ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 2(27) 2009
Редакционная коллегия:
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук
доктор биологическихих наук, профессор,
ректор ГОО ВПО НГПУ
доктор философских наук, профессор
доктор физико-математических наук,чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор,
академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук, профессор
(Карлов университет, Чехия)
доктор философских наук, чл.-кор. РАО,
заместитель председателя Комитета
по образованию Государственной Думы РФ
академик РАН, президент
Российского философского общества
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
СОДЕРЖАНИЕ
ISSN 1811–0916
Учредители:
Научно-исследовательский
институт
философии образования
Новосибирского
государственного
педагогического
университета;
Институт философии
и права СО РАН
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
Высшей
аттестационной
комиссией для
публикации
основных научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал включен
в российский индекс
научного цитирования
Свидетельство
ПИ ¹ 77-12553
© НИИ ФО
ÍÃÏÓ, 2009
.................................................................................... 3
Раздел I. НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАВО:
ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Князев Н. А., Корольчук О. И. (Красноярск). Актуальные аспекты
взаимодействия образования и науки как социальных целостностей ....... 5
Пушкар¸ва Е. А. (Новосибирск). О специфике современной
интеграции образования и íàóêè.................................................................. 12
Наливайко А. В., Панарин В. И. (Новосибирск). О современной
специфике развития отечественного образования ................................. 17
Бегалинова М. С. (Алматы, Казахстан). Современная специфика
философского осмысления проблем современного образования ....... 24
Михайлова Е. Н. (Новосибирск). Проблемы предупреждения
правового нигилизма в системе образования ........................................... 31
Мельникова Т. В. (Красноярск). Проблема определения понятия
«юридическое ëèöî» ........................................................................................ 36
Раздел II. ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Конюхова Е. Т. (Новокузнецк), Т. В. Конюхова (Томск). Инновационные
технологии и проблема успешности будущего специалиста ... 42
Иващенко В. И. (Самара). Проектно-технологическое мышление
как инструмент социализации специалиста ............................................. 46
Шматков Р. Н. (Новосибирск). Образовательные технологии
и проблемы инновационного образования ................................................. 52
Ванеева Т. А. (Новосибирск). Социальная кооперация
и результативность коллективного труда ................................................. 58
Кутырев В. А. (Нижний Новгород). Образование или программирование? .... 64
Хомченко Ò. Â., Круне Í. È., Беленок È. Ë. (Íîâîñèáèðñê).
Роль дистанционного образования в формировании
информационной компетентности .............................................................. 70
Абдакимова Д. А. (Астана, Казахстан). Масс-медиа как инструмент
внедрения гиперреальности, или Требования постмодерна ................. 78
Антонов К. А. (Новосибирск). Социологическая экспертиза взаимодействия
органов региональной власти и СМК ....................................... 83
Раздел III. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИИ
Колбек Дж. (Великобритания). Поверить вместе с Алисой в шесть
невозможных вещей ........................................................................................ 91
Хикман Л. А. (Силиконовая долина, США). Преподавание религии
в глобальной культуре ..................................................................................... 96
1
Í.
В
.
Наливайко
À. Ä. Герасев
Â.
À.
А. Жафяров
Æ.
Дмитриенко
.
Â.
А. А. Корольков
П
В. И. Паршиков
Á.
Н. Пелцова
Î.
Лепин
Í.
Смолин
Â.
Î.
Майер
Ñ.
Степин
Â.
Â.
Целищев
Я. С. Турбовской
À.
Н
.
Н
.
Чумаков
Ì.
Слово главного редактора
Чуринов
Стр.1
Философия образования
Дубровин Ю. И. (Новосибирск). Основные направления современных
административно-государственных реформ в Германии .................... 105
Раздел IV. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В КОНТЕКСТЕ
ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Иванова В. А. (Барнаул). О логических основаниях семиотического
исследования языка науки ........................................................................... 113
Ануфриева Д. Ю. (Новосибирск). Образование в аспекте
философии герменевтики ............................................................................ 119
Сокол Ë. Ñ. (Íîâîñèáèðñê). Отражение времени в языке ..................... 124
Демина Е. В. (Новосибирск). Феномен качественных различий
языковых способностей ÷åëîâåêà: философский анализ .................... 131
Шевченко О. Г. (Новосибирск). Гипотетическое знание и категория
возможного ...................................................................................................... 136
Крюков В. В., Шилов В. И.(Новосибирск). Общение как основная
функция языка ................................................................................................. 142
Раздел V. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В ПСИХОЛОГО-ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ
Бакурадзе А. Б. (Москва) Человек и современная социальная
организация ...................................................................................................... 148
Яковлева И. В. (Усть-Илимск). Современное образование
и формирование творческой èíäèâèäóàëüíîñòè.................................... 155
Слепцов А. И. (Покровск). Творческая самореализация личности
в исследовательской деятельности ........................................................... 162
Третьякова Г. А. (Красноярск). О психологической сущности
ценностных ориентаций личности ............................................................ 169
Наливайко Н. В. (Новосибирск). О формировании концепции
философии воспитания ................................................................................. 176
Базарова Т. С. (Улан-Удэ). Социальное творчество как личностная
характеристика будущего социального работника ............................... 182
Седов В. П. (Магнитогорск). Образование и духовная
самостоятельность ......................................................................................... 192
Косенко Ò. Ñ., Наливайко Í. Â., Панарин Â. È. (Íîâîñèáèðñê).
Глобализация и вопросы специфики формирования современной
системы воспитания ...................................................................................... 197
Раздел VI. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ
ТЕОРИИ ПСИХОЛОГИИ
Куштым Е. А. (Челябинск). Образование как созидание
субъективного бытия и социальных отношений .................................... 204
Вотчин И. С., Шаравина Ю. Н. (Новосибирск). Моделирование
и определение содержания коммуникативного процесса .................. 211
Багно И. Г. (Омск). Возможность индивидульного в репродуктивной
технической деятельности .......................................................................... 219
Семаго М. М. (Москва). Структурная организация бытия и анализ
психического: триадическая ïàðàäèãìà................................................... 226
Дмитриева Н. В. (Новосибирск). Зависть и связанные с ней виды
психологических защит ................................................................................ 234
Серегин Г. М. (Новосибирск). Диагностика понимания
как составляющая диагностики качества обучения ............................. 242
Яровая Ю. Н. (Новосибирск). Психологические причины
мотивационного поведения человека ....................................................... 248
Раздел VII. ОБРАЗОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ
И КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАНИЯ
Нидерер Н. В. (Кустанай, Казахстан). Модель формирования этнокультурного
диалога субъектов полиэтнической образовательной среды .. 255
Байтуганов В. И. (Новосибирск). Философия культуры
как современная парадигма îáðàçîâàíèÿ.................................................. 262
Панова О. Б. (Томск). Коммуникативная онтология культуры и компетентность
преподавателя современного российского университета ....266
Бабошина Е. Б. (Курган). «Человек культуры» в социально-культурном
èçìåðåíèè................................................................................................. 273
Суздалова М. А. (Юрга). Социальное партнерство учреждений
профессионального образования ................................................................ 282
Минулина Н. А. (Новосибирск). Современные проблемы
воспитательного потенциала народной культуры ................................. 289
2
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
¹ 2(27) 2009
Издание
осуществлено
при финансовой
поддержке
международного
гуманитарного
общественного
фонда «Знание»
им. академика
Ê. Â. Фролова
¹ 165/ÏÃ от
28.11.2008
Редакторы
À. Ã. Ìàõîâà,
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
Ю. В. Пушкарев
Набор
Ò. Ñ. Косенко
Адрес редакции:
630126
Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
30.06.2009
Формат 70×108/16.
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 27.0 ë.
Ó÷.-èçä. 27.0 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Заказ ¹ 208
Издательство
СО РАН
630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Стр.2
СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Уважаемые читатели!
Настоящий номер журнала выходит в свет перед важным событием
в научно-философской жизни России – V Российским философским конгрессом
«Íàóêà. Философия. Îáùåñòâî» (25–28 августа 2009 ã.). Предыдущие
конгрессы проводились в столицах федеральных округов европейской
части страны – Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове,
Москве. Данный Российский философский конгресс состоится в Сибири
впервые.
Надеемся, что на конгрессе произойдет глубокое знакомство читателей
с философской мыслью, посвященной философскому анализу проблем
образования. Вопросы реформирования образования продолжают оставаться
предметом острых дискуссий, в том числе и на правительственном уровне.
Экспертным советом при правительственной комиссии по повышению
устойчивости российской экономики (под руководством первого вицепремьера
И. Шувалова) были выдвинуты новые предложения по реформированию
образования. Предложенные меры воистину революционны –
вплоть до отказа от бакалавриата и магистратуры: «бакалаврам, которые
в 2009 г. заканчивают учебу, предлагается предоставить возможность
продолжить обучение по магистерским программам. Выпускникам магистратур
– бесплатную возможность поступления в аспирантуры.
А для выпускников вузов, где сохранялся специалитет (непрерывная
“пятилетка”), предусмотрены программы дополнительного образования
на базе вузов». Предлагается ускорить перевод «вузов в форму автономных
учреждений (частичная потеря государственных гарантий
при увеличении коммерческих свобод) с тем, чтобы со временем они
могли увеличить доходы от платных услуг» [Коммерсант, ¹ 32, 21 февраля
2009 ã.]. На «Правительственном ÷àñå» в марте 2009 ã. министр образования
и науки А. Фурсенко подчеркнул, что большого внимания заслуживает
такой важный факт, как катастрофическое падение уровня образования
за последние 15 лет: «вряд ли кто будет отрицать, что такому
падению способствовали действия реформаторов, без серьезной оценки
их последствий <…> торопимся разрушить старое, не создав новое» [Парламентская
ãàçåòà, 27 марта 2009 ã., ñ. 6].
В настоящем номере журнала представлены статьи, посвященные анализу
образования в эпоху перемен, рассматривается специфика развития
системы образования в трансформирующихся обществах. В журнале
также присутствуют наши традиционные рубрики: «Образование в культуре
и культура образования», «Проблемы человека в философии образования»
и äð.
Многие проблемы, затронутые в этом номере, станут предметом анализа
в докладах и сообщениях ученых, участие которых планируется на
V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество».
В рамках этого конгресса мы организуем и проводим секцию «Философия
образования», симпозиум «Образование как стратегия развития со3
Стр.3
Философия образования
временной России», круглые столы «Философско-методологические проблемы
инновационного образования» и «Философия образования Востока–России–Запада,
проблемы формирования». Специально отметим, что
круглый стол «Философско-методологические проблемы инновационного
образования» проводится совместно с активно работающей «Межрегиональной
ассоциацией философов образования».
Мы надеемся, что предлагаемый номер журнала вызовет интерес у
читательской аудитории и даст импульс к продуктивному совместному
творчеству, продолжению активного сотрудничества.
С уважением,
главный редактор журнала
профессор Н. В. Наливайко
4
Стр.4