Деменкова1
О НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
С
тановление1 системы межбюджетных
отношений
в
Российской Федерации, складывавшееся с 1994 года в направлении перехода от индивидуального согласования объемов финансовой
помощи
субъектам
Российской Федерации и муниципальным образованиям к единым правилам распределения ее
на формализованной основе, не
привела к решению принципиальных задач по поводу распределения общественных финансов. <...> Так, действующее законодательство не содержало базового
элемента системы межбюджетных отношений четкого разграничения полномочий и ответственности между органами власти
разных уровней по осуществлению бюджетных расходов (расходных полномочий), не были
обоснованы и закреплены расходные полномочия для каждого
уровня бюджетной системы. <...> Широкая сфера расходов была отнесена к сфере «совместного»
финансирования, в результате
чего происходило размывание
ответственности за предоставление значительной части общественных услуг. <...> При этом обычной была практика регламентации бюджетных расходов, финансируемых из региональных и
местных бюджетов, нормативными правовыми актами федерального уровня, действовало множество централизованно установленных натуральных и финансовых норм. <...> На региональные и
особенно местные бюджеты федеральным
законодательством
были возложены многочисленные социальные обязательства,
так называемые «федеральные
мандаты», не обеспеченные источниками финансирования. <...> 1 Деменкова Анастасия Викторовна,
Советник
Председателя
Счетной палаты Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа по правовым вопросам, соискатель ученой степени кандидата
юридических наук. <...> 48
Такой пробел в нормативноправовом регулировании межбюджетных отношений как отсутствие схемы разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы, не позволял
органам государственной власти
субъектов <...>
О_наделении_органов_местного_самоуправления_отдельными_государственными_полномочиями.pdf
А. Деменкова1
О НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
С
тановление1 системы межбюджетных
отношений в
Российской Федерации, складывавшееся
с 1994 года в направлении
перехода от индивидуального
согласования объемов финансовой
помощи субъектам
Российской Федерации и муниципальным
образованиям к единым
правилам распределения ее
на формализованной основе, не
привела к решению принципиальных
задач по поводу распределения
общественных финансов.
Так, действующее законодательство
не содержало базового
элемента системы межбюджетных
отношений – четкого разграничения
полномочий и ответственности
между органами власти
разных уровней по осуществлению
бюджетных расходов (расходных
полномочий), не были
обоснованы и закреплены расходные
полномочия для каждого
уровня бюджетной системы. Широкая
сфера расходов была отнесена
к сфере «совместного»
финансирования, в результате
чего происходило размывание
ответственности за предоставление
значительной части общественных
услуг. При этом обычной
была практика регламентации
бюджетных расходов, финансируемых
из региональных и
местных бюджетов, нормативными
правовыми актами федерального
уровня, действовало множество
централизованно установленных
натуральных и финансовых
норм. На региональные и
особенно местные бюджеты федеральным
законодательством
были возложены многочисленные
социальные обязательства,
так называемые «федеральные
мандаты», не обеспеченные источниками
финансирования.
1 Деменкова Анастасия Викторовна,
Советник Председателя
Счетной палаты Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа
по правовым вопросам, соискатель
ученой степени кандидата
юридических наук.
48
Такой пробел в нормативноправовом
регулировании межбюджетных
отношений как отсутствие
схемы разграничения полномочий
между уровнями бюджетной
системы, не позволял
органам государственной власти
субъектов Российской Федерации
и особенно органам местного
самоуправления обеспечить
сбалансированность бюджетов и
вынуждал их проводить политику
выборочного или частичного исполнения
возложенных обязательств
с накоплением (в том
числе за счет заимствований)
безнадежной задолженности.
Государство в лице своих органов,
в частности Правительства
Российской Федерации, в
решении проблемы реформирования
межбюджетных отношений
проявляет достаточно последовательный
подход, о чем свидетельствуют
принимаемые, начиная
с 1998 ãîäà, программные
нормативные правовые акты:
1. Концепция реформирования
межбюджетных отношений в
Российской Федерации в 1999–
2001годах, утвержденная Постановлением
Правительства от 30
июля 1998 года ¹8622;
2. Программа развития бюджетного
федерализма в Российской
Федерации на период до
2005 года, утвержденная Постановлением
Правительства от 15
августа 2001 года ¹5843.
Ключевой задачей реформы
межбюджетных отношений стало
предоставление органам государственной
власти субъектов
2 Постановление Правительства
Российской Федерации от 30 июля
1998 года ¹862 «Î Концепции
реформирования межбюджетных
отношений в Российской Федерации
в 1999–2001 ãîäàõ» // СЗ ÐÔ.
1998. ¹32. Ñò.3905.
3 Постановление Правительства
Российской Федерации от 15 августа
2001 года ¹584 «Î Программе
развития межбюджетного федерализма
в Российской Федерации на
период до 2005 ãîäà» // СЗ ÐÔ.
2001. ¹34. Ñò.3503.
Российской Федерации и органам
местного самоуправления
реальных расходных полномочий,
сбалансированных с финансовыми
ресурсами. В целях решения
указанной задачи оба целеполагающих
документа содержат
концептуальные предложения
по разграничению полномочий
между органами власти и
управления разных уровней.
Схема распределения расходных
обязательств, предложенная в
пункте 3.1. Концепции реформирования
межбюджетных отношений
в Российской Федерации в
1999–2001ãîäàõ, нашла нормативное
закрепление в редакции статей
84–87 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, действовавших
до 1 января 2005 ãîäà.
Предложенный Программой
развития бюджетного федерализма
в Российской Федерации
до 2005 года подход предполагал
следующие существенные
изменения в разграничении расходных
полномочий между уровнями
бюджетной системы:
– обеспечение финансовыми
средствами социальных выплат и
льгот отдельным категориям
граждан, установленных федеральными
законами, в основном
за счет средств федерального
бюджета при их возможном финансировании
(возмещении) из
бюджетов субъектов Российской
Федерации за счет выделяемых
на эти цели из федерального
бюджета субвенций и субсидий;
– передача расходных полномочий
по начальному профессиональному,
а также части
среднего профессионального и
высшего образования (за исключением
учебных заведений федерального
или межрегионального
значения) органам субъектов
Российской Федерации;
– завершение перевода финансовых
обязательств по профессиональным
(ведомственным)
льготам учреждениям и
организациям, находящимся в
ведении федеральных органов
власти, в федеральный бюджет;
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹1/2006 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1