А.М. Саввин
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ
И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРЕМА КОУЗА. <...> В
статье
исследуются
проблемы
политической
практики
разграничения полномочий между уровнями власти и административнотерриториальной реформы в Российской Федерации с точки зрения
экономической теории права. <...> Действующее территориальное устройство Российской Федерации
сложилось
в
своеобразных
социально-экономических
условиях
и
в
настоящее время нуждается в модернизации. <...> Однако, изменение границ
субъектов является частью более широкой проблемы, разграничения
полномочий между различными уровнями публичной власти в нашей стране. <...> Разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами,
является одной из наиболее сложных и потому до конца не разрешенных
проблем федерализма ни на теоретическом, ни на практическом уровнях. <...> Так, вопрос о «подчинении» субъектов Российской Федерации центру в
начале нового тысячелетия остается малообъяснимым, ввиду того, что власть
регионов на первый взгляд сохранила ресурсы, которыми располагала и
ранее. <...> На самом же деле никакой «революции» не произошло, позитивное
взаимодействие центра и субъектов всегда являлось приоритетом российских
региональных элит. <...> 2
Можно
ли
отождествить
федеративное
государство
(субъект
федерации) с фирмой и применить для его анализа экономическую теорию
права? <...> Американская традиция предусматривает рассмотрение теории и
практики федерализма с позиций экономического подхода, но российская
правовая система - это не система общего права, поэтому требуется
творческое
приложение
достижений
классиков
к
российской
действительности. <...> Кроме того, буквальное отождествление федерации и
фирмы невозможно, поскольку фирма нацелена на максимизацию прибыли, а
перед государством стоят более разнообразные задачи. <...> Во-вторых,
государственное
образование можно рассматривать как некий мнимый субъект, считая, что
реально существует только элита <...>