Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Имя мое грешное помяните... (360,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц212
ID177626
АннотацияКнига посвящена основателю движения народных трезвенников Ивану Алексеевичу Чурикову. Феномен его жизни и деятельности до сих пор не получил объективной исследовательской оценки. Его личность, несмотря на широкую известность, до сих пор остается загадкой и порождает мно- жество вопросов. В состав сборника вошли документы из архивов Санкт- Петербурга и частных собраний. Большинство документов публикуется впервые. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей религиозной жизни России первой трети ХХ века, и церковной общественности.
ISBN978-5-91419-448-9
УДК281.93
ББК86.372
Имя мое грешное помяните... / Паламодов С. Ю. — СПб. : Алетейя, 2011. — 212 с. — : [Б.и.], 2011 .— 212 с. — ISBN 978-5-91419-448-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/177626 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Деятельность основанного И. А. Чуриковым движения трезвенников или чуриковцев, продолжается уже более ста лет и в настоящее время после долгого периода гонений и преследования вновь находится на подъеме. <...> С.Л.Фирсов «В работе С.Ю.Паламодова разворачивается по-истине потрясающая российская повседневность первой трети ХХ века, «малая» история человеческого бытия, в которую погружены как сам Братец Иоанн Чуриков, так и его последователи, слушатели, «мир», недруги, гонители и палачи. <...> В.А.Иванов 4 Предисловие Предлагаем читателям первую часть сборника исторических документов, освещающих жизнь и деятельность Ивана Алексеевича Чурикова, известного в народе, как Братец Иоанн Самарский. <...> В первую часть сборника включены документы из архивов Санкт–Петербурга, а также стенограммы аудиозаписей рассказов людей, лично знавших Братца Иоанна. <...> С 1989 года, когда трезвенники–«чуриковцы» впервые с конца 1920–х годов были зарегистрированы, как религиозная организация, по настоящее время произошли значительные изменения. <...> Письма Самый ценный источник, имеющий первостепенное значение для исследователя – это письма Братца Иоанна. <...> . Сохранившиеся письма Братца по формальному признаку можно разделить на три группы: <...> Приведенная классификация писем условна, т.к. почти все письма Братца, за редким исключением предназначались для прочтения третьими лицами: «Передавайте друг другу послания, которые я писал. <...> Исключены слова там, где Братец говорит о себе в уничижительном смысле: пропущены заглавия ряда писем «Грешное послание от Иоанна петербургским братьям» (с. <...> ; д) все местоимения, относящиеся к Братцу, напечатаны с заглавной буквы, по аналогии с Синодальным текстом Библии, где эти местоимения относятся к Богу и Христу, что привело к двусмысленности тех мест писем, в которых Братец приводит слова 9 Христа от первого лица без кавычек: непонятно, кому они принадлежат: Христу или Братцу? <...> Выборочно с 1900 по 1917гг. беседы <...>
Имя_мое_грешное_помяните..._.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Имя_мое_грешное_помяните..._.pdf
  --- --   
Стр.1
УДК 281.93 ББК 86.372 И56 Рецензенты: ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга доктор исторических наук М. В. Шкаровский; профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ, доктор исторических наук С. Л. Фирсов; профессор кафедры новейшей истории России исторического факультета СПбГУ, доктор исторических наук В. А. Иванов И56 «Имя мое грешное помяните…» / сост. С. Ю. Паламодов. — СПб. : Алетейя, 2011. — 212 с. ISBN 978-5-91419-448-9 Книга посвящена основателю движения народных трезвенников Ивану Алексеевичу Чурикову. Феномен его жизни и деятельности до сих пор не получил объективной исследовательской оценки. Его личность, несмотря на широкую известность, до сих пор остается загадкой и порождает множество вопросов. В состав сборника вошли документы из архивов СанктПетербурга и частных собраний. Большинство документов публикуется впервые. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей религиозной жизни России первой трети ХХ века, и церковной общественности. УДК 281.93 ББК 86.372 © С. Ю. Паламодов, 2011 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011 © «Алетейя. Историческая книга», 2011
Стр.2
Из отзывов рецензентов «Представленный Сергеем Юрьевичем Паламодовым проект серии сборников исторических документов, посвященных жизни и деятельности Ивана Алексеевича Чурикова (братца Иоанна), представляет собой высококвалифицированное научное исследование важной в религиозном, культурно-историческом и научном плане теме. Деятельность основанного И. А. Чуриковым движения трезвенников или чуриковцев, продолжается уже более ста лет и в настоящее время после долгого периода гонений и преследования вновь находится на подъеме. Между тем история этого движения изучена явно недостаточно, и, прежде всего, страдает опубликованная источниковая база. Составителем сборников была проделана большая изыскательская работа в архивах (в том числе в ФСБ) и частных собраниях документов и воспоминаний. В предисловии к серии сборников дан исчерпывающий источниковедческий и историографический анализ». М.В.Шкаровский «Представляемый вниманию читателей сборник материалов, посвященный жизни и деятельности известного борца за народную трезвость И. А. Чурикова, безусловно заслуживает самого пристального внимания всех, кто занимается историей Православной Российской Церкви и народно-религиозными движениями в Российской империи (России) конца XIX - первой 3
Стр.3
трети XX вв., ибо помогает лучше понять весьма запутанную и не имеющую на сегодняшний день ясного объяснения проблему отношения священноначалия и государственных властей к феномену «братца Ивана». С.Л.Фирсов «В работе С.Ю.Паламодова разворачивается по-истине потрясающая российская повседневность первой трети ХХ века, «малая» история человеческого бытия, в которую погружены как сам Братец Иоанн Чуриков, так и его последователи, слушатели, «мир», недруги, гонители и палачи. Читатель, без сомнения, увидит в книге обширный разлив человеческих трагедий, нестерпимой духовной и телесной боли многих чад,.. ищущих Пророка и врачевателя… общественности представлен... актуальный в научном и познавательном плане труд, в котором содержится впервые систематизированный в авторской интерпретации подлинный исторический материал о жизни и деятельности И.А.Чурикова, который будет с интересом принят как специалистами, так и широким кругом читателей». В.А.Иванов 4
Стр.4
Предисловие Предлагаем читателям первую часть сборника исторических документов, освещающих жизнь и деятельность Ивана Алексеевича Чурикова, известного в народе, как Братец Иоанн Самарский. В состав сборника вошли документы, отвечающие строгим критериям исторической достоверности1 . В первую часть сборника включены документы из архивов Санкт–Петербурга, а также стенограммы аудиозаписей рассказов людей, лично знавших Братца Иоанна. Сборник планируется издавать частями примерно 1 раз в год по мере подготовки документов к печати. Всего планируется издать 5–6 тематических частей, посвящённых разным сторонам деятельности Братца Иоанна, в т.ч.: взаимоотношениям с духовенством, его религиозным и аскетическим воззрениям, методам трезвенной работы, репрессиям трезвенников периода 1920–50–х годов, истории возникновения и формирования культа Братца, как «второго пришествия Христа», истории общества Б.И.Ч. в послевоенный период. Название сборника «Имя мое грешное помяните…» определено содержанием его первой части, посвященной преимущественно свидетельствам о молитвенной помощи Братца Иоанна, полученной теми, кто к нему обращался. Слова эти, произнесённые Братцем незадолго перед арестом передавались трезвенниками из уст в уста десятки лет. Письменная фиксация осуществлена в конце 1950–х годов Эммой Феликсовной Лядовой со слов Марии Васильевны Стефанской, Одна из лучших работ на эту тему, до сих пор не утратившая своей актуальности, – это классический труд Ш.–В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса «Введение в изучение истории». В нём авторы формулируют и подробно рассматривают критерии и методы определения степени достоверности исторических документов 1 5
Стр.5
одной из тех, кто лично слышал их от Братца в таком изложении: «Меня не будет, а у вас будут скорби, болезни, неустройства. Пишите записки, обращаясь ко Господу, и мое грешное имя вспомяните, ибо эта овечка отсюда вышла. И Господь по вере вашей будет посылать вам просимое».1 Составителю сего сборника неоднократно приходилось их слышать в таком варианте: «Меня не будет, у вас будут скорби и болезни. Обращайтесь к Господу, пишите записочки. Бумаги не будет – углём на бересте пишите. Имя мое грешное помяните и я тут, как тут». Незначительная разница изложения в данном случае свидетельствует в пользу достоверности этих слов, относящихся к области устного предания общества трезвости, которое в 2009г. отметило 115 лет со дня основания Братцем Иоанном Чуриковым. До недавнего времени личность Братца Иоанна Чурикова не вызывала особого интереса, т.к. деятельность его почитателей не носила сколько–нибудь заметного общественного значения. С 1989 года, когда трезвенники–«чуриковцы» впервые с конца 1920–х годов были зарегистрированы, как религиозная организация, по настоящее время произошли значительные изменения. Сейчас в Санкт–Петербурге и Ленинградской области зарегистрировано и действует четыре общины трезвенников Братца Иоанна Чурикова, отражающие все возможные варианты почитания Братца. Некоторые из них имеют свои сайты в Интернете (www.trezvost.com, www. trezvograd.ru), издают книги и брошюры, ведут активную деятельность, которая периодически освещается в печатных и электронных СМИ – все они доносят до слушателей, читателей, зрителей образ Братца Иоанна в своей интерпретации всеми доступными способами. Не вдаваясь сейчас в детали различий между общинами трезвенников, отметим, что настоящий и последующие выпуски сборника исторических документов будут полезены и интересены не только всем почитателям Братца, независимо от их исповедания, но и церковной общественности, священнослужителям, миссионерам, а также всем, интересующимся религиозной жизнью Петербурга первой трети ХХ века и историей трезвеннического движения. «Богу всё открыто. Свидетельства трезвенников о деяниях Братца Иоанна Чурикова», СПб., 1998, Выпуск 3. с.12 1 6
Стр.6
I. Обзор и краткая характеристика исторических документов о жизни и деятельности Ивана Алексеевича Чурикова Массив исторических сведений о Братце Иоанне Чурикове можно сравнить с мозаичной картиной, состоящей из множества мелких деталей местами беспорядочно перемешанных, местами утраченных, местами образующих законченный фрагмент. Общее количество деталей этой «мозаики», содержащих значимые сведения, составляет по оценке автора настоящего сборника более 20000 листов. С точки зрения исследователя, занимающегося реконструкцией истории жизни и деятельности Братца Иоанна Чурикова, такое обилие исторических свидетельств и документов сравнительно недавнего происхождения (80–120 лет) создаёт предпосылки для точного воссоздания происходивших событий. Распыленность этих свидетельств и документов по разным местам хранения (это девять архивов Санкт–Петербурга, Москвы, Самары, Ярославля, библиотеки музеев и Духовных школ СПб и Самары, многочисленные семейные архивы и частные собрания) создаёт существенные трудности в поиске и сборе материалов. По мере увеличения количества собранных документов усложняются их хранение и учет, перевод в электронный вид, обработка информации и ее анализ. При сохранении сегодняшних темпов исследований, проводящихся с разной степенью интенсивности силами малого числа сотрудников, понадобится еще не менее пяти лет, чтобы аккумулировать материалы в объёме, позволяющем воссоздать целостную достоверную картину событий более чем восьмидесятилетней давности. 7
Стр.7
Существующие документы по истории жизни и деятельности Братца Иоанна Чурикова можно классифицировать следующим образом: 1. Письма Самый ценный источник, имеющий первостепенное значение для исследователя – это письма Братца Иоанна. Письма содержат сведения, имеющие принципиальное значение (взгляды, исповедание веры, оценка событий и отдельных лиц, автобиографические данные, подробности личного характера и др.). Сохранившиеся письма Братца по формальному признаку можно разделить на три группы: 1) частные – адресованные частным лицам; 2) официальные – адресованные должностным лицам – представителям церковной и светской власти; 3) открытые – адресованные широкой публике, печатавшиеся в газетах или в печатных листках, и предназначавшиеся для дальнейшего распространения. Приведенная классификация писем условна, т.к. почти все письма Братца, за редким исключением предназначались для прочтения третьими лицами: «Передавайте друг другу послания, которые я писал. Апостолы также письма писали, а потом в Евангелие попали, не потерялись. Так я думаю, мои письма не потеряются, а каждому пригодятся… прошу, берегите все послания те, которые я вам посылал, они будут нужны не только для вас, но и для других. Они относятся к каждому слушающему».1 На сегодняшний день известно более 100 писем Братца Иоанна: из них 76 опубликовано в 1995 году в книге «Письма Братца Иоанна Самарского (Чурикова)», которая является перепечаткой самиздатовского сборника писем, подготовленного Петром Геляровичем Тереховичем в 1971г.. Примерно 40 оригиналов писем или их современных копий (того же года создания, снятых непосредственно с оригинала) хранятся в 4 архивах Санкт–Петербурга и частных собраниях. Часть писем сохранилась только в виде копий упомянутого сборника.2 Опубликованные в указанной книге письма содержат многочисленные, систематиче1 «Письма Братца Иоанна Самарского (Чурикова)», СПб., 1995., с.21–22,200 Часть писем (около 20) была сожжена из опасения обыска и ареста весной 1965 года Анастасией Ефимовной Смолевой после скоропостижной смерти мужа Ивана Григорьевича. Это сообщил составителю настоящего сборника Николай Павлович Фомичёв, незадолго перед тем передавший на хранение Смолеву 17 оригиналов писем Братца Иоанна 2 8
Стр.8
ски повторяющиеся, искажения авторского текста, влияющие на передаваемый смысл. Это было выявлено в ходе сверки текстов 18 писем этого сборника с оригиналами. Выявленные искажения имеют неумышленный и умышленный характер. К неумышленным искажениям писем, по мнению составителя, следует отнести следующие: а) в стихотворных письмах перепутаны местами строки; б) в текстах некоторых писем пропущены отдельные слова, фразы и целые абзацы, хотя пропуски могли быть вызваны и идейными соображениями. Например, исключены слова: «Так и я, Иоанн, говорю: я не могу не говорить, что вижу в Евангелии Слова и что слышу в церкви от священников. Итак, кого более слушать?» (с.71). Исключены слова там, где Братец говорит о себе в уничижительном смысле: пропущены заглавия ряда писем «Грешное послание от Иоанна петербургским братьям» (с.58,63,68) или «все знают, что я <ничтожная – пропущено > саранча, да ещё и хуже» (с.70) и т.п.; в) встречаются фразы с неясно выраженным смыслом. Искажения этого рода вызваны, вероятно, невнимательностью переписчика(–ов) или были перенесены из копий, содержащих ошибки, которые имелись в распоряжении П.Г. Тереховича. К умышленным искажениям писем, по мнению составителя, относятся: а) вставки в авторский текст отдельных слов и выражений; б) отдельные слова выделены – напечатаны заглавными буквами – в оригинале эти слова написаны строчными буквами: пьянство, трезвость, правда, простец и т.п.; в) некоторые выражения и слова на церковнославянском языке в оригинале заменены на соответствующие русские или удалены, например: «в человеках» вместо «в человецех», «всё было» вместо «вся быша», «дело» вместо «бытия», «нам» вместо «нань»; удалено: «вскую» и т.п.; г) отдельные слова напечатаны с маленькой буквы, тогда как в оригинале они написаны с заглавной: Митрополит, Епархиальный, Преосвященный, Владыка (архиерей), и т.п.; д) все местоимения, относящиеся к Братцу, напечатаны с заглавной буквы, по аналогии с Синодальным текстом Библии, где эти местоимения относятся к Богу и Христу, что привело к двусмысленности тех мест писем, в которых Братец приводит слова 9
Стр.9
Христа от первого лица без кавычек: непонятно, кому они принадлежат: Христу или Братцу? Этот вид правки изменил общий эмоциональный фон писем. Умышленные искажения, возможно, продиктованы стремлением П.Г. Тереховича подчеркнуть важные мысли Братца или придать им особый смысл. Перечень искажений может быть расширен, т.к. список обнаруженных оригиналов писем увеличивается и сверка текстов будет продолжена. Подготовка к печати сборника писем, тексты которых сверены с оригиналами,– дело ближайших 2–3 лет. Этот сборник планируется издать с историческим комментарием и именным указателем с аннотациями, а также иллюстрировать факсимильными изображениями сохранившихся оригиналов писем. 2. Ответы на записки с вопросами и просьбами Не менее ценный источник, содержащий выражение взглядов Братца на религиозные, этические и житейские проблемы – это его ответы на записки с просьбами, чудом сохранившиеся и дошедшие до нас, впервые опубликованные в таком объеме в настоящем сборнике. Подробные сведения приведены в соответствующей главе. 3. Беседы На протяжении многих лет Братец Иоанн проводил с народом беседы на темы из Священного Писания. Тексты бесед Братца Иоанна – наиболее объемные документы, дающие представление о Братце, как о проповеднике и толкователе Евангелия. Записи бесед передают содержание проповеди, иногда фиксируют реакцию слушателей, а также некоторые подробности и порядок проводимых им собраний с народом. За долгие годы проповеднической деятельности предпринимались неоднократные попытки записи и издания бесед Братца. На сегодняшний день известны несколько авторов, записывавших беседы Братца в разные периоды его деятельности. Одним из первых был Михаил Миронович Миронов, записывавший беседы в конце 1890–х и начале 1900–х годов1 . Его конспекты, записанные аккуратным, почти каллиграфическим почерком хранятся в ЦГИА СПб. 1 Около 1905 года он начал самостоятельную проповедь о трезвости, назвавшись «братцем», копируя Чурикова, вплоть до фасона и деталей одежды. 10
Стр.10