Е.П. ЖИЛЬНИКОВ, В.Н.САМСОНОВ
ТРЕНИЕ И ИЗНАШИВАНИЕ
В УЗЛАХ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
2007
САМАРА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЕВА» <...> В связи с развитием науки о трении и изнашивании можно
сформулировать следующие основные разделы трибологии. <...> Трибофизика – раздел трибологии, изучающий физические
аспекты взаимодействия контактирующих поверхностей при их
взаимном перемещении.
–
раздел
трибологии,
изучающий
Трибохимия
взаимодействие контактирующих поверхностей с химически
активной средой и,в частности,проблемы коррозии при трении. <...> Трибомеханика – раздел трибологии, изучающий механику
взаимодействия поверхностей при трении и, частности, силы
трения, гидродинамические явления, дислокацию энергии при
трении и т. п.
–
рассматривает
технические
и
Триботехника
технологические мероприятия обеспечения оптимального
функционирования узлов трения. <...> При этом будем
рассматривать контакт двух металлических поверхностей. <...> ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ
ТРУЩИХСЯ ТЕЛ
Все характеристики поверхностей трущихся тел условно
можно разделить на три группы: физико-химические,
механические и геометрические. <...> Явление когезии используется в
процессах сварки трением.
молекулы среды
слой
адсорбированны
твердое тело
Рис. <...> Наибольший практический
интерес представляют окислы железа FeO, Fe3O4 и Fe2O3,
свойства которых определяют коррозионное изнашивание
поверхностей. <...> Структура поверхностного слоя металла: 1 – граничный слой
– адсорбированные плёнки; 2 – слой сильно раздробленного металла с
включением окислов, пустот и трещин; 3 – слой металла, сильно
деформированного под действием нормальных и тангенциальных сил; 4 –
исходная структура материала
Изменение механических свойств поверхностных слоёв
оценивается градиентом механических свойств. <...> И.В <...>
Трение_и_изнашивание_в_узлах_авиационной_техники.pdf
Е.П. ЖИЛЬНИКОВ, В.Н.САМСОНОВ
ТРЕНИЕ И ИЗНАШИВАНИЕ
В УЗЛАХ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
2007
САМАРА
Стр.1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЕВА»
Е.П. ЖИЛЬНИКОВ, В.Н.САМСОНОВ
ТРЕНИЕ И ИЗНАШИВАНИЕ
В УЗЛАХ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
С А М А Р А
Издательство СГАУ
2007
Стр.2
УДК 621.81; 621.869
ББК 34.41; 34.42
Ж 725
Инновационная образовательная программа
"Развитие центра компетенции и подготовка
специалистов мирового уровня в области аэрокосмических
и геоинформационных технологий"
Рецензенты: д-р техн. наук, проф. А. Н. К о п т е в,
д-р техн. наук, проф. Д. Г. Г р о м а к о в с к и й
Жильников Е.П.
Ж-725 Трение и изнашивание в узлах авиационной техники: учеб. пособие
/ Е.П. Жильников, В.Н. Самсонов. – Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм.
ун-та, 2007. – 144 с. : ил.
ISBN 978-5-7883-0654-4
Рассмотрены основные характеристики рабочих поверхностей деталей и их
влияние на процессы трения и изнашивания. Приводятся характеристики различных
видов трения и изнашивания. Особое внимание уделяется методам расчёта типовых
узлов трения, используемых в авиационных и автомобильных двигателях. Изложены
основные методы расчета динамических процессов в триботехнических системах.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по
специальностям 160901 – Техническая эксплуатация летательных аппаратов и
двигателей, 160301 – Авиационные двигатели и энергетические установки, 140501 –
Двигатели внутреннего сгорания, а также может быть полезным для студентов других
факультетов при выполнении дипломных и курсовых проектов.
УДК 621.81; 621.869
ББК 34.41; 34.42
ISBN 978-5-7883-0654-4
© Жильников Е.П., Самсонов В.Н., 2007
© Самарский государственный
аэрокосмический университет, 2007
2
П
Р
И
О
Р
И
Т
Т
К
Е
Т
О
Н
Ы
Е
Н
А
Н
Ц
Ь
И
Л
О
А
Н
Ы
Е
П
Р
Е
Ы
Стр.3