопрос, неразработанный с теоретической точки зрения – какой тип модернизации (имитационный, догоняющий и др.) сможет изменить в обозримом будущем недостатки сложившейся экономической системы. В экономической, обществоведческой, исторической, политической, философской и других видах литературных источников типы модернизации хорошо изучены, представлены и систематизированы. В историко-экономической практике России наиболее апробированным был догоняющий мобилизационный тип модернизации по западному образцу. Его адепты исходят из того, что в нем видится единственный пример хозяйственного обустройства общества, отрицающий национальную самобытность. В работе показаны возможности и необходимость российской экономики в той модернизации, которую проходят успешно развитые страны, и вместе с тем предубеждения, которые заставляют задуматься о целесообразности очередных попыток на старых принципах. Ответственный редактор монографии д. э. н. Курнышева И. Р. Научное редактирование – д. э. н., профессор, заслуженный экономист РФ Сильвестров С. Н. Техническое редактирование и оформление книги выполнено Маторой Н. Г. и Маринич Е. И. Авторами глав настоящей коллективной монографии, представившими к опубликованию результаты своих научных исследований, являются: Барышева А. В., д. э. н., профессор (глава 4); Басс А. Б., к. э. н., доцент (глава 10); Белякова С. И. (глава 3); Виленский А. В., д. э. н., профессор (глава 9); Горденко Г. В. (глава 13); Гусейн Афаг Джамаладдин к, к. э. н., доцент (глава 14); Жданова О. И., к. э. н. (глава 7); Клеева Л. П., д. э. н. (глава 5); Курнышева И. Р., д. э. н. (введение и глава 1); Миндели Л. Э., д. э. н., профессор (глава 6); Савостьянов Е. А.(глава 12); Сеченова В. В., В В Е Д Е Н И Е
Стр.5
6 к. э. н. (глава 8); Смородинская Н. В., к. э. н. (глава 2); Соловьев Ю. П. д. э. н., профессор (глава 11); Черных С. И., д. э. н., профессор (глава 6). Научный редактор и коллектив авторов выражают благодарность уважаемым рецензентам – доктору экономических наук, профессору А. И. Архипову и доктору экономических наук, профессору В. Н. Засько, внесшим высокопрофессиональные замечания и предложения при подготовке рукописи к печати, а также сотрудникам научного коллектива Центра институтов государственного регулирования и всем ученым ИЭ РАН, принявшим участие в обсуждениях и дискуссиях при апробации подготовленных авторами научных материалов. Введение
Стр.6
7 «Мейнстрим» более чем полувековой модернизации промышленно развитых стран подразумевает системный процесс трансформации всех аспектов общественной жизни в стране – социально-экономической, политической и т. д. Такое понимание модернизации отражает не только утвердившиеся в жизни реалии, но и многоплановую идею о том, как повысить «капитализацию» сложившихся (традиционных), но становящихся неэффективными социально-экономических и политических институтов и установок, сделать их более соответствующими логике поступательного развития общества и экономики, интересам и потребностям всех слоев населения. Идея организации социально-экономического развития на основе принципа модернизации сегодня переживает новую волну своей популярности. Первые публикации на эту тему в нашей стране появились в середине 60-х гг. прошлого века. В середине 80-х гг. было принято политическое решение о «перестройке» в нашей стране экономической системы. Однако это решение, как и многие другие, в сущности правильные и своевременные социально-политические решения того времени, не получило всесторонней теоретической разработки, позволяющей перевести общие соображения о структуре, целях, задачах и механизмах модернизации экономики в практическую плоскость. Анализ научных публикаций того периода показывает, что с ростом их числа усиливалась тенденция к изолированному рассмотрению отдельных частных аспектов проблемы модернизации, ее своеобразная фрагментация; обозначились три далеко не взаимосвязанные плоскости анализа: необходимость ускорения темпов экономического роста; акцент на усиление роли самостоятельности хозяйствующих субъектов; акцент на задачах повышения научно-технического уровня производства. Модернизация, на наш взгляд, призвана быть главным фактором роста уровня и, особенно, качества жизни, повышения производительности труда, и, что важно сейчас, фактором, обеспечивающим безопасность страны. Сведение же проблемы модернизации страны к циклическому или периодическому обновлению технико-технологического базиса экономики . В М ИО Я I О У С Л Г М Л А В Д ИЕ НР АН ПИ РЗ АА ВЦ ЛИ ЕЯ Н Р И Л Н Ф : А Е Д О 1 И Р . П А Н Р Е З Д И Ц П О Э И С Ы О К Я И М К О И И О И С О В К Б Р Е Н Ф Н О С Т И
Стр.7
8 значительно упрощает и обедняет ее теоретическое содержание, создавая иллюзию простоты и легкости практического воплощения. Общетеоретическое осмысление проблемы, основанное на целостном подходе к пониманию закономерностей и тенденций развития модернизационной практики, до сих пор остается задачей, ожидающей своего убедительного решения. Первое, что необходимо, на наш взгляд, сделать, – преодолеть методологические провалы и погрешности в предлагаемых решениях. Чтобы превратить привлекательную идею о модернизации экономики и общества в аргументировано построенную концепцию, стратегию и придать ей более зримые черты практической конкретности, необходимо раскрыть содержание базисных категорий, особенно тех, которые используются в законодательных, нормотворческих институциональных документах. Мировой исторический опыт свидетельствует, что модернизация общества и экономики, особенно на начальных этапах, сопровождается глубокими позитивными сдвигами, эффективностью, повышением уровня и качества жизни населения. И это является побудительным стимулом для последующих модернизационных реформаций. Концепция непрерывного модернизирования экономики не носит законченного характера и ее можно рассматривать как расширенное воспроизводство в креативном, инновационном исполнении с целью получение экономического эффекта и роста конкурентоспособности на мировом экономическом пространстве. Изменения, происходящие в обществе и экономике РФ на протяжении последних 25 лет (четверти века) могут быть рассмотрены как модернизационные, направленные на ее осовременивание по примеру западных образцов. При этом преследовалась не только цель повышения экономической эффективности, повышения уровня и качества жизни населения, но и улучшение имиджа страны, повышение уровня ее конкурентоспособности. Однако в России позитивные эффекты от модернизации проявляются слабо, более того, можно сказать, что в экономике они зачастую проявляются со знаком минус. Большинство российских исследователей, управленцев, практиков и пред принимателей определяют современную модернизацию как процесс пере хода (транзит) от традиционной экономики к новой экономике, к экономике высоких технологий и прагматическим взглядам на потребительские стандарты и установки. Современные российские методологические подходы к определению модернизации базируются в основном на: I. Модернизация РФ: условия и направления
Стр.8
9 – отказе от жестко регламентированной трактовке модернизации как развития в направлении западных моделей и траекторий движения. Руководству страны, на наш взгляд, следует своевременно отказаться от некритичного восприятия иностранного опыта проведения реформ в начале 90-х годов, не повторять прошлые российские ошибки и неоправданные зигзаги в управлении экономикой, уйти от безальтернативного следования западным образцам, принципам «жесткого» монетаризма, игнорируя, например, опыт Китая, который в течение десятилетий успешно реформировал свою экономику1 , творчески используя мировой опыт, в том числе элементы оправдавшего себя отечественного опыта реформирования экономики. При этом для достижения намеченных целей государству следует использовать в возрастающей мере, арсенал оправдавшихся в мировой практике, мер осуществления модернизационной политики, с разделением их на общесистемные и селективные. Инструменты модернизационной политики комбинировать по мере смены этапов стабилизации, постстабилизационного восстановительного роста экономики; – переходе к пониманию модернизации не только как средства, фактора социально-экономического развития, а как определенной функции его развития, носящей циклический характер. Нынешний этап экономической модернизации в России отличает ряд особенностей. Основная особенность современного этапа – нацеленность на повышение уровня конкурентоспособности, статуса страны на мировом экономическом пространстве, обеспечение безопасности за счет инновационного развития, т. е. заранее поставлена цель и определены социально-экономические ценности. Стратегия модернизации экономики, ее концепция и практическое воплощение во многом зависит от ресурсного потенциала страны, его особенностей, наличествующих или отсутствующих предпосылок. При этом все они имеют единый взгляд на основную стратегию: инновации. 1 На наш взгляд, не в последнюю очередь, успехи проводимой Китаем экономической политики были предопределены тем, что в ходе разработки экономической стратегии страны и этапов ее реализации, удалось избежать принятия популистских, научно необоснованных и не подкрепленных ресурсами и базовым состоянием экономики решений. Эта установка Дэн Сяопина проходит красной нитью через все основные правительственные экономические начинания. «Нелегко за короткий срок избавиться от бедности и отсталости. Необходимо во всем исходить из реальных условий. Нельзя ставить нереальный цели, нельзя также намечать слишком короткие сроки … если политику и масштабы определять на основе иллюзорных представлений в отрыве от реальности, то корабль потонет». (Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. – М.: Политиздат, 1988. С. 213). 1. Предпосылки и особенности модернизации экономики в РФ
Стр.9
10 Приоритетное развитие наукоемких отраслей, резкое увеличение объема выпуска высокотехнологичной продукции и ее доли в экспорте, улучшение показателей трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства. Приоритетным является рост стратегической конкурентоспособности экономики, укрепление позиций национального капитала на внутренних и глобальных высокотехнологичных рынках. Недавно в одном из своих выступлений Председатель правительства РФ В. В. Путин признал, что экономика РФ неконкурентоспособна (см. табл. 1). Острота и актуальность решения проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики не только остается, но и усиливается. Мировая экономическая практика показывает, что модернизация, повышение конкурентоспособности экономики и ее перевод на инновационный путь развития условия взаимосвязанные и взаимообусловленные. Активная промышленная и инвестиционная политики и нацеленность на создание новой конкурентоспособной промышленности страны, а не тяжесть накопленных и неразрешенных в российской экономике негативных проблем, тенденций и диспропорций должны формировать направления, механизмы и инструменты политики модернизации экономики. Министерством экономического развития РФ технологическая модернизация определена как приоритетная задача экономической политики по структурной перестройке народного хозяйства наряду с двумя другими взаимосвязанными задачами: диверсификацией экономики и инновациями1 В условиях усиления внимания со стороны органов государственной . власти к проблемам технологической модернизации страны и острой объективной потребности в технологическом обновлении экономики была создана комиссия по модернизации и технологическому развитию. Основными задачами этой комиссии являются: – рассмотрение вопросов, касающихся выработки государственной политики в области модернизации и технологического развития России; – координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Предпринимательского экспертного сообщества в области модернизации и технологического развития экономики России; – определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации и технологического развития экономики России. 1 Выступление Министра экономического развития РФ Э. С. Набиуллиной «Итоги деятельности в 2009 году и задачи на 2010 год». 14 мая 2010 г. С. 11. http:// www. economy.gov.ru I. Модернизация РФ: условия и направления
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ