Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Путешествие в мир танца (520,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц416
ID177745
АннотацияКнига «Путешествие в мир танца» посвящена танцевальному искусству, истории и практике танца во всех его разновидностях: рассматриваются народный, народно-сценический; классический, дуэтно-классический; исторический, современный бальный; джаз-танец, танец модерн и др. Автор охватывает широкий круг вопросов, подробно разбирая разные направления и стили в хореографическом искусстве, танцы различных эпох, деятельность балетмейстеров, педагогов-хореографов, артистов балета, ансамблей народного танца, любителей хореографического искусства, композиторов, художников. Значительное внимание уделено русскому хореографическому искусству. Книга содержит сведения о наиболее ярких картинах жизни танца в истории мировой хореографии. Издание предназначено для учащихся лицеев, колледжей, студентов и всех тех, кто любит танец, для интересующихся историей отечественного, зарубежного и современного танца.
ISBN978-5-91419-318-5
Путешествие в мир танца / Пасютинская В. М. — : [Б.и.], 2011 .— 416 с. : ил. — ISBN 978-5-91419-318-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/177745 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-91419-318-5 Книга «Путешествие в мир танца» посвящена танцевальному искусству, истории и практике танца во всех его разновидностях: рассматриваются народный, народно-сценический; классический, дуэтно-классический; исторический, современный бальный; джаз-танец, танец модерн и др. <...> Чтобы проследить всё многообразие сложившихся традиций, перенесёмся к ранним формам танца и с них начнём путешествие в мир удивительного и полного таинственных превращений искусства. <...> Народные танцы Древнейшим видом хореографического искусства является народный танец. <...> Народные танцы сохранялись веками, передавались из поколения в поколение, из одной местности в другую. <...> Народные танцы Так, например, древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» описал хоровод, а в «Одиссее» — мужской дуэт на фоне танцующих юношей. <...> Сценические танцы древних греков — часть театральных представлений, причем каждому жанру соответствовали свои танцы. <...> Этот аллегорический балет сочинил император Ю-Ванг за 1100 лет 24 Путешествие в мир танца до Христианской эры. <...> Балет состоял из 6 действий, и в нём изображался победный поход Ю-Ванга и его армии с Севера на Юг. <...> Основные правила и элементы классического индийского танца изложены в трактате «Натьяшастра» («Наука о театре») около IV века н. э. <...> Русский народный танец Древнее искусство славян было гармоничным: музыка, слово и танец не расчленялись на самостоятельные виды искусства, передавая различные состояния людей в плясовых движениях и жестах. <...> Плясуньи складывают руки накрест, помахивают плясунам платочками, пожимают плечами и тотчас уклоняются от мужчин, наклоняя Русский танец «Калинка». голову, и поглядывают на них нежно с Ансамбль народного танца боку… мужчины-плясуны делают около «Волга». <...> Массовые танцы отличались сложной композиций, затейливыми орнаментами, красочными пространственными рисунками. <...> Развитие искусства танца в скоморошьих представлениях и в таких формах народного театра <...>
Путешествие_в_мир_танца.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Путешествие_в_мир_танца.pdf
Российская академия театрального искусства -   -   
Стр.3
УДК 792.8.03 ББК 85.332.42 П19 Рецензенты: Л. И. Семеняка, народная артистка СССР, Лауреат Государственной премии СССР, Ю. Г. Деревягин, профессор, заведующий кафедрой народно-сценического танца МГУКИ, А. В. Кулагина, кандидат философских наук, доцент кафедры русского народного творчества МГУ им. М. В. Ломоносова Рекомендовано Ученым советом факультета культуры и искусства Ульяновского государственного университета (УлГУ) Пасютинская В. М. П19 Путешествие в мир танца / В. М. Пасютинская. — СПб. : Алетейя, 2011. — 368 с. ; [48] c. ил. ISBN 978-5-91419-318-5 Книга «Путешествие в мир танца» посвящена танцевальному искусству, истории и практике танца во всех его разновидностях: рассматриваются народный, народно-сценический; классический, дуэтно-классический; исторический, современный бальный; джаз-танец, танец модерн и др. Автор охватывает широкий круг вопросов, подробно разбирая разные направления и стили в хореографическом искусстве, танцы различных эпох, деятельность балетмейстеров, педагогов-хореографов, артистов балета, ансамблей народного танца, любителей хореографического искусства, композиторов, художников. Значительное внимание уделено русскому хореографическому искусству. Книга содержит сведения о наиболее ярких картинах жизни танца в истории мировой хореографии. Издание предназначено для учащихся лицеев, колледжей, студентов и всех тех, кто любит танец, для интересующихся историей отечественного, зарубежного и современного танца. УДК 792.8.03 ББК 85.332.42 © В. М. Пасютинская, 2011 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011 © «Алетейя. Историческая книга», 2011
Стр.4
От автора Путешествие в мир танца — это путешествие в сказочно-волшебный, вечно молодой мир искусства. Само слово «танец» обозначает искусство пластических и ритмических движений определённого темпа и определённой формы, исполняемых в такт музыке. Танцы бывают классические, народные, исторические, современные, бальные и т. д. Но все они зародились в недрах того или иного народа; их истоки — в музыкально-пластических импровизациях, музыкально-танцевальных образах. Танец может исполняться под музыку и без нее. В первом случае музыка диктует танцу собственные закономерности. Во втором — танец испол няется в сопровождении ударных инструментов, кастаньет, хлопков, выстукиваний каблуками, устричными раковинами. Истоками танца являются народные пляски, выражающие в движениях эмоциональное состояние человека, регламентирующие пластические композиции ритуальных обрядов, торжеств, игр, состязаний и т. п. Постепенно происходил отбор движений, оттачивалась их пластическая форма, происходила кристаллизация искусства танца. Поэтому танец составляет очень важный раздел фольклора, так как в танцевальном фольклоре заложены важные черты национального характера того или иного народа, его духовного мироощущения. Разделяется танец на общественно-бытовой, сценический и ритуальный. Бытовой танец может быть народным, бальным, историческим. Сценический — это все формы и бытового, и ритуального, храмового, воинственного, народного, бального, исторического. Сценический танец имеет много разновидностей: классический, «модерн», джаз-танец, диско-танец, народный, историко-бытовой, дуэто-классический, эстрадный. Бытовые танцы нашего столетия связаны с современными формами популярной музыки. Большинство современных танцев исполняется или на одном месте, или с небольшим продвижением. В результате произошло разрушение пары, лидером становится тот, кто лучше танцует. Партнёр
Стр.5
6 Путешествие в мир танца утратил ведущую роль, партнёрша стала полностью самостоятельна и может сама стать лидером в паре. Танцы в стиле «диско», «кантри», «бит», «хип-хоп», «рэп», «техно», «тяжелый рок», «брейк-данс», «стрит-данс» составляют палитру современных танцев. Им присущи: импровизация, произвольное исполнение движений, возможность выбора своего рисунка танца, задать свой ритм. Чтобы проследить всё многообразие сложившихся традиций, перенесёмся к ранним формам танца и с них начнём путешествие в мир удивительного и полного таинственных превращений искусства.
Стр.6
Глава I. Народные танцы Древнейшим видом хореографического искусства является народный танец. Особенности его исполнения складывались и развивались под влиянием многих исторических эпох. Народный танец входил в народные игры, обряды, развлечения. Сначала это были пантомимные сценки, позднее они становились частью народных представлений. Самый древний вид народного танца — хоровод. В хороводах отображалась жизнь, деятельность, быт, мир чувств и верований народа. Например, народы, занимающиеся охотой, передавали в танце повадки зверей, птиц; земледельцы изображали трудовой процесс жатвы, сева, сбора урожая; воины учили молодежь через танец владеть оружием, быть смелыми и ловкими, проявлять в схватке с врагом героизм и отвагу. Народные танцы сохранялись веками, передавались из поколения в поколение, из одной местности в другую. Обогащаясь и развиваясь, народный танец достигал порой высокого художественного уровня, виртуозности и совершенства. На его основе возникло профессиональное искусство. Но во все времена танец опирался на народное творчество, сохранял и развивал его традиции, самобытность, выразительность и эмоциональность. Характерные черты народных танцев складывались по-своему у каждого народа, в различных странах и областях, ведь «Северный рус не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финны, — писал Н. В. Гоголь, — у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный»1 . Великие художники, балетмейстеры, композиторы обращались к народному творчеству как источнику вдохновения и созидания. Профессиональное искусство утвердило на сцене характéрный танец, т. е. танец, 1 Гоголь Н. В. Собрание сочинений. М., Гослитиздат, 1959. Т. 6. С. 117.
Стр.7
8 Путешествие в мир танца передающий национальный стиль, и народно-сценический танец, т. е. танец народный, но подчиненный правилам сценического воплощения, законам сценического искусства. Первые танцы древности Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют словом «танец». Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, душевное состояние. Постоянно прослеживалась связь возгласов, пения, пантомимной игры с танцем. Сам танец во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, в недрах которого он зародился. С изменением условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходил в народное творчество. Танцующая Менада. Берлинский музей Пляски были распространены у народов Древнего мира. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какуюнибудь мысль, действие, поступок. Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни. Очень часто празднества начинались и сопровождались плясками. В произведениях древних поэтов, писателей, художников встречаются названия танцев и их участников, описываются правила исполнения. Танцовщицы
Стр.8