Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Здоровье и образование в XXI веке. Электронный научно-образовательный Вестник

Здоровье и образование в XXI веке. Электронный научно-образовательный Вестник №9 2014 (400,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID232224
АннотацияОсвещаются актуальные вопросы терапии, кардиологии, неврологии, психиатрии, гастроэнтерологии, общей хирургии, акушерства и гинекологии, андрологии, педиатрии, медицинской психологии, правовых основ медицинской деятельности и др.
Кому рекомендованостудентам, аспирантам, медицинским научным сотрудникам, врачам
Здоровье и образование в XXI веке. Электронный научно-образовательный Вестник .— Москва : Сообщество молодых врачей и организаторов здравоохранения, 1999 .— 2014 .— №9 .— 12 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/232224 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2014, том 16 [9] ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Н.М. <...> Н.Н. Бурденко» Минздрава России, кафедра оперативной хирургии с топографической анатомией, г. Воронеж В статье приводится программа формирования положительной учебной мотивации студентов медицинского вуза при изучении топографической анатомии и оперативной хирургии. <...> Для стимулирования учебной мотивации предлагается использовать различные педагогические технологии. <...> Однако, несмотря на то, что в исследованиях подробно представлен анализ специфики профессионально важных качеств студентов медицинской академии [2], их личностных характеристик [5], вопросы формирования учебной мотивации студентов-медиков изучены недостаточно. <...> В связи с этим, целью настоящего исследования явилось создание программы формирования положительной учебной мотивации студентов-медиков. <...> Базой исследования явилась Воронежская государственная медицинская академия им. <...> Преподаваемая дисциплинатопографическая анатомия с оперативной хирургией. <...> Вводное занятие играет одну из ключевых ролей в формировании учебно-профессиональной мотивации. <...> В связи с этим, вводное занятие должно быть тщательно продумано, насыщено сведениями о несомненной актуальности, значимости изучаемого предмета, его практической направленности и необходимости в дальнейшей профессиональной деятельности. <...> В рамках настоящей работы вводное занятие проводилось в форме проблемной лекции. <...> Для стимулирования учебной мотивации формулировалась проблема: для чего нужно изучать топографическую анатомию с оперативной хирургией. <...> Решение проблемы преподаватель проводил в форме монолога, подчеркивая несомненную значимость предмета для врачей всех специальностей конкретными клиническими примерами. <...> Это будет служить стиму~ 1 ~ Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). <...> Свидетельство <...>
Электронный_научно-образовательный_Вестник_Здоровье_и_образование_в_XXI_веке_(On-line_Scientific_&_Educational_Bulletin_Health_&_education_millennium)_№9_2014.pdf
2014, том 16 [9] ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Н.М. Косянчук, А.В. Черных ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России, кафедра оперативной хирургии с топографической анатомией, г. Воронеж В статье приводится программа формирования положительной учебной мотивации студентов медицинского вуза при изучении топографической анатомии и оперативной хирургии. Для стимулирования учебной мотивации предлагается использовать различные педагогические технологии. Ключевые слова: мотивация, педагогические технологии, проблемное обучение, активные методы обучения. По мнению И.П. Ильина, мотивы и мотивация является движущей силой процесса обучения и усвоения информации и материала. Именно мотивация — основное средство, дающее возможность повысить уровень заинтересованности студентов в учебном процессе, позволяющее повысить их личный познавательный, научный и творческий потенциал [3]. Исследователь Е.В. Левченко процесс проектирования и усвоения изучаемого предмета студентами связывает с системой их ожиданий [4]. Такое обращение к субъекту учебнопрофессиональной деятельности расширяет методические возможности преподавателя. Наличие значительного числа работ, посвященных проблеме медицинского образования, обусловлено высоким уровнем социальной значимости медицинской профессии и сложностью ее приобретения [1]. Однако, несмотря на то, что в исследованиях подробно представлен анализ специфики профессионально важных качеств студентов медицинской академии [2], их личностных характеристик [5], вопросы формирования учебной мотивации студентов-медиков изучены недостаточно. В связи с этим, целью настоящего исследования явилось создание программы формирования положительной учебной мотивации студентов-медиков. Базой исследования явилась Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, третий курс лечебного факультета. Преподаваемая дисциплина — топографическая анатомия с оперативной хирургией. Разработанная нами программа формирования положительной учебной мотивации содержала следующие компоненты: 1. Проведение вводного занятия. Вводное занятие играет одну из ключевых ролей в формировании учебно-профессиональной мотивации. В ходе ознакомления с предметом, его целями, задачами, спецификой, формируется когнитивный компонент ожиданий студентов; степень заинтересованности предметом, симпатия или антипатия к преподавателю. В связи с этим, вводное занятие должно быть тщательно продумано, насыщено сведениями о несомненной актуальности, значимости изучаемого предмета, его практической направленности и необходимости в дальнейшей профессиональной деятельности. В рамках настоящей работы вводное занятие проводилось в форме проблемной лекции. Для стимулирования учебной мотивации формулировалась проблема: для чего нужно изучать топографическую анатомию с оперативной хирургией. Решение проблемы преподаватель проводил в форме монолога, подчеркивая несомненную значимость предмета для врачей всех специальностей конкретными клиническими примерами. 2. Особое построение плана занятий. При создании плана занятий следует чередовать сложные для восприятия и усвоения информации темы и более легкие, имеющие преимущественную практическую направленность. Это будет служить стиму~ 1 ~ Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Стр.1
2014, том 16 [9] лятором учебно-профессиональной мотивации, так как подобное чередование позволит студентам «отдохнуть» на некоторых темах, заинтересоваться и полностью их усвоить, что будет являться стимулом для изучения более сложных разделов. В рамках настоящей работы план занятий строился по принципу чередования занятий по топографической анатомии, где рассматривается послойное строение области (области головы, шеи, верхней и нижней конечностей и т.д.), и занятий по оперативной хирургии, имеющих практическую направленность. 3. Применение технологии проблемного обучения. Для лучшего усвоения сложных разделов рекомендуется применять технологию проблемного обучения с формированием проблемы в начале, в середине или в конце занятия, на этапе рефлексии, разбавляя сложные теоретические блоки решением проблемных ситуаций по соответствующей тематике. Проблема формулировалась следующим образом: где и как могут практически применяться знания топографии изучаемой области, в каких сферах медицинского знания, парамедицинских вопросах, или же в быту. Студентам предлагается привести как можно больше конкретных практических примеров применения полученных знаний по топографии. Традиционно данный этап предлагался на этапе рефлексии, его форма могла варьировать: сначала это была дискуссия с участием преподавателя. Также возможно было работать в малых группах, в личном зачете (учитывать количество названных примеров). В конце занятия, в качестве домашнего задания, при изучении новой темы, студентам также предлагалось подумать над проблемой практического применения получаемых знаний. Это давало мощный стимул к активизации мыслительной деятельности при подготовке к занятиям, а не механическому зазубриванию изучаемой темы. 4. Максимальное использование возможности приобретения и развития практических навыков. Для этого актуальными являются личностно-ориентированное обучение: индивидуальные подходы, обучение в сотрудничестве, кейс-метод, элементы интерактивного обучения. Занятия по оперативной хирургии всегда интересны, насыщены практическим проведением основных оперативных вмешательств на трупном материале, что само по себе стимулирует учебную мотивацию. Неотъемлемой частью отработки практических навыков служит обучение в сотрудничестве: деление на мини-группы (по 3—4 человека), в которых выбирается хирург, один-два ассистента и медицинская сестра. Далее происходит отработка конкретного практического навыка (наложение сосудистого шва, шва нерва, сухожилия, проведение трепанации черепа и т.д.). В ходе выполнения задания члены мини-группы меняются ролями. На данном этапе возможно применение элементов интерактивного обучения — когда группам даются разные задания, включающие ситуационную задачу и связанные с нею практические навыки. Группы справляются с поставленной задачей и готовят друг другу перекрестные вопросы. Это позволяет развить в студентах критическое и клиническое мышление и является одним из мощнейших стимуляторов учебно-познавательной мотивации 5. Применение имитационной формы контекстного обучения. Данная педагогическая технология является одним из основных стимулов формирования положительной учебной мотивации, позволяет приблизить операционально-деятельностный компонент практического занятия к реальной профессиональной деятельности. Это положительно влияет не только на стремление к получению знаний, но и способствует дальнейшему профессиональному самоопределению студентов. В рамках имитационной формы контекстного обучения в настоящем исследовании проводился операционный день: полноценная операция на лабораторном животном (кролике). Подобные занятия оставляют у студентов эмоциональные впечатления и переживания, воздействуя на аффективный компонент ожиданий. ~ 2 ~ Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Стр.2
2014, том 16 [9] Таким образом, в настоящей работе разработана программа развития учебной мотивации с использованием педагогических технологий, которая реализована в экспериментальной группе студентов. Применение педагогических технологий позволило комплексно воздействовать на когнитивный, аффективный и конативный компоненты ожиданий студентов, а также воздействовало на эмоционально-оценочное отношение к предмету, сделав его привлекательным для студентов, облегчая восприятие учебной деятельности, что явилось мощным стимулом учебно-профессиональной мотивации. Следовательно, программы, составленные на основе анализа индивидуальных особенностей студентов конкретной специальности, а также условий их обучения обладают высокой эффективностью в развитии учебной мотивации. ЛИТЕРАТУРА 1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. 89 с. 2. Бугаева Т.К. Интеграция личностной и профессиональной готовности медиков к труду в системе здравоохранения: автореф. дисс. ... д-ра мед. наук. М., 1996. 35 с. 3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с. 4. Левченко Е.В. Субъективные ожидания студента и методика преподавания психологии // Вопр. психологии. 1991. № 2. С. 80—86. 5. Румянцева Т.В. Трансформация идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях: дисс. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 185 с. FORMATION OF EDUCATIONAL MOTIVATION MEDICAL STUDENTS N.M. Kosyanchuk, A.V. Chernykh Department of Operative Surgery and Topographic Anatomy Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko, Voronezh The article presents the program create a positive learning motivation medical students in the study of topographical anatomy and operative surgery. To stimulate learning motivation are encouraged to use a variety of educational technology. Key words: motivation, educational technology, problem-based learning, active learning methods. REFERENCE 1. Averin V.A. Psikhologiya lichnosti: Uchebnoe posobie. SPb.: Izd-vo V.A. Mikhailova, 1999. 89 p. 2. Bugaeva T.K. Integratsiya lichnostnoi i pro fessional'noi gotovnosti medikov k trudu v sisteme zdravookhraneniya: avtoref. diss. ... d-ra med. nauk. M., 1996. 35 p. 3. Il'in E.P. Motivatsiya i motivy. SPb.: Piter, 2002. 512 p. 4. Levchenko E.V. Sub"ektivnye ozhidaniya studenta i metodika prepodavaniya psikhologii, Vopr. psikhologii, 1991, no. 2, pp. 80—86. 5. Rumyantseva T.V. Transformatsiya identichnosti studentov meditsinskogo vuza v menyayushchikhsya sotsial'nykh usloviyakh: diss. kand. psikhol. nauk. Yaroslavl', 2005. 185 s. ~ 3 ~ Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Стр.3