Российская академия наук
Сибирское отделение
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В СИБИРИ
¹ 3, 2010 ã.
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА
Гурьянова Í.Ñ. Геронтий Соловецкий составитель сборника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Демидова Ë.Ä. Повесть Симеона Суздальского в составе «Христианоопасного щита âåðû
» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Журавель Î.Ä. Старообрядческие книжные ïëà÷è: проблемы жанровой типологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Шипилов И.А. Восприятие культуры аборигенного населения Сибири иностранными и русскими путешественниками XVIII в. . . 15
Матханова Í.Ï. Мемуары представителей коренного населения Сибири (XIX â.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Першина Ì.Â. «Äóõîâíîå завещание» Ивана Родионовича Легостаева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Зольникова Í.Ä. Проповедь среди «÷óæèõ» (àìóðñêèå средники во второй половине XX â.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Лютов С.Н. Красноярское отделение Военного издательства НКО СССР в годы Великой Отечественной войны (публикация
документов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Исмаилов À.Ì. Русскоязычная книга в Республике Казахстан: итоги и проблемы развития (19922008 ãã.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Гареева È.Â. Книжная продукция постсоветской Ñèáèðè: проблемы достоверности статистики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
ЭТНОГРАФИЯ
Аблажей Í.Í. Казахская диаспора Синьцзяна: история и перспективы этнической миграции в Казахстан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Панченко À.Á. Народоведческая проблематика в академическом дискурсе России конца ÕIÕ первой трети ХХ â.. . . . . . . . . . . . . 52
Березиков Í.À. Казаки-землепроходцы и аборигены Ñèáèðè: первые встречи и рождение образов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Баранцева Н.А. Народонаселение юга Средней Сибири в условиях демографического перехода (конец ХIХ первая половина
ХХ â) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Бадмаев À.À. Жилищно-поселенческий комплекс бурят в конце XVIIXVIII â. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Дайрабаева А.А. Традиционное ткачество казахов юга степной зоны Западной Сибири (к вопросу о сохранности традиций) . . . . 67
Бурнаков Â.À. Орел-предок в мифоритуальной практике хакасского шаманизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Любимова Г.В. Семантика снега в традиционной культуре русского населения Сибири (по материалам обрядов зимнего цикла
народного календаря) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
СООБЩЕНИЯ
Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Тарбагатайской волости Забайкалья на службе в Российской армии в первой четверти XIX в. . . . . . 79
Ерохин В.В. Православная церковь на юге Дальнего Востока России в середине XIX в.: к вопросу о хронологии начала деятельности
ìèññèè. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Савинова Т.Н. Каталоги и картотеки как источник по истории библиотечного дела Оренбургской губернии в ХIХ начале ХХ вв. . . . . 84
Дампилова Ë.Ñ. Единое семантическое поле шаманского обряда и текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Корусенко М.А. Образ албасты в мифологических представлениях западносибирских татар (по полевым материалам первой
половины ХХ начала ÕÕI â.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Пыльнева Ë.Ë. Историографические проблемы изучения национальных композиторских школ Сибири . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Матвеева Н.С. Международная поддержка региональных эколого-просветительских изданий России в 1990-е гг. начале ХХI в. . . 96
Кожевникова Ë.À. Природа и специфика библиотечных институций: базовые представления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Лизунова È.Â. Средства массовой информации в современной Ðîññèè: между властью и медиарынком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Славина Л.Н. Динамика возрастно-половой структуры сельского населения Восточной Сибири в контексте демографической
модернизации деревни (19591989 ãã.). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Кельнер Â.Å. Ðåö. на êí.: Волкова Â.Í.: Книга и чтение на пересечении эпох и êóëüòóð: из века XIX в век XXI (сибирские íàáëþäåíèÿ).
Новосибирск, 2009 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Рыженко В.Г. Рец. на кн.: Захарова И.В., Томилов Н.А. Этнографические научные центры Западной Сибири середины XIX
начала XXI â. Îìñê: Издательский дом «Íàóêà», 2007 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Памяти À.Ñ. Московского Заслуженного деятеля íàóêè, доктора исторических íàóê, профессора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Summary . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
СОДЕРЖАНИЕ
© Сибирское отделение ÐÀÍ, 2010
© Издательство СО ÐÀÍ, 2010
Стр.1
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
«ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В СИБИРИ»
Издается с января 1994 ã.
Выходит четыре раза в год
У ч р е д и т е л è: Сибирское отделение ÐÀÍ;
Институт истории СО РАН
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Чл.-кор. РАН В.А. Ламин (председатель совета, Новосибирск), академик РАН В.В. Алексеев (Екатеринбург),
÷ë.-êîð. РАН Á.Â. Базаров (Óëàí-Óäý), доктор ×. Дашдаваа (Óëàí-Áàòîð, Ìîíãîëèÿ), ä-ð èñò. наук Í.È. Дроздов
(Êðàñíîÿðñê), ä-ð èñò. наук Â.Ï. Зиновьев (Òîìñê), ä-ð èñò. наук Â.À. Ильиных (Íîâîñèáèðñê), ä-ð èñò. наук
О.Н. Катионов (Новосибирск), д-р ист. наук Ю.Ф. Кирюшин (Барнаул), академик РАН В.И. Молодин
(Новосибирск), академик РАН Н.Н. Покровский (Новосибирск), чл.-кор. РАН Е.К. Ромодановская (Новосибирск),
д-р ист. наук Н.А. Томилов (Омск), доктор Е.Б. Сыдыков (г. Семей, Республика Казахстан), д-р ист. наук М.В.Шиловский
(Новосибирск), д-р ист. наук А.Х. Элерт (Новосибирск)
РЕДКОЛЛЕГИЯ
Главный редактор д-р ист. наук В.А. Ильиных
Ответственный секретарь канд. ист. наук Д.А. Ананьев
Ä-ð èñò. наук Í.Í. Аблажей (çàì. ãë. ðåäàêòîðà), êàíä. èñò. наук Ñ.Í. Андреенков, ä-ð èñò. наук Ñ.Ñ. Áóêèí,
ä-ð èñò. наук Í.Ñ. Гурьянова, ä-ð èñò. наук Â.È. Èñàåâ, ä-ð èñò. наук Â.À. Èñóïîâ, ä-ð èñò. наук Ñ.À. Красильников,
ä-ð èñò. наук Ë.Â. Êóðàñ, ä-ð èñò. наук Â.Å. Ëàðè÷åâ, ä-ð èñò. наук Ñ.Í. Ëþòîâ, ä-ð èñò. наук Í.Ï. Матханова,
ä-ð èñò. наук Ñ.Ï. Íåñòåðîâ, ä-ð èñò. наук À.Ë. Посадсков, êàíä. èñò. наук Â.Ì. Рынков (çàì. ãë. редактора)
А д р е с р е д а к ц и è: 630090 Новосибирск, óë. Николаева, 8,
Институт истории СО ÐÀÍ, ê. 301, òåë. 3302431.
http://www-psb.ad-sbras.nsc.ru
agro@history.nsc.ru
З а в. ре дакцией Смирнова Вера Ивановна
Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации РФ 17.06.93 ã. ¹ 0110807
Редактор В.И. Смирнова
Компьютерная верстка и макет Е.Н. Зимина
Подписано к печати 20.09.10. Формат 6084 1/8. Офсетная ïå÷àòü.
Óñë. ïå÷. ë. 15,0.
Ó÷.-èçä. ë. 15,0.
Тираж 500 ýêç.
Издательство СО РАН, 630090 Новосибирск, Морской проспект, 2
Заказ ¹ 331.
Стр.2
Гуманитарные науки в Ñèáèðè, ¹ 3, 2010 ã.
3
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА
УДК 94(47).04+930.85
Н.С. ГУРЬЯНОВА
*
ГЕРОНТИЙ СОЛОВЕЦКИЙ СОСТАВИТЕЛЬ СБОРНИКА
Институт истории СО РАН,
г. Новосибирск
e-mail: istochnik@history.nsc.ru
Статья посвящена анализу сборника, составленного в XVII в. Геронтием Соловецким. Особое внимание обращено на новаторство
Геронтия как составителя, которое заключалось в том, что к каждому значимому фрагменту текста, включенному в сборник, был дан
заголовок-аннотация. Это позволяло помещать затем фрагменты текстов без всяких комментариев, достигая нужного воздействия на
читателя только благодаря заголовкам.
Ключевые слова: старообрядческая книга, сборники, цитаты, заголовки-аннотации, комментарии, маргиналии.
Рукописные сборники, составленные древнерусскими
книжниками, всегда рассматривались исследователями
как комплексные источники, содержащие
ценную информацию как для филологов, так и для
историков. Давая характеристику рукописным сборникам
XVIII â., Ì.Í. Сперанский в особую группу выделил
сборники, составленные старообрядцами, отметив,
что в этой среде форма сборника была особенно
популярной. При этом исследователь подчеркнул, что
к литературному наследию XIXVI столетий старообрядцы
добавляли немногое, сосредоточив свое внимание
на обсуждении «религиозно-догматических, религиозно-обрядовых
и дидактических вопросов», а также
на полемике с «èíàêîìûñëÿùèìè» [1, ñ. 116]. Не
вызывает сомнения справедливость такой оценки содержания
старообрядческих сборников в плане литературном.
Хотя к настоящему времени и в этом отношении
могут быть сделаны определенные коррективы,
поскольку исследователям удалось получить более
полное представление о старообрядческой публицистике,
которая является частью литературной культуры
своего времени.
Исследования в этом направлении продолжаются
и приносят определенные положительные результаты.
Старообрядческие сборники представляют большой
научный интерес еще и с точки зрения развития
традиций древнерусской книжности в раннее Новое
*
Статья выполнена в рамках гранта Президента РФ по поддержке
ведущих научных школ ¹ ÍØ-3942.2010.6.
© Гурьянова Í.Ñ., 2010
1 ÐÃÁ, ñîáð. Áàðñîâà, ¹ 883.
время. Старообрядцы восприняли форму сборника от
Древней Руси, не только сохранив, но и усовершенствовав
основные принципы работы составителей [2].
Особенно это заметно в ранний период формирования
старообрядческой идеологии. Ценность такого
рода сборников была продемонстрирована И.М. Кудрявцевым,
введшим в научный оборот сборник с подписями
пустозерских узников1
[3]. Исследованию известных,
а также выявленных сборников, составленных
во второй половине XVII в., посвятил монографию
Н.Ю. Бубнов. Он обозначил их в качестве «старообрядческой
книги» и предложил рассматривать
каждую как «самостоятельное художественно-публицистическое
произведение» [4, ñ. 47]. Перспективность
такого подхода при изучении старообрядческих
сборников, особенно составленных первым поколением
защитников старого обряда, не вызывает
сомнения.
Попытаемся это показать, обратив внимание на
сборник РГБ, собр. Егорова, ¹ 706, введенный в научный
оборот О.В. Чумичевой [5]. Он состоит из двух
частей. В начале на 205 листах помещена подборка
цитат из авторитетных рукописей и печатных книг,
которую исследовательница характеризует как подготовительные
материалы для помещенного во второй
части расширенного варианта сочинения «Ответ
вкратце Соловецкого монастыря к востязующим нас,
чесо ради не оставляем истинныя своея благочести
Стр.3