Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Жанр концерта в отечественной музыке 1980 - 1990-х годов (98,00 руб.)

0   0
Первый авторЗароднюк Оксана Михайловна
АвторыМинистерство культуры Российской Федерации , Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки
ИздательствоНижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
Страниц48
ID622399
АннотацияВ учебно-методическом пособии рассматриваются характерные особенности концерта в отечественной музыке конца ХХ века, освещается проблема типологии и взаимодействия с главными эстетико-стилевыми тенденциями эпохи и творческими индивидуальностями авторов, а также определяются основные направления развития жанра.
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 070101 "Инструментальное исполнительство (фортепиано)", 070111 "Музыковедение"
УДК78Р2
ББК85.245
Зароднюк, О. М. Жанр концерта в отечественной музыке 1980 - 1990-х годов : учебно-методическое пособие по курсу "Современная музыка" : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 070101 "Инструментальное исполнительство (фортепиано)", 070111 "Музыковедение" / Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки; О. М. Зароднюк .— Нижний Новгород : Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2012 .— 48 с. — URL: https://rucont.ru/efd/622399 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория (академия) им. <...> Зароднюк Жанр концерта в отечественной музыке 1980-1990-х годов Учебно-методическое пособие по курсу «Современная музыка» Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебнометодического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 070101 «Инструментальное исполнительство (фортепиано)», 070111 «Музыковедение» Нижний Новгород Издательство Нижегородской консерватории 2012 УДК 78Р2 ББК 85.245 З-35 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной консерватории (академии) им. <...> Жанр концерта в отечественной музыке 1980–1990-х годов : учебно-методическое пособие. <...> В учебно-методическом пособии рассматриваются характерные особенности концерта в отечественной музыке конца ХХ века, освещается проблема типологии и взаимодействия с главными эстетико-стилевыми тенденциями эпохи и творческими индивидуальностями авторов, а также определяются основные направления развития жанра. <...> УДК 78Р2 ББК 85.245 © Зароднюк О.М., 2012 © Нижегородская государственная консерватория (академия) им. <...> М.И. Глинки, 2012 Введение В отечественной музыке второй половины ХХ века концерт занимает одно из лидирующих положений, подтверждаемое значительным количеством опусов и широким спектром жанровых моделей. <...> «Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке» сосредоточено на проблеме взаимодействия двух ведущих жанров симфонической музыки, оставляя «за кадром» проблемы собственно концерта. <...> В дальнейшем – концертное творчество крупнейших отечественных композиторов, несомненно, вызывает интерес музыковедов, подтвержденный написанием диссертаций, но их «именная» направленность не позволяет охватить жанровую ситуацию конца ХХ века в целом. <...> В первом <...>
Жанр_концерта_в_отечественной_музыке_1980_-_1990-х_годов.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.46
Стр.47
Стр.48
Жанр_концерта_в_отечественной_музыке_1980_-_1990-х_годов.pdf
Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки О.М. Зароднюк Жанр концерта в отечественной музыке 1980-1990-х годов Учебно-методическое пособие по курсу «Современная музыка» Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебнометодического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 070101 «Инструментальное исполнительство (фортепиано)», 070111 «Музыковедение» Нижний Новгород Издательство Нижегородской консерватории 2012
Стр.1
УДК 78Р2 ББК 85.245 З-35 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки Рецензенты: Валькова В.Б. — доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных; Гецелев Б.С. — зав. кафедрой композиции и инструментовки, профессор Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки. З-35 Зароднюк О.М. Жанр концерта в отечественной музыке 1980–1990-х годов : учебно-методическое пособие. — Н. Новгород : Изд-во ННГК им. М. И. Глинки, 2012. — 48 с. В учебно-методическом пособии рассматриваются характерные особенности концерта в отечественной музыке конца ХХ века, освещается проблема типологии и взаимодействия с главными эстетико-стилевыми тенденциями эпохи и творческими индивидуальностями авторов, а также определяются основные направления развития жанра. УДК 78Р2 ББК 85.245 © Зароднюк О.М., 2012 © Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2012
Стр.2
Введение В отечественной музыке второй половины ХХ века концерт занимает одно из лидирующих положений, подтверждаемое значительным количеством опусов и широким спектром жанровых моделей. Несмотря на активное бытование жанра, отечественное музыкознание не располагает достаточно полными исследованиями о концерте двух последних десятилетий прошлого века, что определяет актуальность данной работы. После значительных монографий Л. Раабена, две книги которого представляют историю отечественного концерта до середины 1970-х годов, жанр практически выпадает из поля зрения музыковедов. Появившееся десятилетие спустя исследование М. Тараканова «Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке» сосредоточено на проблеме взаимодействия двух ведущих жанров симфонической музыки, оставляя «за кадром» проблемы собственно концерта. В 1980-е годы попытка осмысления жанровой ситуации концерта сделана лишь в двух статьях – М. Лобановой и Г. Демешко, небольшой объем которых позволяет подробно остановиться на сочинениях отдельных авторов. В дальнейшем – концертное творчество крупнейших отечественных композиторов, несомненно, вызывает интерес музыковедов, подтвержденный написанием диссертаций, но их «именная» направленность не позволяет охватить жанровую ситуацию конца ХХ века в целом. В первом разделе работы, который называется «Предшествующие десятилетия», прослеживается история жанра с начала века до восьмидесятых годов, второй – посвящен проблеме современной типологии жанра, а третий раздел – «На пересечении стилевых тенденций» – представляет некую панораму жанра, отражающую важные направления его развития. На примере творчества ведущих отечественных авторов обосновываются жанровые признаки концерта конца столетия, вовлекающего в качестве объектов игры всю культуру, внутри которой возникает сложный многоуровневый диалог, реализованный предельными техническими возможностями, символизирующими новую виртуозность. 3
Стр.3
Работа может быть использована в качестве дополнительного материала к курсу «Современная музыка» для студентов композиторско-музыковедческих и исполнительских факультетов. «Современной музыке» в учебном плане отводится лишь 35 часов, на протяжении которых студенты должны получить представление о важнейших открытиях в музыке ХХ века. Они знакомятся с ключевыми явлениями в области композиторской техники, прослеживают судьбу ведущих музыкальных жанров (опера, симфония, концерт). Отведенных часов явно не достаточно для полноценного ознакомления со столь сложным и объемным материалом, и данное пособие может стать хорошим подспорьем в освоении новой музыки. 4
Стр.4
21. Там же. С. 162. 22. Раабен Л. О духовном ренессансе … С. 327. 23. Холопов Ю. Наши в Англии: Дмитрий Смирнов и Елена Фирсова // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. М., 1996. С. 270. 24. Там же. С. 290. 25. Хохлов Ю. Советский скрипичный концерт. М., 1956. С. 9. 26. Там же. С. 9. 27. Раабен Л. Советский инструментальный концерт... С. 9. 28. Там же. С. 51. 29. Там же. С. 51. 30. Там же. С. 3. 31. Там же. С. 6. 32. Там же. С. 6. 33. Павлова А. Жанр инструментального концерта в российской музыке последних десятилетий. На примере произведений С. Беринского, Е. Подгайца, Т. Сергеевой. Дипломная работа. Н. Новгород, 1997. 34. Соколов А. Музыкальная композиция ХХ века: диалектика творчества. М., 1992. С. 9. 35. Савенко С. Авангард … С. 46. 36. Арановский М. Симфония и время // Русская музыка и ХХ век. М., 1997. С. 361. 37. В 80-е годы написаны только два оркестровых концерта: «Старинная музыка российских провинциальных цирков» Концерт №3 (1989), «Хороводы» Концерт №4 (1989). 38. Савенко С. Оттепель и музыкальная жизнь 50-60-х годов // История отечественной музыки второй половины ХХ века. СПб., 2005. С. 35. 39. Холопова В. Лабиринты творчества Р. Леденева // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М., 1994. С. 145. 40. Музыкальное обозрение. 2005. №5. С. 7. 41. Холопова В. Типы новаторства … С. 169. 42. Бараш Е. Указ. соч. С. 345. 43. Савенко С. Музыка в зеркале медитации. В. Сильвестров // История отечественной музыки второй половины ХХ века. СПб., 2005. С. 324. 46
Стр.46
44. Там же. С. 326. 45. Чигарева Е. А. Шнитке // История отечественной музыки второй половины ХХ века. СПб., 2005. С. 270. 46. Холопова В. Николай Бердяев и София Губайдуллина: в той же части Вселенной // Советская музыка. 1991. №10. С. 75. 47. Дружкин Ю. Глядя из 90-х… Заметки о творчестве Е. Подгайца // Музыкальная академия. 1993. №3. С. 38. 48. Там же. С. 38. 49. Там же. С. 39. 50. Долинская Е. Симфоническое творчество 60-90- годов // История современной отечественной музыки. 1960-1990 гг. М., 2001. С. 87. 51. Холопов Ю. Наши в Англии … С. 293. 52. Барский В. С. Павленко: на пути к простой музыке // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. М., 1996. С. 274. 53. Барский В. Апология А. Раскатова // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М., 1994. С. 258. 54. Савенко С. Магия скрытых смыслов А. Кнайфеля // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М., 1994. С. 187. 55. Селицкий А. Камерная опера // История отечественной музыки второй половины ХХ века. СПб., 2005. С. 210. 47
Стр.47
Содержание Введение ......................................................................................... 3 Предшествующие десятилетия ..................................................... 5 Проблема типологии ...................................................................... 17 На пересечении стилевых тенденций .......................................... 22 Заключение ..................................................................................... 37 Литература ...................................................................................... 40 Примечания .................................................................................... 45 Зароднюк Оксана Михайловна Жанр концерта в отечественной музыке 1980-1990-х годов Учебно-методическое пособие по курсу «Современная музыка» Компьютерная верстка Е.В. Артемьева Ответственная за выпуск Т.Б. Суханова Подписано в печать 06.06.2012. Формат 60*84/16. Усл. печ. л. 2,2. Тираж 100 экз. Заказ № 246 ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки» 603600 Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40 Отпечатано в ООО «Первая Печатная Компания» Почтовый адрес: 603093 Нижний Новгород, ул. Печёрский съезд, д. 24А Юридический адрес: 603093 Нижний Новгород, ул. Деловая, д. 1 www.onepk.ru
Стр.48