Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Древнегерманская поэзия: каноны и толкования (81,40 руб.)

0   0
Первый авторСмирницкая О. А.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц175
ID175199
АннотацияКаноны древнегерманского поэтического искусства рассматриваются в данной книге как инструмент формирования поэтического языка и как источник новой культурной информации. Отправной точкой для анализа служит хвалебная поэзия скальдов с ее строго регламентированными метрическими правилами и лексическими моделями. Метрика скальдов рассматривается в книге как результат системной трансформации эддической метрики и своего рода лингвистический эксперимент, абсолютизирующий принцип условности языкового знака. Центральное место в книге занимает комментарий к "Утрате сыновей" - одному из самых знаменитых и трудных для истолкования скальдических произведений. Исследованный автором материал древнеанглийского эпоса приводит к выводу, что влияние поэтической формы проявляется в диахроническом существовании слов культуры и вносит коррективы в методы их этимологического анализа.
ISBN978-5-9551-0089-Х
УДК821.0
ББК83.3(0)9
Смирницкая, О.А. Древнегерманская поэзия: каноны и толкования / О.А. Смирницкая .— Москва : Языки славянской культуры, 2005 .— 175 с. — (Studia philologica. Series minor) .— На тит. листе указ. изд-во: Языки славянских культур .— ISBN 978-5-9551-0089-Х .— URL: https://rucont.ru/efd/175199 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Отправной точкой для анализа служит хвалебная поэзия скальдов с ее строго регламентированными метрическими правилами и лексическими моделями. <...> Метрика скальдов расматривается в книге как результат системной трансформации эддической метрики и своего рода лингвистический эксперимент, абсолютизирующий принцип условности языкового знака. <...> «Утрата сыновей» Эгиля Скаллагримссона (X в.) и «Перечень Инглингов» Тьодольва Хвинского (IX в.) предстают в данном ракурсе как разнонаправленные жанровые ответвления от основного ствола скальдической поэзии, представляющие интерес для понимания заложенных в ней возможностей и требующие новых приемов текстологического анализа. <...> Исследованный автором материал древнеанглийского эпоса приводит к выводу, что влияние поэтической формы проявляется в диахроническом существовании слов культуры и вносит коррективы в методы их этимологического анализа. <...> : Эгиль Скаллагримссон I SBN 5 - 955 1 - 0 08 9 -X © О. А. Смирницкая, 2005 ббббббб © Языки славянских культур, 2005 9 785955 100890 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. <...> Читая на протяжении семестра «Утрату сыновей» скальда Эгиля Скаллагримссона, мы убе@ дились, что эта недлинная песнь нуждается в гораздо более «медленном чтении». <...> ПРЕДИСЛОВИЕ Снорри Стурлусон закончил Пролог к своему «Кругу Земному» следующими словами: «А песни скальдов, как мне кажется, всего меньше искажены, если они правильно сло@ жены и разумно истолкованы» (КЗ, 10). <...> Вместе с тем не менее важно, что содержание стихов ограждалось от искажений не только сложностью и регулярностью скальдической формы, но и ее условностью. <...> Как показывается в главе I этой книги, скальд строит строку дротткветта (основной скальдических размер) из конкретных, выделенных им про@ содических структур языка, например — ´— ´ ×/∪ ` /— ´ ×, но при этом границы «просодических слов» как строитель <...>
Древнегерманская_поэзия_Каноны_и_толкования_.pdf
Стр.1
Стр.4
ББК 83.3(0)9 С 50 Издание осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект № 04-04-16018 С 50 Смирницкая О. А. Древнегерманская поэзия: Каноны и толкования. — М.: Языки славянских культур, 2005. — 176 c. — (Studia philologica. Series minor). ISBN 5-9551-0089-Х Каноны древнегерманского поэтического искусства рассматриваются в данной книге как инструмент формирования поэтического языка и как источник новой культурной информации. Отправной точкой для анализа служит хвалебная поэзия скальдов с ее строго регламентированными метрическими правилами и лексическими моделями. Метрика скальдов расматривается в книге как результат системной трансформации эддической метрики и своего рода лингвистический эксперимент, абсолютизирующий принцип условности языкового знака. «Утрата сыновей» Эгиля Скаллагримссона (X в.) и «Перечень Инглингов» Тьодольва Хвинского (IX в.) предстают в данном ракурсе как разнонаправленные жанровые ответвления от основного ствола скальдической поэзии, представляющие интерес для понимания заложенных в ней возможностей и требующие новых приемов текстологического анализа. Центральное место в книге занимает комментарий к «Утрате сыновей» — одному из самых знаменитых и трудных для истолкования скальдических произведений. Каноны древнегерманской поэзии рассматриваются в книге также в аспекте сравнительно-исторического языкознания. Исследованный автором материал древнеанглийского эпоса приводит к выводу, что влияние поэтической формы проявляется в диахроническом существовании слов культуры и вносит коррективы в методы их этимологического анализа. ББК 83.3(0)9 В оформлении переплета использован рисунок из исландской рукописи XVII века (AM 426 fol.): Эгиль Скаллагримссон I SBN 5 - 9551 - 0089 -X © О. А. Смирницкая, 2005 ббббббб © Языки славянских культур, 2005 9 785955 100890 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ От автора..............................................................................7 Предисловие........................................................................ 9 Поэтика и лингвистика скальдов 1. Соотношение между эддической и скальдической формой ................................................17 2. Языковая основа скальдической метрики ......................27 3. Метрические единицы скальдического стиха ................ 36 4. Дротткветт в перспективе метрической эволюции.......... 42 Эгиль Скаллагримссон. Утрата сыновей (Sonatorrek) Комментарий ................................................................... 49 Egill Skallagrimsson. Sonatorrek............................................57 Дополнения 1. Эгиль Скаллагримссон как первый исландский скальд ................................................... 89 2. Несколько замечаний в связи с комментариями Йоуна Хневиля Адальстейнссона к «Утрате сыновей» ................................................. 96 3. Название песни.......................................................100 4. «Утрата сыновей» (Пер. С. В. Петрова)...............102 «Перечень Инглингов» в освещении исторической поэтики 1. Постановка проблемы ...................................................107 2. Квидухатт как стихотворная форма............................... 119
Стр.6
6 Оглавление 3. Внутренние нечетные строки (3, 7, 11) и «агенсы смерти»........................................................126 4. Начальные нечетные строки (1, 5, 9) и имена Инглингов....................................................... 130 5. Четные строки и «предикаты смерти» ......................... 134 6. Личные формы глагола и «время предков» в «Перечне Инглингов»...............................................139 Дополнение. «Перечень Инглингов» (Пер. О. А. Смирницкой).......................................... 146 Слова культуры как предмет этимологического анализа ......................................... 153 Сокращения и список цитируемой литературы Издания древнегерманских памятников, справочные издания и словари................................169 Литература ..................................................................172
Стр.7