1
Методические
рекомендации
рассчитаны на практическое применение субъектами права законодательной
инициативы при
проведении законопроектной работы, работы по внесению изменений в законодательные акты, по
подготовке перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу. <...> 2
Цель Методических рекомендаций состоит в обеспечении
высокого качества законодательных актов путем соблюдения
единообразия в оформлении законопроектов и использовании
средств, правил и приемов законодательной техники. <...> Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. <...> Наименование должно быть точным, четким
и максимально информационно
1
Подготовлены в 2003 году: Главным Государственно-правовым управлением Президента РФ, Правовым
управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания
РФ, Правовым управлением Аппарата
Правительства РФ, Правовым управлением Аппарата Совета Федерации
Федерального Собрания РФ, Министерством юстиции РФ. <...> 2
Редакция журнала публикует (с сокращениями) в «Муниципальном праве» настоящие методические рекомендации в расчете на то, что они будут
использоваться и в муниципальных
образованиях при разработке и принятии муниципальных правовых актов.
насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы
исполнители могли по наименованию законодательного акта
определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать. <...> Законодательные
акты
со
сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. <...> Преамбула (введение) самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его
цели и задачи, но не является
обязательной. <...> Преамбула:
· не содержит самостоятельные
нормативные предписания;
· не делится на статьи;
· не содержит ссылки на другие
законодательные акты, подлежащие <...>
Методические_рекомендации_по_юридико-техническому_оформлению_законопроектов.pdf
НОРМОТВОРЧЕСТВО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЮРИДИКОТЕХНИЧЕСКОМУ
ОФОРМЛЕНИЮ ЗАКОНОПРОЕКТОВ1
Н
астоящие Методические рекомендации
составлены исходя
из отечественного опыта
законопроектной деятельности
последних десятилетий с учетом
практики работы в данной области
зарубежных стран.1
Методические рекомендации
рассчитаны на практическое применение
субъектами права законодательной
инициативы при
проведении законопроектной работы,
работы по внесению изменений
в законодательные акты, по
подготовке перечней законодательных
актов, подлежащих признанию
утратившими силу.2
Цель Методических рекомендаций
состоит в обеспечении
высокого качества законодательных
актов путем соблюдения
единообразия в оформлении законопроектов
и использовании
средств, правил и приемов законодательной
техники.
СТРУКТУРА
ЗАКОНОПРОЕКТА
1. Наименование законопроекта
отражает его содержание
и основной предмет правового
регулирования. Наименование
должно быть точным, четким
и максимально информационно
1 Подготовлены в 2003 ãîäó: Главным
Государственно-правовым управлением
Президента РФ, Правовым
управлением Аппарата Государственной
Думы Федерального Собрания
РФ, Правовым управлением Аппарата
Правительства РФ, Правовым управлением
Аппарата Совета Федерации
Федерального Собрания РФ, Министерством
юстиции РФ.
Согласованы: Комитетом Государственной
Думы Федерального Собрания
РФ по государственному строительству,
Комитетом Совета Федерации
Федерального Собрания РФ по
конституционному законодательству.
2 Редакция журнала публикует (с сокращениями)
в «Муниципальном праве»
настоящие методические рекомендации
в расчете на то, что они будут
использоваться и в муниципальных
образованиях при разработке и принятии
муниципальных правовых актов.
насыщенным, правильно отражать
предмет правового регулирования
с тем расчетом, чтобы
исполнители могли по наименованию
законодательного акта
определить его основное содержание,
легко запомнить, при необходимости
быстро отыскать.
Законодательные
акты со
сложными и неоправданно длинными
наименованиями загромождают
законодательство, затрудняют
систематизацию и понимание
законодательных актов. Особенно
они неудобны при ссылках
на них в других нормативных правовых
актах, актах применения
права, документах, статьях и т.д.
2. Преамбула (ââåäåíèå) –
самостоятельная часть законопроекта,
которая определяет его
цели и задачи, но не является
обязательной.
Преамбула:
· не содержит самостоятельные
нормативные предписания;
· не делится на статьи;
· не содержит ссылки на другие
законодательные акты, подлежащие
признанию утратившими
силу и изменению в связи с изданием
законодательного акта;
· не содержит легальные дефиниции;
·
не формулирует предмет регулирования
законопроекта;
· не нумеруется.
Преамбула предваряет текст
законопроекта.
Структурные единицы законопроекта
не могут иметь преамбулу.
3. Деление законопроекта
на структурные единицы упрощает
пользование им, улучшает
его внутреннее построение и
систематизацию, осуществление
ссылок, помогает быстро ориентироваться
в нормативном материале.
Употребляются
следующие
структурные
единицы законодательных
актов по нисходящей:
· ðàçäåë;
· ãëàâà;
· ñòàòüÿ.
Вводить структурную единицу
«раздел», если в законопроекте
нет глав, не следует.
Возможно деление крупных
систематизированных
законопроектов
(например, проектов
кодексов) на части, разделов на
подразделы, глав на параграфы.
4. Часть законопроекта:
обозначается словами:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ;
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
может иметь наименование:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
либо обозначаться (в кодексах)
следующим образом:
ОБЩАЯ ЧАСТЬ;
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Обозначение и наименование
части законопроекта печатаются
прописными буквами по центру
страницы одно под другим.
Наименование части законопроекта
печатается полужирным
шрифтом.
5. Ðàçäåë:
· имеет порядковый номер,
обозначаемый римскими цифрами;
·
имеет наименование.
Обозначение и наименование
раздела печатаются прописными
буквами по центру страницы одно
под другим.
Наименование раздела печатается
полужирным шрифтом.
Пример:
РАЗДЕЛ I
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И
ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА
6. Подраздел:
· имеет порядковый номер,
обозначаемый римскими цифрами;
·
имеет наименование.
Обозначение подраздела печатается
с прописной буквы и
абзацного отступа.
Наименование подраздела печатается
с прописной буквы полужирным
шрифтом в одну строку
с обозначением номера подраздела,
после которого ставится
точка.
Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов
31
Стр.1