ФУНКЦИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА И ФОРМИРОВАНИЕ
НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ В ВУЗЕ <...> О. Н.Коломыцева
Россия, г. Орел
Орловский государственный технический университет
Без трех важнейших понятий — язык, культура и отечество, - трудно
представить себе единство народа, живущего в цивилизованной стране. <...> Само
слово культура (от. лат. cultura), обозначая определенный уровень достиже
ний в общественной, духовной и производственной жизни человеческого
общества, предполагает и необходимость действия — обработки и возделыва
ния того, что мы сейчас называем "полем культуры". <...> Язык как система знаков (орфографических, грамматических, лексиче
ских) принадлежит определенному общественному коллективу и составляет
важнейшую часть речевой деятельности, но не совпадает с ней. <...> Речь как
"индивидуальный акт воли и разума" говорящих предполагает, с одной сто
роны, "комбинации, в которых говорящий использует код языка с целью вы
ражения своей мысли" и, с другой стороны, "психофизический механизм, по
зволяющий ему объективировать эти комбинации". <...> Соответственно реально
существующим различиям между языком и речью необходимо разграничи
вать и понятия культура языка - культура речи. <...> Несмотря на то, что до XX в. в русистике не использовались термины
культура языка и культура речи, учение о стиле и содержании эффективной и
образцовой речи, ее основных качествах и свойствах существовало с давних
времен. <...> Формирование навыков этикетной речи - одна из главных задач совре
менной школы и вуза. <...> Этикетная речь соответствует определенным правилам
и принципам, принятым в обществе. <...> Она регламентирована словоупотребле
нием, характерным для конкретных ситуаций, которые связаны с различны
ми функциями языка. <...> В науке нет единства мнений о количестве и содержании функций
языка. <...> Говоря о функциях языка, мы имеем в виду те функции, которые при
сущи всякому акту речевой деятельности, то есть «первичные» функции, а
именно коммуникативную (предназначенность <...>
Функции_речевого_этикета_и_формирование_навыков_этикетной_речи_в_вузе_.pdf
ФУНКЦИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА И ФОРМИРОВАНИЕ
НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ В ВУЗЕ
О. Н.Коломыцева
Россия, г. Орел
Орловский государственный технический университет
Без трех важнейших понятий — язык, культура и отечество, - трудно
представить себе единство народа, живущего в цивилизованной стране. Само
слово культура (от. лат. cultura), обозначая определенный уровень достижений
в общественной, духовной и производственной жизни человеческого
общества, предполагает и необходимость действия — обработки и возделывания
того, что мы сейчас называем "полем культуры".
Язык как система знаков (орфографических, грамматических, лексических)
принадлежит определенному общественному коллективу и составляет
важнейшую часть речевой деятельности, но не совпадает с ней. Речь как
"индивидуальный акт воли и разума" говорящих предполагает, с одной стороны,
"комбинации, в которых говорящий использует код языка с целью выражения
своей мысли" и, с другой стороны, "психофизический механизм, позволяющий
ему объективировать эти комбинации". Соответственно реально
существующим различиям между языком и речью необходимо разграничивать
и понятия культура языка - культура речи.
Несмотря на то, что до XX в. в русистике не использовались термины
культура языка и культура речи, учение о стиле и содержании эффективной и
образцовой речи, ее основных качествах и свойствах существовало с давних
времен. Этим занималась древнейшая наука - риторика.
Формирование навыков этикетной речи - одна из главных задач современной
школы и вуза. Этикетная речь соответствует определенным правилам
и принципам, принятым в обществе. Она регламентирована словоупотреблением,
характерным для конкретных ситуаций, которые связаны с различными
функциями языка.
В науке нет единства мнений о количестве и содержании функций
языка. Говоря о функциях языка, мы имеем в виду те функции, которые присущи
всякому акту речевой деятельности, то есть «первичные» функции, а
именно коммуникативную (предназначенность языка для общения и сообщения),
логическую, или когнитивную (предназначенность языка для формирования
мысли, индивидуального и общественного сознания), аккумулятивную,
или кумулятивную (предназначенность языка для накопления, сохранения и
передачи социального, в том числе и национально-культурного опыта, знаний
о мире).
В принципе знаки речевого этикета могут быть рассмотрены в аспекте
каждой из вышеназванных функций, однако наиболее значимой для понимания
природы речевого этикета является коммуникативная функция и производные
от неё.
60
Стр.1