Комитет Государственной Думы РФ
по вопросам местного самоуправления
ОТВЕТ НА ВОПРОС ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МСУ В ЗАТО
Вопрос Администрации Камчатской области: <...> Согласно положению части 1 статьи 80 № 131ФЗ закрытые административно-территориальные
образования (ЗАТО) являются городскими округами. <...> В соответствии с нормой части 2 статьи 80 особенности осуществления местного самоуправления
в ЗАТО устанавливаются федеральным законом. <...> В настоящее время таким федеральным законом
является Закон РФ О ЗАТО. <...> В соответствии с изменениями, внесенными в указанный Закон Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122ФЗ и вступающими в силу с 1 января 2006 года
структура, порядок формирования, полномочия и
ответственность органов местного самоуправления
городского округа определяются в соответствии
с законодательством по вопросам местного самоуправления с учетом особенностей, установленных указанным Законом. <...> Вместе с тем Закон
РФ О ЗАТО не содержит положений, регулирующих особенности осуществления местного
самоуправления в ЗАТО. <...> Вышеуказанные нормы статьи 80 № 131-ФЗ в
настоящее время не действуют, так как статья 80
вступает в силу с 1 января 2006 года. <...> Однако в соответствии с положениями вступившей в силу статьи 85 указанного Федерального
закона органы государственной власти субъектов
РФ до 1 января 2005 года устанавливают границы
муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа,
муниципального района, затем в течении периода
до вступления в силу № 131-ФЗ в целом выполняют ряд последующих требований по реализации
норм части 1 статьи 85 главы 12 Переходные положения. <...> Указанные положения носят императивный характер и не содержат каких-либо оговорок в
отношении закрытых административно-территориальных образований. <...> Органы местного самоуправления в соответствии
с положениями части 8 статьи 85 указанного Федерального <...>
Ответ_на_вопрос_об_особенностях_осуществления_МСУ_в_ЗАТО.pdf
Комитет Государственной Думы РФ
по вопросам местного самоуправления
ОТВЕТ НА ВОПРОС ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МСУ В ЗАТО
Вопрос Администрации Камчатской области:
1. Согласно положению части 1 статьи 80 ¹ 131ÔÇ
закрытые административно-территориальные
образования (ЗАТО) являются городскими округами.
В соответствии с нормой части 2 статьи 80 особенности
осуществления местного самоуправления
в ЗАТО устанавливаются федеральным законом.
В настоящее время таким федеральным законом
является Закон РФ “О ЗАТО”. В соответствии с изменениями,
внесенными в указанный Закон Федеральным
законом от 22 августа 2004 года ¹ 122ÔÇ
и вступающими в силу с 1 января 2006 года
структура, порядок формирования, полномочия и
ответственность органов местного самоуправления
городского округа определяются в соответствии
с законодательством по вопросам местного самоуправления
с учетом особенностей, установленных
указанным Законом. Вместе с тем Закон
РФ “О ЗАТО” не содержит положений, регулирующих
особенности осуществления местного
самоуправления в ЗАТО.
Вышеуказанные нормы статьи 80 ¹ 131-ÔÇ в
настоящее время не действуют, так как статья 80
вступает в силу с 1 января 2006 ãîäà.
2. Однако в соответствии с положениями вступившей
в силу статьи 85 указанного Федерального
закона органы государственной власти субъектов
РФ до 1 января 2005 года устанавливают границы
муниципальных образований и наделяют соответствующие
муниципальные образования статусом городского,
сельского поселения, городского округа,
муниципального района, затем в течении периода
до вступления в силу ¹ 131-ФЗ в целом выполняют
ряд последующих требований по реализации
норм части 1 статьи 85 главы 12 “Переходные положения”.
Указанные положения носят императивный
характер и не содержат каких-либо оговорок в
отношении закрытых административно-территориальных
образований.
Органы местного самоуправления в соответствии
с положениями части 8 статьи 85 указанного Федерального
закона также обязаны осуществить ряд
действий по обеспечению реализации положений
¹ 131-ÔÇ. В частности, согласно пункту 2 части 8
статьи 85 органы местного самоуправления до 1
июля 2005 года приводят в соответствие с требованиями
данного Федерального закона уставы муниципальных
образований и другие нормативные
акты органов местного самоуправления. С позиций
правовой логики приведению уставов и иных
нормативных актов органов местного самоуправления
в соответствие с положениями
-
¹ 131-ФЗ должно предшествовать наделение
муниципальных образований соответствующим
статусом и установление границ таких муниципальных
образований.
К тому же в указанной вступившей в силу со дня
официального опубликования Федерального закона
главе 12 “Переходные положения” отсутствуют
нормы, оговаривающие какие-либо особенности в
процессе обеспечения реализации требований
¹ 131-ÔÇ на территориях ÇÀÒÎ.
На основании вышеизложенного прошу разъяснить
пределы правомочий органов государственной
власти субъектов РФ в обеспечении реализации
положений ¹ 131-ФЗ на территориях ЗАТО в период
до вступления в силу указанного Федерального
закона.
Ответ: Органы государственной власти субъектов
РФ в части решения вопросов установления статуса
ЗАТО вправе осуществлять тот объем полномочий,
который установлен законодательством РФ.
Принимая во внимание тот факт, что вся территория
ЗАТО с даты вступления в силу положений
статьи 80 Федерального закона от 06.10.2003 ã.
¹ 131 “Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ” (далее – Федеральный закон)
и новой редакции статьи 1 Закона РФ “О ЗАТО”,
будет являться территорией муниципального
образования со статусом городского округа, органам
государственной власти субъектов РФ следует
в нормативно-правовых актах, устанавливающих
статус муниципальных образований на территории
субъекта РФ, отразить что, действующие на территории
субъекта РФ ЗАТО приобретают статус городского
округа.
Кроме этого, органам государственной власти
субъектов РФ в сроки, установленные Федеральным
законом, следует обеспечить организацию на территории
ЗАТО процесса приведения действующей системы
органов местного самоуправления в соответствие
с требованиями Федерального закона.
Сообщаем также, что учитывая необходимость
доработки отдельных положений законодательства
РФ в части регулирования вопросов организации
местного самоуправления на территории ЗАТО,
формирования и исполнения их бюджетов, депутатами
Комитета Государственной Думы по вопросам
местного самоуправления создана рабочая группа,
деятельность которой будет направлена на подготовку
предложений по совершенствованию федерального
законодательства, регулирующего вопросы
ЗАТО.
Источник:
http://www.duma.gov.ru/localcom/vopros-otvet.htm
66
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРАВО N¹1/2005 КОНСУЛЬТАЦИЯ
Стр.1