Биографическая библиотека Флорентия Павленкова
Биографический очерк А. Н. Анненской
ЖОРЖ САНД.
ЕЕ ЖИЗНЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Оригинал здесь: СГГА.
Введение
Жорж Санд принадлежит одно из почетнейших мест среди представителей французского
романтизма. Ее литературная деятельность обнимает почти полстолетия. Начало этой деятельности
совпадает с расцветом направления, явившегося на смену классического, конец - с торжеством
натурализма.
Основной чертой французского романтизма был протест: во внешней форме - протест против
псевдоклассицизма, против стеснительных правил поэзии, завещанных "образцовыми" писателями XVII
века; во внутреннем содержании - протест против устарелых идей и вековых предрассудков. Этот дух
протеста,- протеста во имя права человеческой личности на счастье и свободное развитие,- пронизывает
все романы Жорж Санд.
"У Жорж Санд нет ни любви, ни ненависти к привилегированным сословиям,- пишет Белинский,
разбирая один из ее романов,- нет ни благоговения, ни презрения к низшим слоям общества; для нее не
существуют ни аристократы, ни плебеи; для нее существует только человек,- и она находит человека во
всех сословиях, во всех слоях общества, любит его, сострадает ему, гордится им и плачет о нем. Но
женщина и ее отношения к обществу, столь мало оправдываемые разумом, столь много основывающиеся
на предании, предрассудках, эгоизме мужчин,- эта женщина наиболее вдохновляет поэтическую
фантазию Жорж Санд и возвышает до пафоса благородную энергию ее негодования к легитимированной
насилием невежества лжи, ее живую симпатию к угнетенной предрассудками истине. Жорж Санд есть
адвокат женщины, как Шиллер был адвокат человечества".
Женщина представлялась ей страдающей под двойным гнетом и общественных предрассудков, и
семейного деспотизма. Она не видела для нее возможности какой-либо общественной деятельности,
активной борьбы против существующего зла, и главным мотивом, исчерпывающим всю ее жизнь, ставила
любовь.
Любви Жорж Санд придает особое, идеальное значение. Любовь, по ее понятиям, не просто
чувственная страсть, физическое стремление одного пола к другому, она заключает в себе божественную
сущность, она тождественна вдохновению, религиозному экстазу. Поэтому она должна быть свободна, не
может подчиняться никаким стеснениям. В этой независимости заключается ее культурное значение, так
как она презирает все общественные предрассудки, уравнивает всех людей, объединяет их во имя
высшего идеала. Противиться ей, бороться с нею - значит идти против воли Провидения. Естественным
выводом из этого высокого понятия о любви являются все те антисемейные и революционные идеи, все те
потрясения общественных устоев, которые приводили в ужас противников Жорж Санд.
Строгие моралисты вопили о безнравственности, о разрушении семьи; в ответ на это Жорж Санд
говорила им: "Не нарушение супружеской верности делает женщину безнравственной, а ложь и обман".
"Настоящая семья должна быть основана на взаимном уважении и честной искренности, а не на
притворстве и лицемерии". "Та любовь, которая нас возвышает, которая внушает нам хорошие мысли и
чувства, может быть названа благородной страстью, а та любовь, которая делает нас низкими,
эгоистичными и мелочными, есть дурная страсть. Каждая страсть законна или преступна, смотря по тому,
каковы ее последствия, хотя официальное общество, которое нельзя признать верховным судьей над
человечеством, часто узаконивает дурную страсть и осуждает хорошую".
Романы Жорж Санд переносят нас в особый мир, где на первом плане стоят уважение к личности,
геройское самоотвержение, страстная любовь, а все материальные интересы, все расчеты честолюбия,
корыстолюбия и тщеславия представляются чем-то низменным и презренным. Напрасно стали бы мы
Стр.1