Ю. И. АЛЕКСАНДРОВ
ОРГАНЫ ЧУВСТВ,
ЭМОЦИИ
И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
РУССКОГО
ЯЗЫКА
ЛИНГВО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ РАН <...> М. Г. КОЛБЕНЕВА, Ю. И. АЛЕКСАНДРОВ
ОРГАНЫ ЧУВСТВ,
ЭМОЦИИ
И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
РУССКОГО
ЯЗЫК А
ЛИНГВО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
2010
УДК 159.9
ББК 88.3
К 86
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда
(РГНФ)
проект № 09-06-16006
Авторы благодарят доктора психологических наук, академика РАО Т. Н. <...> К 86
Органы чувств, эмоции и прилагательные русского языка: Лингво-психологический словарь / Ин-т психологии РАН. <...> Для 7616 связанных с ощущениями прилагательных
указано их отношение к разным типам ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус и кожные
ощущения. <...> В словаре также содержатся данные об эмоциональности (выраженности ощущения приятно/неприятно) 475 прилагательных, связанных с указанными ощущениями. <...> Для этих
475 прилагательных также указан возраст, в котором, по мнению людей, они начали понимать эти прилагательные (субъективный возраст понимания). <...> Приведены данные статистического анализа, на основе которого сделаны выводы о том, что прилагательные, описывающие
запахи и вкусовые ощущения, оцениваются как вызывающие более интенсивные эмоции, чем
прилагательные, описывающие слуховые и зрительные впечатления. <...> Воображаемое использование органов чувств как способ исследовать
поведение различной степени дифференцированности . <...> Определение связи прилагательных
с разными типами ощущений. <...> Гипотезы первого и второго этапа исследования . <...> Время принятия решения при отнесении прилагательных
к различным типам ощущений . <...> Оценки по шкале интенсивности эмоций и время принятия решения
для прилагательных, связанных с разными типами ощущений. <...> Анализ прилагательных, связанных с чувствительностью кожи руки, кожи тела
и неопределёнными кожными ощущениями.. <...> Сравнение оценок по шкале интенсивности эмоций и времени принятия
решения для прилагательных <...>
Органы_чувств,_эмоции_и_прилагательные_русского_языка_Лингво-психологический_словарь.pdf
М. Г. КОЛБЕНЕВА
Ю. И. АЛЕКСАНДРОВ
ОРГАНЫ ЧУВСТВ,
ЭМОЦИИ
И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
РУССКОГО
ЯЗЫКА
ЛИНГВО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ
ОРГАНЫ ЧУВСТВ, ЭМОЦИИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Стр.1
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ РАН
М. Г. КОЛБЕНЕВА, Ю. И. АЛЕКСАНДРОВ
ОРГАНЫ ЧУВСТВ,
ЭМОЦИИ
И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
РУССКОГО
ЯЗЫКА
ЛИНГВО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
2010
Стр.2
УДК 159.9
ББК 88.3
К 86
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда
(РГНФ)
проект № 09-06-16006
Авторы благодарят доктора психологических наук, академика РАО Т. Н. Ушакову
и доктора филологических наук А. А. Кибрика за ценные замечания к первоначальному
варианту словаря. Исследования, результаты которых использованы для подготовки словаря,
поддержаны грантом РФФИ 2005 № 05-06-803-57, грантом РГНФ 2008 № 08-06-00250а
и грантами Совета по грантам Президента РФ ведущим научным школам России 2006
№ НШ-4455.2006.6 и 2008 № НШ-602.2008.6 «Системная психофизиология»
К 86
Колбенева М. Г., Александров Ю. И.
Органы чувств, эмоции и прилагательные русского языка: Лингво-психологический
словарь / Ин-т психологии РАН. — М.: Языки славянских культур, 2010. —
368 с.
ISBN 978-5-9551-0384-6
В словаре представлены результаты классификации 15918 прилагательных русского
языка на принадлежащие к группам связанных и не связанных с ощущениями, получаемыми
с помощью различных органов чувств. Для 7616 связанных с ощущениями прилагательных
указано их отношение к разным типам ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус и кожные
ощущения. Выделены прилагательные, связанные только с одним типом ощущения, а также
те, которые связаны с двумя или тремя типами ощущений.
В словаре также содержатся данные об эмоциональности (выраженности ощущения приятно/неприятно)
475 прилагательных, связанных с указанными ощущениями. Для этих
475 прилагательных также указан возраст, в котором, по мнению людей, они начали понимать
эти прилагательные (субъективный возраст понимания). Приведены данные статистического
анализа, на основе которого сделаны выводы о том, что прилагательные, описывающие
запахи и вкусовые ощущения, оцениваются как вызывающие более интенсивные эмоции, чем
прилагательные, описывающие слуховые и зрительные впечатления. Также результаты анализа
выявили связи между типами ощущений, интенсивностью и знаком эмоций, временем
оценивания и возрастом понимания прилагательных. В проведенных исследованиях использован
материал, полученный при участии 474 человек.
Данный словарь может быть интересен для психологов, лингвистов, филологов, журналистов,
составителей рекламных текстов, имиджмейкеров и пиар-менеджеров.
ББК 88.3
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 978-5-9551-0384-6
© Ин-т психологии РАН, 2010 ггггггггггггггг
© Колбенева М. Г., Александров Ю. И., 2010
© Языки славянских культур, 2010 гггггггггг
Стр.3
ОглАвлеНИе
Список сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
глава первая. Общая характеристика словаря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
глава вторая. Как пользоваться словарем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
глава третья. Концепции, лежащие в основе построения словаря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
глава четвертая. Почему исследование было проведено на прилагательных? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
глава пятая. воображаемое использование органов чувств как способ исследовать
поведение различной степени дифференцированности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
глава шестая. Исследования возраста понимания прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
глава седьмая. гипотезы и методики исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
7.1. Первый и второй этапы исследования. Определение связи прилагательных
с разными типами ощущений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
7.1.1. Гипотезы первого и второго этапа исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
7.1.2. Процедура получения данных 1 этапа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
7.1.3. Процедура получения данных 2 этапа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
7.2. Третий этап исследования. Оценка прилагательных по шкале приятно-неприятно . . . . . . . . . . 21
7.2.1. Гипотезы третьего этапа исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
7.2.2. Процедура получения данных 3 этапа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
7.3. Четвёртый этап исследования. Возраст понимания прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
7.3.1. Гипотезы четвёртого этапа исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
7.3.2. Процедура получения данных 4 этапа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
глава восьмая. Результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
8.1. Первый и второй этапы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
8.1.1. Распределение прилагательных по разным типам ощущений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
8.1.2. Время принятия решения при отнесении прилагательных
к различным типам ощущений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
8.2. Третий этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
8.2.1. Оценки по шкале интенсивности эмоций и время принятия решения
для прилагательных, связанных с разными типами ощущений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
8.2.2. Анализ прилагательных, связанных с чувствительностью кожи руки, кожи тела
и неопределёнными кожными ощущениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
8.2.3. Сравнение оценок по шкале интенсивности эмоций и времени принятия
решения для прилагательных, связанных с чувствительностью кожи тела,
прилагательных, связанных с чувствительностью кожи руки, и прилагательных,
связанных с другими типами ощущений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
8.2.4. Корреляции между оценками по шкале интенсивности эмоций и временем
принятия решения для ситуаций, связанных с разными типами ощущений . . . . . . . . . . . 31
8.2.5. Эффект интенсивности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
8.2.6. Эффект валентности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
8.2.7. Эффект типа ощущения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
8.3. Четвёртый этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
8.3.1. Связь между возрастом понимания прилагательного и его оценкой
по шкале интенсивности эмоций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
8.3.2. Эффект возраста понимания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
8.3.3. Эффект типа ощущения и возраст понимания прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
8.3.4. Выраженность позитивности в оценках прилагательных,
понимаемых в разном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3
Стр.4
СлОвАРЬ
Часть 1. Прилагательные, не связанные с ощущениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
а . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
б . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
в . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
г . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
д . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
е . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
ж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
з . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
и . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
к . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
л . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
н . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
о . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
п . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
р . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
с . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
т . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
у . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
ф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
х . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
ц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
ч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
ш . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
щ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
э . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
ю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
я . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Часть 2. Прилагательные, связанные с ощущениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
а . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
б . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
в . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
г . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
д . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
е . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
ж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
з . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
и . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
к . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
л . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
н . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
о . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
п . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
р . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
с . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
4
Стр.5
т . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
у . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
ф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
х . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
ц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
ч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
ш . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
щ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
э . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
ю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
я . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
Часть 3. Оценка прилагательных по шкале приятно-неприятно (молодые люди) . . . . . . . . . . . . . . 326
Часть 3. Оценка прилагательных по шкале приятно-неприятно (пожилые люди) . . . . . . . . . . . . . 341
Часть 4. возраст понимания прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
Стр.6