О роли электронных библиотек в информационном пространстве вуза
Электронные библиотеки в последние годы стали неотъемлемой частью всех
форм культурных коммуникаций, в том числе образования. <...> В настоящей статье мы
попытаемся кратко рассмотреть состояние вузовских электронных библиотек в России и
сформулировать некоторые требования, специфические для этого типа информационных
систем. <...> Важной проблемой является также соотношение образовательных электронных
библиотек с деятельностью традиционных библиотек, как непосредственно
образовательных учреждений. так и других – научных и массовых. <...> Образовательные электронные библиотеки, прежде всего создаваемые в вузах,
являются одним из самых распространенных типов ЭБ. <...> В Рунете они составляют около
25% от всех типов ЭБ, уступая по количеству лишь любительским ЭБ. <...> Другие обзоры и
каталоги электронных библиотек и коллекций, либо создаваемых в образовательных
учреждениях, либо используемых в учебном процессе, имеются на многочисленных
Интернет сайтах. <...> Наиболее известные каталоги электронных образовательных коллекций
и библиотек
имеются в Едином окне доступа к образовательным ресурсам
(http://window.edu.ru/),
Единой системе образовательных порталов во главе с
Федеральным порталом «Российское образование» (http://www.edu.ru/),
сайте
Государственной научной педагогической библиотеки им <...> Значительное количество
образовательных коллекций представлено в Реестре российских электронных библиотек и
коллекций, который поддерживает НП ЭЛБИ (www.reestr.elibra.ru). <...> На недавней
конференции «Электронные библиотеки России: управление и координация», прозвучал
ряд докладов, посвященных образовательным электронным библиотекам, в том числе
содержательный обзор состояния университетских электронных библиотек в России и за
рубежом2. <...> Несомненно однако, что речь должна идти как минимум о сотнях
коллекций, содержащих суммарно десятки и даже сотни тысяч информационных
объектов <...>
О роли ЭБ в информационном пространстве вуза.pdf
А.Б. Антопольский
Директор НП ЭЛБИ, д.т.н.
О роли электронных библиотек в информационном пространстве вуза
Электронные библиотеки в последние годы стали неотъемлемой частью всех
форм культурных коммуникаций, в том числе образования. В настоящей статье мы
попытаемся кратко рассмотреть состояние вузовских электронных библиотек в России и
сформулировать некоторые требования, специфические для этого типа информационных
систем. Важной проблемой является также соотношение образовательных электронных
библиотек с деятельностью традиционных библиотек, как непосредственно
образовательных учреждений. так и других – научных и массовых.
Образовательные электронные библиотеки, прежде всего создаваемые в вузах,
являются одним из самых распространенных типов ЭБ. В Рунете они составляют около
25% от всех типов ЭБ, уступая по количеству лишь любительским ЭБ. В работе1]
приводится обзор зарубежных и российских электронных библиотек, создаваемых,
прежде всего, в университетах и других высших учебных заведениях. Другие обзоры и
каталоги электронных библиотек и коллекций, либо создаваемых в образовательных
учреждениях, либо используемых в учебном процессе, имеются на многочисленных
Интернет сайтах. Наиболее известные каталоги электронных образовательных коллекций
и библиотек имеются в Едином окне доступа к образовательным ресурсам
(http://window.edu.ru/), Единой системе образовательных порталов во главе с
Федеральным порталом «Российское образование» (http://www.edu.ru/),
сайте
Государственной научной педагогической библиотеки им К.Д. Ушинского
(http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm) и др.
Значительное количество
образовательных коллекций представлено в Реестре российских электронных библиотек и
коллекций, который поддерживает НП ЭЛБИ (www.reestr.elibra.ru). На недавней
конференции «Электронные библиотеки России: управление и координация», прозвучал
ряд докладов, посвященных образовательным электронным библиотекам, в том числе
содержательный обзор состояния университетских электронных библиотек в России и за
рубежом2.
Тем не менее, следует констатировать, что у нас отсутствуют достоверные
статистические данные о количестве российских электронных образовательных
библиотек, их объеме и посещаемости. Это связано с отсутствием сколько-нибудь
разработанной методики учета электронных коллекций, а также показателей их
формирования и использования. Это приводит к разбросу оценок числа коллекций
примерно в два раза. Несомненно однако, что речь должна идти как минимум о сотнях
коллекций, содержащих суммарно десятки и даже сотни тысяч информационных
объектов.
Только в двух центральных образовательных электронных библиотеках - Едином
окне доступа к образовательным ресурсам и Единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов представлено не менее 50 тыс. информационных объектов.
Рассмотрим далее основные моменты проектирования, формирования и
использования образовательных электронных библиотек (ОЭБ).
Разработка концепции ОЭБ
Первой проблемой, которую следует решать разработчикам, это вопрос о
целесообразности разработки собственной информационной системы ОЭБ в
образовательном учреждении. Важно понять что при этом необходимо реализовать ряд
1 А.Б.Антопольский, Т.В. Майстрович. Электронные библиотеки: принципы создания. Либерея, М., 2007
2 Палихина Н.А. Результаты мониторинга и основные рекомендации по вопросам развития электронных
библиотек вузов. Доклад на второй Всероссийской научно-практической конференции «Электронные
библиотеки России: управление и координация» (Москва, РГБ, 26-27 февраля 2008 г.)
1
Стр.1
технологических процессов: комплектование, ввод, хранение и страховое копирование,
администрирование и др. Альтернативой является обеспечение удаленного доступа
пользователей данного образовательного учреждения (учащихся, преподавателей,
методистов, менеджеров и др.) к централизованным коллекциям, создаваемых на разных
уровнях российской системы образования.
Основными критериями для создания собственной ОЭБ можно считать следующие:
Наличие достаточного количества собственных
создания и поддержки ОЭБ;
Наличие источников финансирования ОЭБ.
Заметим, что наличие технических и технологических средств поддержки ОЭБ не
является критическим: сейчас легко найти и возможности для бесплатного хостинга
ОЭБ и открытое программное обеспечение для реализации ОЭБ.
Очевидно, что дальнейшие рассуждения предназначены только для тех случаев,
когда принимается положительное решение по созданию ОЭБ.
Правовая поддержка ОЭБ
Введение в действие 4-й части ГК РФ резко обострило ситуацию с ЭБ вообще и
ОЭБ в частности. Хотя на самом деле основные положения авторского права остались без
изменений, возросло внимание к проблемам авторского права со стороны администрации
образовательных учреждений и правоохранительных органов. Всем памятна недавняя
история с учителем пермской школы, обвиненным в использовании контрафактных
программных средств. Нам известно несколько случаев замораживания работ по ОЭБ и
даже закрытия уже существующих именно в связи с введением 4-й части ГК.
Лично я убежден, что паника, возникшая по этому поводу, значительно
преувеличивает реальную общественную опасность и вопросы охраны авторского права
при создании ОЭБ вполне можно решать мирно и поэтапно, используя пусть и
ограниченный
спектр возможностей, которые предоставляет сегодняшнее
законодательство. Подробное их рассмотрение требует специального разговора, поэтому
кратко сформулируем основные тезисы.
1.
Образовательные учреждения должны заключать лицензионные договора
на представление в ОЭБ и в Интернет служебных произведений, права на которые
принадлежат им.
2.
Образовательные учреждения должны при финансировании
информационно-библиотечной деятельности предусматривать средства для приобретения
неисключительных прав на электронные версии произведений, необходимых в
образовательном процессе.
3.
Авторы произведений, предназначенных для целей образования, должны
шире использовать механизмы передачи произведений в общественное достояние (типа
инициативы открытых архивов) и по возможности не передавать издателям
исключительные права.
4.
Фонды, а также бюджетополучатели, финансирующие научнообразовательную
деятельность, должны обязательно предусматривать обязанность
грантополучателей обнародовать произведения, создаваемые при поддержке грантов,
через доведение до всеобщее сведения. Также следует практиковать приобретение таких
прав за счет бюджета и фондов на уже опубликованные произведения.
5.
Электронные библиотеки должны шире использовать электронный обмен
и электронную доставку документов для предоставления произведений в доступ в
помещениях библиотек.
6.
В ряде случаев допустимо включать в ОЭБ вместо текстов произведений
ссылки на те ЭБ, в которых эти произведения легитимно доступны в режиме чтения, но
не скачивания (технология ЛитРес).
2
документов
образовательного учреждения, отсутствующих в централизованных коллекциях;
Наличие кадров, способных обеспечить технологические процессы
Стр.2