ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ
И ПСИХОКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Учебное пособие
Шуя 2010
ББК 88.484
УДК 616.89
Т 52
Печатается по решению редакционно-издательского
совета
ГОУ ВПО «Шуйский государственный
педагогический университет»
Под общей редакцией:
Карасевой Т.В. – д.м.н., профессора, зав. кафедрой здоровьесберегающих
технологий и адаптивной физической культуры ГОУ ВПО «Шуйский
государственный педагогический университет». <...> Данное учебное пособие рассматривает вопросы общей
психопатологии. <...> В пособие включены такие важные разделы как:
физиологические и психологические основы детской психопатологии;
симптомы и синдромы психических заболеваний; клинические и
психологические методы для исследования психически больных детей. <...> Особенности психопатологических симптомов у детей и
подростков……………………………………………………... <...> 3
51
51
52
53
54
55
57
61
68
68
71
74
75
76
78
82
ВВЕДЕНИЕ
В нашем пособии рассматриваются вопросы общей психопатологии,
которая представляет для студентов педагогических учебных заведений
достаточные затруднения, вследствие того, что это больше относится к
медицинской науке и без определенной подготовки по медицине
рассмотрение этих вопросов достаточно сложно. <...> История формирования детской психиатрии
История развития психиатрии детского и подросткового возраста в
целом повторяет историю развития общей психиатрии. <...> Вместе с тем в развитии детской психиатрии имеется ряд
особенностей,
которые
непосредственно
связаны
с
возрастной
физиологической, психологической и социальной спецификой детей и
подростков. <...> В.В.Ковалев (1995) в истории развития психиатрии детского и
подросткового возраста условно выделяет 5 периодов. <...> В первый период (конец XVIII - начало XIX века) допускалось, что в
детском возрасте возможно лишь слабоумие, «психически больные
(слабоумные) дети признавались нуждающимися лишь в призрении и
специальном воспитании». <...> Второй период, охватывающий первые две трети XIX века, характеризовался описанием <...>
Возрастная_психопатология_и_психоконсультирование.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Толстов С.Н., Толстова С.Ю., Руженская Е.В., Махов А.С.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ
И ПСИХОКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Учебное пособие
Шуя 2010
Стр.1
ББК 88.484
УДК 616.89
Т 52
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный
педагогический университет»
Под общей редакцией:
Карасевой Т.В. – д.м.н., профессора, зав. кафедрой здоровьесберегающих
технологий и адаптивной физической культуры ГОУ ВПО «Шуйский
государственный педагогический университет».
Рецензенты:
Нежкина Наталья Николаевна – д.м.н., профессор кафедры Физической
культуры, лечебной физической культуры и врачебного контроля ГОУ ВПО
«ИвГМА Федерального агентства по здравоохранению и социальному
развитию»
Васильева Татьяна Павловна - д.м.н., профессор, главный научный
сотрудник отдела охраны здоровья детей и медико-социальных
исследований
ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова
Росмедтехнологий».
Возрастная психопатология и психоконсультирование: Учебное
пособие/ С.Н. Толстов, С.Ю. Толстова, Е.В. Руженская, Махов А.С. – Шуя:
Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010 – 84 с.
Данное учебное пособие рассматривает вопросы общей
психопатологии. В пособие включены такие важные разделы как:
физиологические и психологические основы детской психопатологии;
симптомы и синдромы психических заболеваний; клинические и
психологические методы для исследования психически больных детей.
Материалы изложены с учетом возможности усвоения его
лицами, не имеющими медицинского образования, и могут быть
адресованы студентам и преподавателям педагогических вузов.
С.Н. Толстов, С.Ю. Толстова,
Е.В. Руженская, Махов А.С. 2010
ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
4
Введение…………………………………………………………………….
Глава I. Особенности детской психопатологии…………………………
1.1.История формирования детской психиатрии ……………….
1.2. Физиологические и психологические основы детской
психопатологии. Дизонтогенез ……………………………….
1.3. Этиология и патогенез психических расстройств в
детском возрасте………………………………………………
Глава II. Понятие психического заболевания…………………………..
Глава III. Симптомы психических заболеваний…………………………
3 .1. Расстройства ощущений, восприятия и представлений ……
3.2. Расстройства мышления………………………………………
3.3. Расстройства памяти…………………………………………..
3.4. Расстройства интеллекта………………………………………
3.5. Расстройства эмоций …………………………………………
3.6. Расстройства воли……………………………………………..
3.7. Расстройства внимания……………………………………….
3.8. Особенности психопатологических симптомов у детей и
подростков……………………………………………………...
Глава IV. Общие психопатологические синдромы……………………..
4.1. Невротические синдромы……………………………………..
4.2. Психопатические синдромы ………………………………….
4.3. Эмоциональные синдромы……………………………………
4.4. Кататонические синдромы……………………………………
4.5. Бредовые и галлюцинаторные синдромы……………………
4.6. Припадки……………………………………………………….
4.7. Слабоумие……………………………………………………..
Глава V. Понятие о психогениях и расстройствах личности…………...
5.1. Преморбидные типы личности………………………………
5.2. Расстройства личности……………………………………….
Глава VI. Психологические виды помощи………………………………
6.1.Психопрофилактика……………………………………………
6.2.Психокоррекция и ее виды…………………………………….
6.3.Психологическое консультирование…………………………
Библиография……………………………………………………………….
3
14
16
16
22
30
33
36
41
44
46
51
51
52
53
54
55
57
61
68
68
71
74
75
76
78
4
4
7
11
Стр.3