А.В. Афонина, проректор по научно-исследовательской деятельности,
кандидат психологических наук, доцент (АУ «Институт развития образования Ивановской области») <...> Методика преподавания психологии в
средних учебных заведениях: Учебно-методическое пособие. <...> В пособии описываются основы учебно-методической работы в
школе, рассматриваются методические проблемы проведения уроков по психологии, особенности самоорганизации деятельности преподавателя психологии. <...> Методика преподавания психологии как научная область … <...> Работа с категориальным аппаратом на занятиях по психологии… <...> Психологическая культура является
частью общей культуры, она вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека и его жизни. <...> В последнее время многими
учеными и психологами-практиками отмечается необходимость психологического образования подрастающего поколения, начиная со школьной скамьи. <...> Содержание данного пособия поможет сформировать представления об особенностях деятельности преподавателя психологии, овладеть знаниями, необходимыми для преподавания предмета «Психология» в средних
учебных заведениях, получить первоначальные методические умения и навыки. <...> Здесь подробно рассматривается многообразие методов
обучения психологии, таксономия учебных задач по психологии, система работы с психологическими понятиями, формы организации учебных занятий, самостоятельной работы и контроля знаний обучающихся, отрабатываются умения конструировать и анализировать учебные задания и занятия. <...> В четвертой главе предметом подробного изучения являются проблемы
профессиональной деятельности преподавателя психологии – функции преподавателя психологии на занятиях по психологии, трудности начала преподавательской деятельности и организация его деятельности при подготовке и проведении занятий. <...> К каждой теме предлагаются рекомендации для подготовки к семинарским
занятиям, конкретизирующие <...>
Методика_преподавания_психологии_в_средних_учебных_заведениях.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
И.В. Пшеничнова
Шуя 2012
1
Стр.1
УДК 371.214.46
ББК 4.265.88
П 93
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
университет»
Автор:
И.В. Пшеничнова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
ФГБОУ ВПО «ШГПУ»
Рецензенты:
А.В. Афонина, проректор по научно-исследовательской деятельности,
кандидат психологических наук, доцент (АУ «Институт развития образования
Ивановской области»)
Л.Ф. Капоченя, кандидат педагогических наук, доцент (ОГБОУ СПО
«Ивановский педагогический колледж»)
П 93. Пшеничнова И.В. Методика преподавания психологии в
средних учебных заведениях: Учебно-методическое пособие. / И.В.
Пшеничнова. – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. – 80 с.
Учебно-методическое пособие представляет собой изложение теоретических
и методических вопросов преподавания психологии в средних учебных
заведениях. В пособии описываются основы учебно-методической работы в
школе, рассматриваются методические проблемы проведения уроков по психологии,
особенности самоорганизации деятельности преподавателя психологии.
Материалы пособия включают в себя рекомендации для подготовки к семинарским
занятиям и самостоятельной работы, учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины. Предложенные в пособии вопросы и задания
направлены на развитие педагогического творчества, педагогической рефлексии
студентов, осознание ими процесса собственной учебной деятельности,
формирование положительного отношения к своей профессии.
Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения,
проходящих профессиональную подготовку по направлению 030300.62 Психология
и специальности 050706.65 Педагогика и психология.
© ФБОУ ВПО «ШГПУ», 2012
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… 4
Глава 1. Введение в методику преподавания психологии
1.1. Методика преподавания психологии как научная область …..….…. 6
1.2. История преподавания психологии в средней школе……………….. 14
Глава 2. Организация обучения психологии
2.1. Содержание, цели и задачи преподавания психологии в школе.. ….. 19
2.2. Принципы преподавания психологии ………………………………... 22
Глава 3. Методы и организационные формы обучения психологии
3.1. Таксономия учебных задач по психологии………………………….. 26
3.2. Методы обучения психологии ……………..…………………………. 32
3.3. Работа с категориальным аппаратом на занятиях по психологии….. 37
3.4. Урок как основная форма обучения психологии в школе ………….. 42
3.5. Лекционная форма обучения психологии …………………………… 47
3.6. Семинарские и практические занятия как формы обучения психологии
………………………………………………………………………… 52
3.7. Организация самостоятельной работы учащихся …………………… 57
3.8. Контроль, проверка и оценка знаний учащихся …………………….. 62
Глава 4. Проблемы профессиональной деятельности преподавателя
психологии
4.1. Преподаватель в учебном процессе ………………………………….. 67
4.2. Самоорганизация деятельности преподавателя психологии ….......... 70
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …. 77
3
Стр.3