Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 525279)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Теория речевых жанров (240,00 руб.)

0   0
Первый авторДементьев В. В.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц596
ID175311
АннотацияВ монографии обсуждаются основные положения теории речевых жанров: место жанра в речевой системности, отношение речевого жанра к коммуникативному жанру, речевому акту, речевому событию, речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия, классификация речевых жанров. Много внимания уделяется речежанровым идеям М.М.Бахтина и их развитию в современном жанроведении. Рассматриваются новые направления теории речевых жанров: когнитивное и культурологическое жанроведение, изучение жанров новых сфер общения. Самостоятельные исследования посвящены четырем жанрам русской речи - разговору по душам, светской беседе, флирту, анекдоту семидесятых годов.
Кому рекомендованоДля лингвистов, преподавателей и студентов-филологов.
ISBN978-5-9551-0409-6
УДК801.161.1
ББК83.3Р
Дементьев, В.В. Теория речевых жанров [Электронный ресурс] : [монография] / В.В. Дементьев .— М. : Языки славянской культуры, 2010 .— 596 с. — (Коммуникативные стратегии культуры) .— На тит. листе указ. изд-во: Знак .— ISBN 978-5-9551-0409-6 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/175311

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Автор книг: «Социопрагматический аспект теории речевых жанров» (в соавторстве с К. Ф. Седовым) (Саратов 1998), «Непрямая коммуникация и ее жанры» (Саратов 2000), «Непрямая коммуникация» (Москва 2006), «Анекдоты семидесятых» (Москва 2010). <...> Кроме этого, в сфере его научных интересов находятся лингвистическая аксиология, теория дискурса, непрямая коммуникация, фатическая коммуникация. <...> . ISBN 978-5-9551-0409-6 В монографии обсуждаются основные положения теории речевых жанров: место жанра в речевой системности, отношение речевого жанра к коммуникативному жанру, речевому акту, речевому событию, речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия, классификация речевых жанров. <...> Много внимания уделяется речежанровым идеям М. М. Бахтина и их развитию в современном жанроведении. <...> Рассматриваются новые направления теории речевых жанров: когнитивное и культурологическое жанроведение, изучение жанров новых сфер общения. <...> Лингвистика ХХ века: от текста к жанру и от жанра к тексту (историографический очерк) Введение. <...> Жанры речи и Бахтин и от жанра китексту (историографический 17 <...> Внутренняя классификация и отдельные типы речевых жан3.4.1. <...> Теория речевых жанров становится одной из немногих действующих на практике моделей коммуникации, учитывающих такие важнейшие параметры, как ситуация и сфера общения, стиль, интенциональный фактор, форма речи, в том числе способы оформления начала и конца речи, передачи инициативы в диалоге, а также стратегии и тактики ведения коммуникации. <...> Говоря «никем не было написано», мы имеем в виду именно обобщающую, итоговую работу, где были бы учтены и систематизированы все значительные теоретические идеи по речевым жанрам в России и опыт практических исследований (анализ речи в аспекте жанровой организации в целом и изучение отдельных жанров), а также история ТРЖ и динамика ее взаимодействия со смежными лингвистическими направлениями и школами. <...> В современном жанроведении стало <...>
Теория_речевых_жанров.pdf
Стр.1
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Теория_речевых_жанров.pdf
B. B. ДЕМЕНТЬЕВ ЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ Вадим Викторович Дементьев родился в 1966 году. Окончил Саратовский государственный университет (русское и английское отделения). Здесь же защитил кандидатскую (1995) и докторскую (2001) диссертации. Профессор кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики. Автор книг: «Социопрагматический аспект теории речевых жанров» (в соавторстве с К. Ф. Седовым) (Саратов 1998), «Непрямая коммуникация и ее жанры» (Саратов 2000), «Непрямая коммуникация» (Москва 2006), «Анекдоты семидесятых» (Москва 2010). Жанрами речи занимается с 1988 года. Кроме этого, в сфере его научных интересов находятся лингвистическая аксиология, теория дискурса, непрямая коммуникация, фатическая коммуникация. МОСКВА 2010 В. В. ДЕМЕНТЬЕВ ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРЫ
Стр.1
B. B. ДЕМЕНТЬЕВ ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ
Стр.4
УДК 801.161.1 ББК 83.3Р Д 30 Р е д а к ц и о н н ы й с о в е т с е р и и: М. М. Гиршман (Донецкий ун-т, Украина), М. Н. Дарвин (РГГУ, Москва), И. В. Силантьев (председатель, Ин-т филологии СО РАН, Новосибирск), Ю. Л. Троицкий (РГГУ, Москва), В. И. Тюпа (РГГУ, Москва), Ю. В. Шатин (Новосибирский гос. ун-т), В. Шмид (Гамбургский ун-т) Д 30 Дементьев В. В. Теория речевых жанров. — М.: Знак, 2010. — 600 с. — (Коммуникативные стратегии культуры). ISBN 978-5-9551-0409-6 В монографии обсуждаются основные положения теории речевых жанров: место жанра в речевой системности, отношение речевого жанра к коммуникативному жанру, речевому акту, речевому событию, речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия, классификация речевых жанров. Много внимания уделяется речежанровым идеям М. М. Бахтина и их развитию в современном жанроведении. Рассматриваются новые направления теории речевых жанров: когнитивное и культурологическое жанроведение, изучение жанров новых сфер общения. Самостоятельные исследования посвящены четырем жанрам русской речи — разговору по душам, светской беседе, флирту, анекдоту семидесятых годов. Для лингвистов, преподавателей и студентов-филологов. ББК 83.3Р В оформлении переплета использован рисунок А. В. Муллиной Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 978-5-9551-0409-6 © В. В. Дементьев, 2010 гггггг © Знак, оригинал-макет, 2010
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание к тексту (историографический очерк) 1.0. О принципах периодизации жанроведения 1.1. «Без Бахтина» 1.2. Жанры речи и Бахтин 1.3. Формальные и содержательные тенденции в теории речевых жанров 1.3.1. Лингвистическое изучение речевых жанров (генристика) 1.3.2. Прагматическое изучение речевых жанров (жанроведение) Введение. Задачи жанроведения и задачи этой книги ГЛАВА I. Лингвистика ХХ века: от текста к жанру и от жанра Введение. Задачи жанроведения и задачи этой книги .......................... 7 ГЛАВА I. Лингвистика ХХ в.: от текста к жанру и от жанра к тексту (историографический очерк) ............. 17 1.0. О принципах периодизации жанроведения ................................... 17 1.1. «Без Бахтина».................................................................................... 21 1.2. Жанры речи и Бахтин ....................................................................... 33 1.3. Формальные и содержательные тенденции в теории речевых жанров ................................................................. 43 1.3.1. Лингвистическое изучение РЖ (генристика) ......................... 43 1.3.2. Прагматическое изучение РЖ (жанроведение) ...................... 52 1.4. Центры и школы изучения речевых жанров .................................. 55 1.4.1. Жанры речи и «Жанры речи» (Саратов) ................................. 55 1.4.2. Изучение речевых жанров в Волгограде ................................ 66 1.4.3. Другие центры (Пермь, Екатеринбург, Орел, Воронеж, Новосибирск, Иркутск) ........................................... 71 ГЛАВА II. Место жанра в речевой системности .................................. 77 2.0. Постановка проблемы ...................................................................... 77 2.1. Понятия речевой системности и речевого аттрактора .................. 83 2.2. Речевой жанр и параметризация речи .......................................... 103 2.3. Место РЖ по отношению к смежным явлениям речевой системности ...................................................................... 123 2.3.1. Речевой жанр и коммуникативный жанр .............................. 123 2.3.2. Речевой жанр и речевой акт ................................................... 124 2.3.3. Речевой жанр и стиль.............................................................. 130 2.3.4. Речевой жанр и речевое событие ........................................... 137 стемности 2.3.1. Речевой жанр и коммуникативный жанр 2.3.2. Речевой жанр и речевой акт 2.3.3. Речевой жанр и стиль 2.3.4. Речевой жанр и речевое событие чевого жанра 2.4. «Расширяющая» и «сужающая» тенденции в определении речевого жанра ...................................................... 143 ГЛАВА III. Классификация речевых жанров ..................................... 155 3.1. Основания классификации речевых жанров ................................ 155 3.2. Противопоставление первичных и вторичных жанров .............. 164 3.2.1. Разные определения жанровой вторичности ....................... 164 3.2.2. Диады ....................................................................................... 174 ГЛАВА III. Классификация речевых жанров 3.1. Основания классификации речевых жанров 3.2. Противопоставление «первичных» и «вторичных» жанров 3.2.1. Разные определения жанровой вторичности 3.2.2. Диады 2.4. «Расширяющая» и «сужающая» тенденции в определении ре1.4. Центры и школы изучения речевых жанров 1.4.1. Жанры речи и «Жанры речи» (Саратов) 1.4.2. Изучение речевых жанров в Волгограде 1.4.3. Другие центры (Пермь, Екатеринбург, Орел, Воронеж, Новосибирск, Иркутск) ГЛАВА II. Место жанра в речевой системности 2.0. Постановка проблемы 2.1. Понятия речевой системности и речевого аттрактора 2.2. Речевой жанр и параметризация речи 2.3. Место РЖ по отношению к смежным явлениям речевой си
Стр.6
6 да» Содержание ров 3.3. Противопоставление жанров по шкале «жесткость vs. свобода» ................................................................. 185 3.3.1. Тексты и жанры жесткой и мягкой формализации .............. 185 3.3.2. Жанры в парадигме прямой и непрямой коммуникации .... 197 3.3.3. Косвенные речевые жанры ..................................................... 206 3.4. Внутренняя классификация и отдельные типы речевых жанров .............................................................................. 209 3.4.1. Фатические речевые жанры ................................................... 209 3.4.2. Жанры разных социолингвистических типов дискурса ..... 236 ГЛАВА IV. Жанроведение в XXI в.: перспективные направления ............................................. 247 ления 4.1. Когнитивная генристика: внутрикультурные речежанровые 4.1. Когнитивная генристика: внутрикультурные речежанровые ценности ................................................................. 248 4.2. Аспекты проблемы «жанр и культура» ........................................ 258 4.3. Речевые жанры новых сфер общения ........................................... 273 ГЛАВА V. Изучение отдельных речевых жанров .............................. 287 5.1. Жанроведение как «энциклопедия речевых жанров» ................. 287 5.2. Предлагаемые материалы к энциклопедии .................................. 304 5.2.1. Разговор по душам .................................................................. 305 5.2.2. Светская беседа ....................................................................... 340 5.2.3. Флирт ........................................................................................ 398 5.2.4. Анекдот семидесятых (текст и жанр) ................................... 434 ценности 4.2. Аспекты проблемы «жанр и культура» 4.3. Речевые жанры новых сфер общения Заключение ................................................................................................ 493 Список использованных сокращений.................................................. 499 Библиография ........................................................................................... 500 Предметный указатель ..................................................................................565 Указатель речевых единиц ............................................................................577 Указатель имен ................................................................................................584 ГЛАВА V. Изучение отдельных речевых жанров 5.1. Жанроведение как «энциклопедия речевых жанров» 5.2. Предлагаемые материалы к энциклопедии 5.2.1. Разговор по душам 5.2.2. Светская беседа 5.2.3. Флирт 398 5.2.4. Анекдот семидесятых (текст и жанр) Заключение Список использованных сокращений Библиография Предметный указатель Указатель речевых единиц Указатель имен 3.3. Противопоставление жанров по шкале «жесткость vs. свобо3.3.1. Тексты и жанры жесткой и мягкой формализации 3.3.2. Жанры в парадигме прямой и непрямой коммуникации 3.3.3. Косвенные речевые жанры 3.4. Внутренняя классификация и отдельные типы речевых жан3.4.1. Фатические речевые жанры 3.4.2. Жанры разных социолингвистических типов дискурса ГЛАВА IV. Жанроведение в XXI веке: перспективные направ
Стр.7
Введение Задачи жанроведения и задачи этой книги Теория речевых жанров (далее — ТРЖ) в ее современном виде, несомненно, стала одним из наиболее актуальных и значимых направлений дискурсивной лингвистики. История ТРЖ ознаменовалась целым рядом важных достижений на пути осмысления функционирования языка и речевой системности. ТРЖ влияет на многие смежные дисциплины, которые используют положения данной теории для достижения своих специальных целей (например, при реконструкции национально-языковых картин мира и систем коммуникативных ценностей), а также при решении задач, являющихся общими для всех речеведческих дисциплин (например, осмысление того, как строится и воспринимается речь на естественном человеческом языке в разных формах, сферах, регистрах). Антропоцентрическое языкознание опирается на понятие речевого / коммуникативного жанра в качестве одного из наиболее эффективных объясняющих механизмов при изучении ситуаций использования языка, механизмов порождения и интерпретации речи. Теория речевых жанров становится одной из немногих действующих на практике моделей коммуникации, учитывающих такие важнейшие параметры, как ситуация и сфера общения, стиль, интенциональный фактор, форма речи, в том числе способы оформления начала и конца речи, передачи инициативы в диалоге, а также стратегии и тактики ведения коммуникации. В этом состоит выгодное отличие понятия речевого жанра от единиц языка, осмысляемых вне ситуации общения, и от речевых актов, осмысляемых как элементы этой ситуации. Жанровое оформление коммуникативного поведения относят к основным постулатам коммуникативной лингвистики, представляющим собой обобщение концепций, разработанных в различных областях науки о языке [Карасик, Слышкин 2007: 336]. В России сформировалось несколько центров (Волгоград, Екатеринбург, Краснодар, Красноярск, Москва, Новосибирск, Омск, Орел, Пермь, Санкт-Петербург, Саратов, Тверь), где последовательно и весьма успешно осуществляются описание и систематизация речевых жанров, а также разработка специального метаязыка для описания РЖ.
Стр.8