Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

О роли электронных библиотек в информационном пространстве вуза (80,00 руб.)

1   0
Первый авторАнтопольский Александр Борисович
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID157
АннотацияЭлектронные библиотеки в последние годы стали неотъемлемой частью всех форм культурных коммуникаций, в том числе образования. В настоящей статье кратко рассматривается состояние вузовских электронных библиотек в России и формулируются некоторые требования, специфические для этого типа информационных систем. Важной проблемой является также соотношение образовательных электронных библиотек с деятельностью традиционных библиотек, как непосредственно образовательных учреждений. так и других – научных и массовых.
Кому рекомендованоДля библиотекарей, студентов библиотечных вузов, факультетов информатизации.
Антопольский, А.Б. О роли электронных библиотек в информационном пространстве вуза / А.Б. Антопольский .— : [Б.и.] .— 7 с. — URL: https://rucont.ru/efd/157 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О роли электронных библиотек в информационном пространстве вуза Электронные библиотеки в последние годы стали неотъемлемой частью всех форм культурных коммуникаций, в том числе образования. <...> В настоящей статье мы попытаемся кратко рассмотреть состояние вузовских электронных библиотек в России и сформулировать некоторые требования, специфические для этого типа информационных систем. <...> Важной проблемой является также соотношение образовательных электронных библиотек с деятельностью традиционных библиотек, как непосредственно образовательных учреждений. так и других – научных и массовых. <...> Образовательные электронные библиотеки, прежде всего создаваемые в вузах, являются одним из самых распространенных типов ЭБ. <...> В Рунете они составляют около 25% от всех типов ЭБ, уступая по количеству лишь любительским ЭБ. <...> Другие обзоры и каталоги электронных библиотек и коллекций, либо создаваемых в образовательных учреждениях, либо используемых в учебном процессе, имеются на многочисленных Интернет сайтах. <...> Наиболее известные каталоги электронных образовательных коллекций и библиотек имеются в Едином окне доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/), Единой системе образовательных порталов во главе с Федеральным порталом «Российское образование» (http://www.edu.ru/), сайте Государственной научной педагогической библиотеки им <...> Значительное количество образовательных коллекций представлено в Реестре российских электронных библиотек и коллекций, который поддерживает НП ЭЛБИ (www.reestr.elibra.ru). <...> На недавней конференции «Электронные библиотеки России: управление и координация», прозвучал ряд докладов, посвященных образовательным электронным библиотекам, в том числе содержательный обзор состояния университетских электронных библиотек в России и за рубежом2. <...> Несомненно однако, что речь должна идти как минимум о сотнях коллекций, содержащих суммарно десятки и даже сотни тысяч информационных объектов <...>
О роли ЭБ в информационном пространстве вуза.pdf
А.Б. Антопольский Директор НП ЭЛБИ, д.т.н. О роли электронных библиотек в информационном пространстве вуза Электронные библиотеки в последние годы стали неотъемлемой частью всех форм культурных коммуникаций, в том числе образования. В настоящей статье мы попытаемся кратко рассмотреть состояние вузовских электронных библиотек в России и сформулировать некоторые требования, специфические для этого типа информационных систем. Важной проблемой является также соотношение образовательных электронных библиотек с деятельностью традиционных библиотек, как непосредственно образовательных учреждений. так и других – научных и массовых. Образовательные электронные библиотеки, прежде всего создаваемые в вузах, являются одним из самых распространенных типов ЭБ. В Рунете они составляют около 25% от всех типов ЭБ, уступая по количеству лишь любительским ЭБ. В работе1] приводится обзор зарубежных и российских электронных библиотек, создаваемых, прежде всего, в университетах и других высших учебных заведениях. Другие обзоры и каталоги электронных библиотек и коллекций, либо создаваемых в образовательных учреждениях, либо используемых в учебном процессе, имеются на многочисленных Интернет сайтах. Наиболее известные каталоги электронных образовательных коллекций и библиотек имеются в Едином окне доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/), Единой системе образовательных порталов во главе с Федеральным порталом «Российское образование» (http://www.edu.ru/), сайте Государственной научной педагогической библиотеки им К.Д. Ушинского (http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm) и др. Значительное количество образовательных коллекций представлено в Реестре российских электронных библиотек и коллекций, который поддерживает НП ЭЛБИ (www.reestr.elibra.ru). На недавней конференции «Электронные библиотеки России: управление и координация», прозвучал ряд докладов, посвященных образовательным электронным библиотекам, в том числе содержательный обзор состояния университетских электронных библиотек в России и за рубежом2. Тем не менее, следует констатировать, что у нас отсутствуют достоверные статистические данные о количестве российских электронных образовательных библиотек, их объеме и посещаемости. Это связано с отсутствием сколько-нибудь разработанной методики учета электронных коллекций, а также показателей их формирования и использования. Это приводит к разбросу оценок числа коллекций примерно в два раза. Несомненно однако, что речь должна идти как минимум о сотнях коллекций, содержащих суммарно десятки и даже сотни тысяч информационных объектов. Только в двух центральных образовательных электронных библиотеках - Едином окне доступа к образовательным ресурсам и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов представлено не менее 50 тыс. информационных объектов. Рассмотрим далее основные моменты проектирования, формирования и использования образовательных электронных библиотек (ОЭБ). Разработка концепции ОЭБ Первой проблемой, которую следует решать разработчикам, это вопрос о целесообразности разработки собственной информационной системы ОЭБ в образовательном учреждении. Важно понять что при этом необходимо реализовать ряд 1 А.Б.Антопольский, Т.В. Майстрович. Электронные библиотеки: принципы создания. Либерея, М., 2007 2 Палихина Н.А. Результаты мониторинга и основные рекомендации по вопросам развития электронных библиотек вузов. Доклад на второй Всероссийской научно-практической конференции «Электронные библиотеки России: управление и координация» (Москва, РГБ, 26-27 февраля 2008 г.) 1
Стр.1
технологических процессов: комплектование, ввод, хранение и страховое копирование, администрирование и др. Альтернативой является обеспечение удаленного доступа пользователей данного образовательного учреждения (учащихся, преподавателей, методистов, менеджеров и др.) к централизованным коллекциям, создаваемых на разных уровнях российской системы образования. Основными критериями для создания собственной ОЭБ можно считать следующие:  Наличие достаточного количества собственных создания и поддержки ОЭБ;  Наличие источников финансирования ОЭБ. Заметим, что наличие технических и технологических средств поддержки ОЭБ не является критическим: сейчас легко найти и возможности для бесплатного хостинга ОЭБ и открытое программное обеспечение для реализации ОЭБ. Очевидно, что дальнейшие рассуждения предназначены только для тех случаев, когда принимается положительное решение по созданию ОЭБ. Правовая поддержка ОЭБ Введение в действие 4-й части ГК РФ резко обострило ситуацию с ЭБ вообще и ОЭБ в частности. Хотя на самом деле основные положения авторского права остались без изменений, возросло внимание к проблемам авторского права со стороны администрации образовательных учреждений и правоохранительных органов. Всем памятна недавняя история с учителем пермской школы, обвиненным в использовании контрафактных программных средств. Нам известно несколько случаев замораживания работ по ОЭБ и даже закрытия уже существующих именно в связи с введением 4-й части ГК. Лично я убежден, что паника, возникшая по этому поводу, значительно преувеличивает реальную общественную опасность и вопросы охраны авторского права при создании ОЭБ вполне можно решать мирно и поэтапно, используя пусть и ограниченный спектр возможностей, которые предоставляет сегодняшнее законодательство. Подробное их рассмотрение требует специального разговора, поэтому кратко сформулируем основные тезисы. 1. Образовательные учреждения должны заключать лицензионные договора на представление в ОЭБ и в Интернет служебных произведений, права на которые принадлежат им. 2. Образовательные учреждения должны при финансировании информационно-библиотечной деятельности предусматривать средства для приобретения неисключительных прав на электронные версии произведений, необходимых в образовательном процессе. 3. Авторы произведений, предназначенных для целей образования, должны шире использовать механизмы передачи произведений в общественное достояние (типа инициативы открытых архивов) и по возможности не передавать издателям исключительные права. 4. Фонды, а также бюджетополучатели, финансирующие научнообразовательную деятельность, должны обязательно предусматривать обязанность грантополучателей обнародовать произведения, создаваемые при поддержке грантов, через доведение до всеобщее сведения. Также следует практиковать приобретение таких прав за счет бюджета и фондов на уже опубликованные произведения. 5. Электронные библиотеки должны шире использовать электронный обмен и электронную доставку документов для предоставления произведений в доступ в помещениях библиотек. 6. В ряде случаев допустимо включать в ОЭБ вместо текстов произведений ссылки на те ЭБ, в которых эти произведения легитимно доступны в режиме чтения, но не скачивания (технология ЛитРес). 2 документов образовательного учреждения, отсутствующих в централизованных коллекциях;  Наличие кадров, способных обеспечить технологические процессы
Стр.2