Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русский речевой этикет как средство формирования языковой личности

0   0
Первый авторКоломыцева Оксана Николаевна
ИздательствоОрелГТУ
Страниц117
ID151787
АннотацияПосвящена развитию культуры речи учащихся средствами русского речевого этикета в русле личностно ориентированого образования. В центре работы - разработка системы занятий, которые обеспечивают формирование готовности к использованию средств речевого этикета в устной и письменной речи учащихся, что будет содействовать развитию вербально-семантической и прагматико-мотивационной сферы языковой личности обучаемых, создаст дидактические и методические предпосылки для значительного повышения культуры речи школьников, для развития их способности продуцировать развернутые и связные высказывания с учетом содержания, цели и ситуации общения.
Кому рекомендованоПредназначена для выпускников средней школы, учащихся младших курсов вузов, может быть полезно молодым преподавателям и научным работникам, интересующимся вопросами речевого этикета.
ISBN978-5-93932-127-3
УДК[82.085:395](470+571)
ББК81.2–5:87.774
Коломыцева, О.Н. Русский речевой этикет как средство формирования языковой личности : [монография] / О.Н. Коломыцева .— Орел : ОрелГТУ, 2007 .— 117 с. — Библиогр.: с. 98-114 .— ISBN 978-5-93932-127-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/151787 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О.Н. Коломыцева РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ <...> О.Н. Коломыцева РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ Орел 2007 1 УДК 82.085:395](470+571) ББК 81.2–5:87.774 К61 Рецензенты: Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ОРАГС <...> Н.Т. Рожков К61 Коломыцева, О.Н. Русский речевой этикет как средство формирования языковой личности: монография / О.Н. Коломыцева. <...> Монография посвящена развитию культуры речи учащихся средствами русского речевого этикета в русле личностно ориентированного образования. <...> В центре работы – разработка системы занятий, которые обеспечивают формирование готовности к использованию средств речевого этикета в устной и письменной речи учащихся, что будет содействовать развитию вербально-семантической и прагматикомотивацион-ной сферы языковой личности обучаемых, создаст дидактические и методические предпосылки для значительного повышения культуры речи школьников, для развития их способности продуцировать развернутые и связные высказывания с учетом содержания, цели и ситуации общения. <...> Доказано, что введение факультативного курса «Развития культуры речи учащихся средствами речевого этикета» направлено на достижение более качественного уровня знаний по предмету «Русский язык», объединившего в себе традиции русского речевого этикета прошлого и настоящего. <...> Готовность учащихся к использованию языковых средств выражения вежливости в устной и письменной речи .... <...> С другой стороны, духовно-нравственный кризис общества, который охватывает и школу как один из социальных институтов, затрагивает во многом те компоненты народной культуры, какой является культура русского общения: русская приветливость, вежливость, речевой этикет. <...> Русский этикет и речевая культура <...>
Русский_речевой_этикет_как_средство_формирования_языковой_личности__[монография].pdf
УДК 82.085:395](470+571) ББК 81.2–5:87.774 К61 Рецензенты: Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ОРАГС В.А. Саляев, Кандидат педагогических наук, доцент ОрелГТУ Н.Т. Рожков К61 Коломыцева, О.Н. Русский речевой этикет как средство формирования языковой личности: монография / О.Н. Коломыцева. – Орел: ОрелГТУ, 2007. – 115 с. Монография посвящена развитию культуры речи учащихся средствами русского речевого этикета в русле личностно ориентированного образования. Актуальность проблемы в первую очередь связана с обновлением стандартов обучения – выработкой эффективных инновационных систем, как обучения, так и развития личностных качеств ребенка. В центре работы – разработка системы занятий, которые обеспечивают формирование готовности к использованию средств речевого этикета в устной и письменной речи учащихся, что будет содействовать развитию вербально-семантической и прагматикомотивацион-ной сферы языковой личности обучаемых, создаст дидактические и методические предпосылки для значительного повышения культуры речи школьников, для развития их способности продуцировать развернутые и связные высказывания с учетом содержания, цели и ситуации общения. В книге проведен комплексный анализ научной литературы, который позволил определить ведущее место образовательной области «Русский язык» в системе развития языковой личности. Доказано, что введение факультативного курса «Развития культуры речи учащихся средствами речевого этикета» направлено на достижение более качественного уровня знаний по предмету «Русский язык», объединившего в себе традиции русского речевого этикета прошлого и настоящего. Предназначена для выпускников средней школы, учащихся младших курсов вузов, может быть полезно молодым преподавателям и научным работникам, интересующимся вопросами речевого этикета. УДК 82.085:395](470+571) ББК 81.2–5:87.774 ISBN 978-5-93932-127-3 © ОрелГТУ, 2007 2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Введение ...................................................................................................... 4 ГЛАВА 1 Лингвистические основы формирования культуры речи учащихся .......................................................................................................... 7 § 1. Лингводидактическая концепция формирования языковой личности .................................................................................................. 8 § 2. Языковая личность как субъект обучения и развития .............. 21 § 3. Формирование лингвистической компетенции школьников на основе русского речевого этикета ................................................ 39 ГЛАВА 2. Диагностика уровня овладения русским речевым этикетом в устной и письменной речи учащихся ................................. 48 § 1. Задачи и методы констатирующего эксперимента .................... 48 § 2. Анализ использования языковых средств вежливости в устной и письменной речи учащихся. ............................................. 57 2.1. Структурно-функциональные различия между письменной и устной речью ............................................................ 57 2.2 Особенности использования формул речевого этикета в письменной и устной речи учащихся ........................................ 62 2.3. Функциональный контекст письменной речи учащихся ..... 72 2.4. Готовность учащихся к использованию языковых средств выражения вежливости в устной и письменной речи .... 78 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................ 94 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................... 98 3
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ