ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ХЛОРИД- И НИТРАТ-ИОНОВ В АЭРОЗОЛЯХ Г.АРХАНГЕЛЬСКА Чагина Н.Б., Тищенко О.Н., Шишикина А.Н. <...> Поморский государственный университет Атмосферный воздух загрязняется путем привнесения в него или образования в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих нормативы качества или уровня естественного содержания. <...> В последние годы содержание в воздухе российских городов и промышленных центров таких вредных примесей, как взвешенные вещества, сульфаты существенно уменьшилось, так как со спадом производства сократилось число промышленных выбросов, а концентрации хлорид-ионов и азот-содержащих соединений выросли в связи с ростом парка автомобилей (Юсфин, 2002). <...> Вообще, поступление хлорид-ионов ионов в атмосферу обусловлено путем механического и физического испарения с поверхности морей и океанов, выдуванием солей из почв, солончаков и горных пород. <...> Антропогенными источниками хлоридов являются некоторые производства (пр-во пропиленоксида, металлического алюминия, мин.удобрений), сжигание каменного угля, сельскохозяйственная деятельность, а так же применение эксплуатационными службами города в зимнее время для предупреждения и устранения гололеда на дорогах технической соли и других хлорсодержащих реагентов (Якубов, 1996). <...> Естественными источниками соединений азота в атмосфере являются процессы денитрификации в почве, лесные пожары, грозовые разряды, при которых образуется монооксид NO, окисляющийся затем в диоксид NO2. <...> Основным антропогенным источником оксидов азота (NO и NO2) являются процессы высокотемпературного сгорания различных видов топлива (природного газа, угля, бензина, мазута) на тепловых электростанциях, промышленных установках и в автомобильных двигателях. <...> Количество образовавшегося NOx в выбросах зависит не только от содержания примесей в топливе, но и от температуры в зоне сжигания. <...> При сжигании одного и того же количества топлива на теплоэлектростанциях <...>