«Подступы к гуманитарной эпистемологии» адресованы философам, филологам, историкам научно-гуманитарной и духовно-идеологической культуры, интересующимся проблемами и персоналиями
спора «древних» и «новых» в прошлом и в настоящем. <...> ПЕРЕХОД
Эпистемология в споре «древних» и «новых»
(Вико против Декарта) . <...> «Гуманитарная эпистемология» — рабочий термин, обозначающий философское осмысление гуманитарного знания в социальноонтологическом измерении его, в единстве так называемой духовной
истории (Geistesgeschichte), «большого времени» — единстве реальной преемственности, которое в книге называется также «затекстом». <...> Предмет гуманитарных наук — исторический (социальноисторический) опыт, «бытие», или «мир жизни»; поэтому научные
дисциплины, предметом которых является подлежащий исследованию и истолкованию исторический опыт (его феномены), есть
резон называть также «науками исторического опыта», или «интерпретативными науками». <...> Герменевтический опыт взаимодействия между «героем»
истолкования (с его историческим миром жизни) и «автором» истолкования (исследователем, интерпретатором с его уже другой исторической ситуацией), — этот опыт, собственно, и образует специфический предмет гуманитарной эпистемологии, т. е. философии
исторического опыта и наук исторического опыта в их взаимосвязи
и непрерывности, в их «сплошности» и «овнешненности». <...> Гуманитарная эпистемология, таким образом, имеет в своем предмете
не одно измерение опыта, но в принципе два (и больше) измерения,
не одну точку отсчета, но две (и больше) точки отсчета. <...> Я рискую говорить о «развитии»
в свете знаменательной тенденции в философии науки (как и в философии в целом) последних десятилетий — тенденции «историзации знания (и мира)», по формуле выдающегося отечественного исследователя научно-гуманитарной и художественной культуры — А. <...> Постольку, поскольку традиционная эпистемология игнорирует
(как «ненаучный») действительный <...>
Второе_сознание_Подступы_к_гуманитарной_эпистемологии.pdf
В. Л. МАХЛИН
ВТОРОЕ СОЗНАНИЕ
Подступы
к гуманитарной эпистемологии
В. Л. МАХЛИН
ВТОРОЕ СОЗНАНИЕ
Стр.1
ВТОРОЕ СОЗНАНИЕ
В. Л. МАХЛИН
Подступы
к гуманитарной эпистемологии
Стр.2
ББК 87.3(2)6
М 36
Издание осуществлено при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)
проект № 07-03-16024
М 36
Махлин В. Л.
Второе сознание: Подступы к гуманитарной эпистемологии.
— М.: Знак, 2009. — 632 с.
ISBN 978-5-9551-0328-0
Книга включает работы, посвященные философии исторического
опыта и гуманитарных наук — герменевтико-диалогической традиции
в истории западноевропейской и русской мысли. Опыт и язык мышления
Д. Вико, М. Хайдеггера, Г.-Г. Гадамера, Э. Ауэрбаха, М. Бахтина,
Г. Шпета, С. Аверинцева и др. рассматриваются в перспективе постулируемой
области исследований — «гуманитарной эпистемологии».
«Подступы к гуманитарной эпистемологии» адресованы философам,
филологам, историкам научно-гуманитарной и духовно-идеологической
культуры, интересующимся проблемами и персоналиями
спора «древних» и «новых» в прошлом и в настоящем.
The book includes essays on the philosophy of historical experience
and human studies, i. e. a tradition of hermeneutics and dialogics in the history
of West-European and Russian thought. Experience and speech thinking
of Vico and E. Auerbach, Heidegger and Gadamer, Bakhtin and Shpet,
S. Averintsev and others, are investigated in perspective of a comparatively
new field of research — «epistemology of the humanities».
These different attempts at the philosophy of the humanities are for philosophers,
philologists and historians of the humanities and intellectual history,
for a those who are interested in problems and characters of the
Querelle des anciens et des modernes past and present.
ББК 87.3
ISBN 978-5-9551-0328-0
© В. Л. Махлин, 2009 гггггггг
© Знак, оригинал-макет, 2009
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Введение: Второе сознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Раздел первый. ПЕРЕХОД
Эпистемология в споре «древних» и «новых»
(Вико против Декарта) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
77
Внимание: говорит Dasein
(М. Хайдеггер для начинающих — I) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Перевернутая предпосылка
(М. Хайдеггер для начинающих — II) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Незавершенный Давос—1929
(Э. Кассирер и М. Хайдеггер в разговоре) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Переход
(Комментарий на послание
Г.-Г. Гадамера «К русским читателям»). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Цейтблом после Леверкюна
(Г.-Г. Гадамер и контекстуализация разума) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Что значит говорить
(Несколько комментариев
для читающих О. Розенштока-Хюсси) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
Затекст
(Э. Ауэрбах и испытание филологии) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
Раздел второй. РАССЕЧЕНИЕ
«Читайте Розанова», или На месте происшествия . . . . . . . . . . . . . . . 397
Тайна филологов
(Г. Г. Шпет и герменевтический принцип) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
7
15
Стр.4
Уроки обратного перевода
(А. В. Михайлов и проблема русско-немецкого диалога) . . . . . . . . . . 472
Возраст речи
(Подступы к явлению С. С. Аверинцева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503
После интерпретации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 546
История философии и философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 565
Другое лицо эпистемологии
(О книге Н. С. Автономовой «Познание и перевод»). . . . . . . . . . . . . . 574
Филология и кризис. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 610
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Очерки, вошедшие в эту книгу, написаны в 1998—2008 гг.; для настоящего
издания они, опубликованные или публикуемые впервые,
переработаны в направлении исследовательского замысла, обозначенного
в названии и подзаголовке книги. В предисловии уместно
дать отчет об этом общем направлении, о вынесенных на обложку путеводных
понятиях.
«Гуманитарная эпистемология» — рабочий термин, обозначающий
философское осмысление гуманитарного знания в социальноонтологическом
измерении его, в единстве так называемой духовной
истории (Geistesgeschichte), «большого времени» — единстве реальной
преемственности, которое в книге называется также «затекстом».
Предмет гуманитарных наук — исторический (социальноисторический)
опыт, «бытие», или «мир жизни»; поэтому научные
дисциплины, предметом которых является подлежащий исследованию
и истолкованию исторический опыт (его феномены), есть
резон называть также «науками исторического опыта», или «интерпретативными
науками». Так все это и называется в современной философии
гуманитарных наук — герменевтически ориентированной
философии. Герменевтический опыт взаимодействия между «героем»
истолкования (с его историческим миром жизни) и «автором» истолкования
(исследователем, интерпретатором с его уже другой исторической
ситуацией), — этот опыт, собственно, и образует специфический
предмет гуманитарной эпистемологии, т. е. философии
исторического опыта и наук исторического опыта в их взаимосвязи
и непрерывности, в их «сплошности» и «овнешненности». Гуманитарная
эпистемология, таким образом, имеет в своем предмете
не одно измерение опыта, но в принципе два (и больше) измерения,
не одну точку отсчета, но две (и больше) точки отсчета. Взаимоотношение
разных измерений — их релятивность, или (со-)относительность,
или «диалог», — открывает и позволяет осмыслить существенно
иную, чем естественнонаучная, структуру предмета, структуру
картины мира и структуру научных революций — по ту сторону
Стр.6