Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

"Леонид Андреев. ""Дневник Сатаны""."

0   0
Первый авторНурмин
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID1652
Аннотация"О творчестве автора (Андреев Леонид Николаевич). Рецензия в журнале ""Красная новь"" за 1921 год."
Кому рекомендованоО творчестве автора
Нурмин. "Леонид Андреев. ""Дневник Сатаны""." : Очерк / Нурмин .— : [Б.и.], 1921 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/1652 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Оригинал находится здесь: http://WWW.ruthenia.ru/sOv1it/j/29.htm1 Сатана СЧЕЛ НУЖНЬЪМ ВОЧЕЛОВЕЧИТЬСЯ, ВЕДЕТ ЗЕМНУЮ ЖИЗНЬ И, КРОМЕ ТОГО, ВЕДЕТ ДНЕВНИК. <...> И НИСКОЛЬКО НЕ помогает этому то, что тема самая современная: в дневнике ни разу не упоминается "большевизм", но речь идет только о нем. <...> Вочеловечившийся сатана принимает вид американского миллиардера Вандергуда. <...> Вандергуд—Сатана попадает в виллу таинственной личности, некоего Магнуса, у которого "темные, почти без блеска, большие мрачные глаза", "наглый, неприличньй взгляд", — "нос красивый и сделанньй из мыслей и каких—то дерзких желаний" — и "руки: очень большие, очень белые, спокойные... ровно десять пальцев; ровно десять тонких, злых, умных мошенников"... <...> У Магнуса Вандергуд—Сатана влюбляется в Марию, неописуемой красоты, удивительно похожую на Мадонну. <...> Он жаждет игры, испить до дна кубок человеческой жизни. <...> Он предлагает Магнусу распоряжаться своими миллиардами, быть его руководителем в жизни. <...> Есть и средство взорвать человека: "надо обещать человеку чудо". <...> Теперь время иных чаяний и иных чудес. <...> Он обещал воскресение всем мертвым, я обещаю воскресенье всем живым... <...> Европа встревожена: ожидают войны, "но война, это — только преддверие в царство чуда". <...> Магнус обещает сделать это чрез две недели. <...> Чрез две недели происходит следующее: Магнус грабит Вандергуда; миллиарды оказываются всецело в руках Магнуса: Вандергуд — ниший. <...> Мадонна—Мария совсем не дочь Магнуса — а его любовница. <...> Менее всего она также похожа на Мадонну: она — проститутка с 14 лет, "продажная тварь". <...> Ночью — "вавилонский разврат", мертвьй сон, забвение, а утром "опять Мадонна". <...> Своими зубками она выгрызла всю мою бессмысленную веру и дала мне ясньй, твердый и непогрешимый взгляд на жизнь"... <...> Вообрази, что мир застыл на мгновение в полной неподвижности, и ты увидишь такую картину: вот чья—то улыбающаяся беззаботно голова, а над нею — занесенный, застывший топор. <...> BOT куча пороха, а вот падающая в порох искра. <...> BOT тяжелое <...>
Леонид_Андреев._Дневник_Сатаны..pdf
Нурмин. Леонид Андреев. "Дневник Сатаны". Нурмин. ЛЕОНИД АНДРЕЕВ. "ДНЕВНИК САТАНЫ". ГЕЛЬСИНГФОРС. КНИГОИЗД. "БИБЛИОН". 1921 г. 276 стр. Оригинал находится здесь: http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/29.html Сатана счел нужным вочеловечиться, ведет земную жизнь и, кроме того, страницы, наполненные длиннейшими и ведет дневник. Нужно сказать, довольно пространный и очень скучный. Местами с трудом преодолеваешь претенциозные утомительными рассуждениями и мертвящим схематизмом образов. И нисколько не помогает этому то, что тема самая современная: в дневнике ни разу не упоминается "большевизм", но речь идет только о нем. Вочеловечившийся сатана принимает вид американского миллиардера Вандергуда. Вместе с другим чортом, мистером Топпи, он едет в Рим. Близ Рима происходит крушение. Вандергуд-Сатана попадает в виллу таинственной личности, некоего Магнуса, у которого "темные, почти без блеска, большие мрачные глаза", "наглый, неприличный взгляд", - "нос красивый и сделанный из мыслей и каких-то дерзких желаний" - и "руки: очень большие, очень белые, спокойные... ровно десять пальцев; ровно десять тонких, злых, умных мошенников"... У Магнуса Вандергуд-Сатана влюбляется в Марию, неописуемой красоты, удивительно похожую на Мадонну. Она - дочь Магнуса. Вандергуд ищет применения своим миллиардам. Он жаждет игры, испить до дна кубок человеческой жизни. Мало-по-малу он вочеловечивается почти совсем, т.-е. живет как все люди. Он предлагает Магнусу распоряжаться своими миллиардами, быть его руководителем в жизни. Тот сначала отказывается, но потом после долгих колебаний дает согласие и начинает переводить состояние Вандергуда в золото. Магнус обещает ему Марию. Он молчалив, ничего не говорит о себе, но однажды он раскрывает свои планы Сатане. Нужно изобрести динамит, но особый, чтобы он имел "волю, сознание и глаза". Таким динамитом может стать человек. Нужно только кольнуть чем-то человека и он взорвется и взорвет мир. Есть и средство взорвать человека: "надо обещать человеку чудо". "Опять обман? Опять обман. Но не крестовые походы, не бессмертие на небе. Теперь время иных чаяний и иных чудес. Он обещал воскресение всем мертвым, я обещаю воскресенье всем живым... "Но мертвые не воскресли. А живые? " - Кто знает? - говорит Магнус. - Надо сделать опыт". Нужно сделать большой опыт. Европа встревожена: ожидают войны, "но война, это - только преддверие в царство чуда". Очарованный планами Магнуса, мистер Вандергуд предлагает "поскорей взорвать его". Магнус обещает сделать это чрез две недели. Чрез две недели происходит следующее: Магнус грабит Вандергуда; миллиарды оказываются всецело в руках Магнуса: Вандергуд - нищий. Мадонна-Мария совсем не дочь Магнуса - а его любовница. Менее всего она также похожа на Мадонну: она - проститутка с 14 лет, "продажная тварь". "Она умеет все". "Она глупа, как гусыня. Непроходимо глупа. Но хитра. Но лжива. Очень жадна к деньгам"... А роковое сходство с Мадонной? Но Магнус сам был обманут. "Это не женщина - это орел, который клюет мою печень". Ночью - "вавилонский разврат", мертвый сон, забвение, а утром "опять Мадонна". Впрочем, это было в прошлом. "Своими зубками она выгрызла всю мою бессмысленную веру и дала мне ясный, твердый и непогрешимый взгляд на жизнь"... Попутно Магнус, издеваясь над бедным одураченным Сатаной, угрожая выбросить его на улицу, развивает свою теорию о взрыве. " - Я, - говорит о себе Магнус, - вывод - знак равенства - итог - черта под рядом цифр. Ты можешь назвать меня Эрго, Магнус Эрго. "Они говорят: дважды два - я отвечаю: четыре. Ровно четыре. Вообрази, что мир застыл на мгновение в полной неподвижности, и ты увидишь такую картину: вот чья-то улыбающаяся беззаботно голова, а над нею - занесенный, застывший топор. Вот куча пороха, а вот падающая в порох искра. Но она остановилась и не падает. Вот тяжелое здание на единственной уже согнувшейся подпоре. Но все застыло - и подпора не ломается. Вот чья-то грудь, а вот чья-то рука, делающая пулю для этой груди. Разве это приготовил я? Я только беру рычажек и - раз! - двигаю его вниз. Топор опускается на смеющуюся голову и дробит ее... Искра падает в порох - и готово. Здание рушится... А я только надавил рычажек... Подумай: разве я
Стр.1