Л. А. Софронова КУЛЬТУРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПОЭТИКИ
S T U D I A P H I L O L O G I C A
Л. А. Софронова
КУЛЬТУРА
СКВОЗЬ ПРИЗМУ
ПОЭТИКИ
Выпускница Московского университета,
Людмила Александровна Софронова
всю свою жизнь связала с Институтом
славяноведения РАН, где прошла путь
от старшего научно-технического
сотрудника до заведующего Отделом
истории культуры. Получив
лингвистическое образование и будучи
филологом по исходной специальности,
Людмила Александровна сделала
филологию основой для изучения
культуры. Она автор шести монографий,
в том числе: «Польская театральная
культура эпохи Просвещения» (премия
в Польше за лучшую иностранную
работу года); «Старинный украинский
театр» (премия Союза театральных
деятелей Украины); «Три мира Григория
Сковороды» (2002).
Л. А. Софронова заведует Отделом
истории культуры Института
славяноведения РАН, член редколлегии
журнала «Славяноведение».
Стр.1
© Языки славянских культур. Электронная версия книги. 2007
© Языки славянской культуры. Электронная версия книги. 2007
© Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007
© Знак. Электронная версия книги. 2007
© Рукописные памятники Древней Руси. Электронная версия книги. 2007
Стр.2
71.05
C 68
()
05-04-16173
C 68
. .
. — .: ,
2006. — 832 c. — (Studia hilologica).
ISSN 1726-135
ISBN 5-9551-0137-3
: « / »,
; ,
, ,
, , ,
;
, ; ,
, ,
; ,
, .
, .
,
XVII—XX . — , .
71.05
. « »
(Laterna magica) (1643 .)
ISBN 5-9551-0137-3
© . . , 2006
© , 2006
Стр.3
Оглавление
От автора ..................................................................................................................... 5
Введение. Культура — филология — история .................................................. 9
Библиография к введению ....................................................... 27
Глава I. Оппозиция сакральное / светское
О сакральном и светском .......................................................... 29
Священная книга Григория Сковороды.................................. 33
Школьный театр на границе сакрального и светского ........... 77
Сакрализация истории в эпоху романтизма ......................... 105
Молитва, икона, храм в русской поэзии ................................ 137
Сакральные названия и эпиграфы светских произведений. 149
Библиография к главе I .......................................................... 164
Глава II. Миф и обряд
Миф в культуре........................................................................ 170
Античные боги и герои на школьной сцене .......................... 172
Романтические «душки», русалки и ходячие покойники ..... 190
Россия и русские
в «Отрывке III части “Дзядов”»........................................ 213
Образ Европы в русской культуре XVIII века ...................... 231
Враги человеческие................................................................. 245
Обряд и театр .......................................................................... 265
Киевские мистерии.................................................................. 268
Обряд на сцене «охотницкого» театра ................................... 290
Обряд в романтической драме ............................................... 307
Библиография к главе II......................................................... 328
Глава III. Человек
Позиции человека в культуре................................................. 337
«Ленивый дремлюк» или брат Божий.................................... 338
Фигуры школьного театра ...................................................... 382
Стр.4
4
Л. А. Софронова
Персоны «охотницкого» театра .............................................. 411
Как человек превращается в актера....................................... 465
Романтический герой .............................................................. 471
Национальный автопортрет ................................................... 492
Автопортрет славянина по Мицкевичу.................................. 496
Библиография к главе III ....................................................... 518
Глава IV. Пространство
О категории пространства ...................................................... 525
Пространство и сцена ............................................................. 526
Мистериальное пространство — модель мира ...................... 536
Словарь «мест» «охотницкого» театра .................................... 557
Пространство в зеркале утопии ............................................. 597
Романтическая утопия ............................................................ 601
Признаки пространства в романе Замятина «Мы» ............... 607
Дистопические мотивы в романе
Тадеуша Конвицкого «Mała Apokalipsa»........................... 619
Утопия и утопическое начало................................................. 630
Мир «земляной» и мир небесный........................................... 633
Философский лабиринт........................................................... 668
Библиография к главе IV........................................................ 682
Глава V. Память культуры
«Воспоминания» в культуре.................................................... 688
Священное Писание на школьной сцене............................... 691
Прекрасная Магилена и бедная Татьяна .............................. 707
Великие образцы Юлиуша Словацкого
и Зыгмунта Красиньского................................................. 715
Григорий Сковорода и русская религиозная философия..... 732
К истории советской агиографии ........................................... 745
Человек и машина в романе Замятина «Мы»
и пьесе К. Чапека «R. U. R.».............................................. 760
Silva rerum Юлиана Тувима .................................................... 777
Библиография к главе V......................................................... 794
Вместо заключения. О пользе чтения ........................................................800
Библиография к заключению................................................. 816
Указатель произведений ..............................................................................817
Указатель имен ..............................................................................................821
Стр.5
От автора
Поэтика связана с историей культуры. Она не только контекст, в котором
находятся литературные или драматические произведения. Историко-культурные
смыслы просвечивают в темах, жанрах, тропах, фигурах.
История культуры фокусирует в себе многочисленные аспекты поэтики.
Они находятся в столь тесных отношениях, что приближаются к
синтезу, а именно в нем наиболее полно раскрываются смысл и форма
текстов, их отношения между собой. Исследование поэтики в историкокультурном
плане углубляет представления о литературе и других видах
искусства. Так выстраивается единый угол зрения на культуру, которая
перестает быть собранием отдельных видов искусств. Она не рассыпается
на отдельные элементы, а предстает в целостности. Рассмотреть культуру
сквозь призму поэтики — главная задача автора этой книги.
Славянская культура — польская, русская, украинская — предоставляет
для этого чрезвычайно интересный материал. Россия, Польша, Украина
объединены здесь не случайно. Польская культура XVII—
XVIII вв. находилась в тесных контактах с культурой украинской, которая
во многом оказалась посредником для русской культуры в ее отношениях
с Европой. Россия и напрямую общалась с Польшей. Очевидно,
что ее культурный опыт был претворен в свой собственный и в Киеве, и
в Москве. Так появился киевский школьный театр, ставший первой ступенью
развития искусства сцены у восточных славян. Опыт киевских
театральных деятелей оказался полезен для становления русского театра,
хотя, конечно, он испытывал и другие влияния. В XVIII в. он приобрел
самостоятельность и особым образом выявил зависимость от литературы.
Значительное внимание в этой книге уделено творчеству украинского
философа Григория Сковороды, которое стало достоянием и
русской культуры, что особенно явно сказалось на рубеже XIX—XX вв.
XIX век для Польши — это эпоха романтизма, которая не прервала сво
Стр.6
6
Л. А. Софронова
их внутренних связей с барокко. Анализ романтических произведений, в
первую очередь драмы, ведется в связи с исследованием религиознофилософских
концепций эпохи, романтической историософии. Так раскрывается
отношение романтизма к фольклору, к славянской народной
мифологии. XX век в книге представлен более разрозненно. Отдельные
драматические и литературные произведения этого времени рассматриваются
с точки зрения их отношений с другими текстами, отдаленными
во времени или совпадающими в нем. Эти отношения бывают скрыты в
глубинных слоях семантической структуры текста.
То, что в книге так много театрального материала, не случайно. Ведь
театр наглядно выявляет позиции человека в культуре. Реализация различных
видов пространства на сцене разрешает сделать обобщения, касающиеся
этой категории в целом. Основные культурные оппозиции
четко проходят через пьесы разных времен, определяя место театра в
культурном пространстве, и, следовательно, характеризуя пространство
в целом.
Книга могла бы быть выстроена хронологически, от XVI—XVII к
XX веку. Проследить движение культуры во времени — задача чрезвычайно
важная. Также возможно представить ее в целостном единстве. В
разные эпохи это единство выглядит различно, так как строится на разных
основаниях. Оно проступает в форме и семантике произведений
разных эпох, не связанных между собой. Зачастую определяется архаическими
пластами культуры. Образы человека и пространства поддерживают
единство культуры, несмотря на многочисленные трансформации,
с ними происходящие. Его утверждают «воспоминания» культуры о
самой себе.
Пространство культуры рассекает множество смысловых оппозиций,
среди которых значимое место занимает оппозиция сакральное / светское,
не только делящая его на две зоны, но и определяющая характер
различных институций, тип культурного поведения человека. Эта оппозиция
организует систему жанров, налагает запреты или дает разрешения
на тот материал, с которым работают авторы. В зависимости от этой
оппозиции они избирают способы художественного воспроизведения
материала. Противоположение сакрального и светского пронизывает
тексты культуры, как и отношение к ним. Сохраняя свою значимость,
отношения сакрального и светского при этом не особенно устойчивы.
Они видоизменяются с течением времени, в результате чего возникают
сакрализованные формы, которым посвящена I глава этой работы.
Миф и обряд существуют не только в давние времена. Они всегда
хранятся в памяти культуры и воспроизводятся, внешне принимая но
Стр.7
Культура сквозь призму поэтики
7
вые черты, но всегда сохраняя свое смысловое ядро. Культура относится
к ним отнюдь не пассивно. Миф и обряд подпитывают ее, что порождает
новые художественные формы. Авторы разных эпох как осознанно, так и
бессознательно обращаются к мифу и обряду. Войдя в новый контекст,
миф сращивается с новыми художественными формами, придает им, казалось
бы, утраченные смыслы, а они, в свою очередь, активизируются.
Культура хранит память об античности, о народной мифологии, творит
новые мифы, не забывая о прежних, создает образы реальности по правилам
сложения всякого мифа. Обряд дает толчок развитию новых видов
искусства. Имеется в виду театр, который долгое время отсутствовал
у восточных славян. Театр вспоминает о своих началах и позже, воспроизводит
обряд на сцене, декларируя таким образом свои позиции в
культуре. Отражаются элементы обряда и в литературе. О преображенном
обряде и мифе говорится во II главе книги.
Человек не только творит культуру, но и сам отражается в ней. Имея
в виду синтез истории культуры и поэтики, возможно проследить, как в
разные эпохи меняется образ человека, по каким правилам, образцам,
индивидуальным замыслам авторов он складывается. Очевидно, что отнюдь
не всегда культура стремится к полноте изображения человека.
Так, в эпоху барокко образ человека расщеплялся на составляющие.
Был значим не сам человек, а его отношения с силами добра и зла. Он
выступал проекцией христианской картины мира. В XVIII в. образ человека
приобретает иную условность: человек становится носителем
черт характера, являющих его склонности к пороку или добродетели.
Вырисовывается и его социальный портрет. Для него характерна стабильность.
Только в эпоху романтизма выступает человек становящийся,
чья внутренняя жизнь, полная драматизма, отражается в искусстве. Для
этого образа характерна поливалентность и принципиальная неустойчивость.
Человек всегда находится в ряду объектов философии, в том числе
религиозной. Отношения с Богом и миром определяют его положение в
пространстве культуры. Эти разнообразные варианты образа человека и
подходы к нему стали предметом исследования в III главе нашей книги.
Человек неразрывно связан с пространством, которое его окружает.
Оно формирует человека, а он постоянно стремится освоить пространство
и воздействовать на него, что в эпоху барокко происходит очень активно.
Одновременно пространство подавляет человека, что наглядно
проступает в религиозном театре. Персонажи мистерий и моралите явно
зависят от пространства и выступают его отражением. В XVIII в. очертания
пространства решительно меняются и утрачивают свою космичность.
Человек теперь находится в отдельных точках пространства, ло
Стр.8
8
Л. А. Софронова
кусах, активно перемещаясь между ними. Тема пространства — одна из
основных в сочинениях Григория Сковороды. Философ представляет
различные виды пространства — метафизическое, географическое, бытовое,
сосуществующие и пересекающиеся, находящиеся в четких иерархических
отношениях. Также в книге исследуется пространство, сконструированное
в утопиях XIX—XX вв. IV ее глава, посвященная пространству,
дополняется анализом текста как пространства.
Таким образом, семантика культуры, описываемая через ряд смысловых
оппозиций в опоре на обряд и миф, ведущие категории культуры,
коими являются человек и пространство, исследуются в этой книге, главы
которой внутренне связаны между собой. Здесь также ставится вопрос
о памяти культуры. Он рассматривается в V главе нашей книги, на
самом разном материале. Мы попытались проследить многочисленные
переклички между текстами, как сосуществующими во времени, так и
разведенными по разным векам. Анализ, казалось бы, неожиданных
совпадений и соответствий, доказывает целостность культуры. Иногда
переклички, совпадения, соответствия возникают благодаря сознательным
художественным решениям и обращениям авторов к предшественникам.
Иногда они появляются как бы неожиданнно. Все эти случаи
свидетельствуют о том, что культура являет собой единый универсум,
где возможны самые разные встречи произведений и авторов.
Открывает книгу Введение, в котором говорится об отношениях
культуры, истории и филологии. Заканчивается она обращением к веку
XVI, к творчеству великого польского писателя Миколая Рея, давшего
множество советов человеку добродетельному, касающихся книги и чтения.
Анализ его поучений выявляет уникальные позиции книги в общем
пространстве культуры.
Хочется сказать, что эта книга стала возможной благодаря научному
контексту, сложившемуся в Институте славяноведения РАН, в Отделе
истории культуры. Вне этого контекста, как и без участия и внимания со
стороны специалистов, работающих в Институте славяноведения, а также
в ИРЛИ, ИМЛИ, Институте искусствознания и других научных центрах,
работа эта могла не состояться.
Не перечисляя поименно своих учителей, коллег и друзей, я всем им
приношу огромную благодарность. Их имена можно прочитать в книге,
увидеть в многочисленных ссылках на их труды.
Стр.9