С.С.СЕДОВА
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
С ОСНОВАМИ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов специальности 050607.65 Педагогика и психология
Шуя 2009
УДК 376.3
ББК 74.3
C 28
Автор:
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО
«Шуйский государственный педагогический университет»
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и
акмеологии ГОУ ВПО «ШГПУ» <...> В учебном пособии раскрыта сущность и специфика развития, обучения и
воспитания лиц с особыми образовательными потребностями. <...> Пособие может быть полезно учителям, психологам, педиатрам, семейным
врачам, родителям, а также всем тем, кто специализируется в области оказания
психологической и социально-педагогической помощи лицам с особыми
образовательными потребностями. <...> Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями
2.1 Основы дидактики коррекционной педагогики
2.1.1 Принципы обучения в специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе…………….. <...> 3.2.1 Умственная отсталость: понятие, сущность, причины
нарушения интеллектуального развития у детей …………………………………….. <...> 66
3.6.3 Специализированная помощь детям с церебральным параличом …………..... <...> Постановлений
Правительства РФ от 10.03.2000 N 212, от 23.12.2002 N 919,
от 01.02.2005 N 49, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216)
«Об утверждении Типового положения о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья»……………………………………………………………… 97
4
Приложение 3
Постановление Правительства Российской Федерации
от 18 июля 1996 г. N 861 (ред. от 01.02.2005) «Об утверждении
порядка воспитания и обучения инвалидов на дому и
в негосударственных образовательных учреждениях,
а также размеры компенсации затрат родителей
(законных представителей) на эти цели»…………………………………. <...> …... 106
Приложение 6
Практический опыт обучения <...>
Коррекционная_педагогика_с_основами_специальной_психологии.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ ВПО «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
С.С.СЕДОВА
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
С ОСНОВАМИ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов специальности 050607.65 Педагогика и психология
Шуя 2009
Стр.1
УДК 376.3
ББК 74.3
C 28
Автор:
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО
«Шуйский государственный педагогический университет»
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и
акмеологии ГОУ ВПО «ШГПУ»
С.С.Седова
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой
психологии, социальной работы и политической психологии ГОУ ВПО «ИвГУ»
В.И.Назаров
кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой
психологии ГОУ ВПО «ИвГУ»
А.С.Турчин
Седова С.С.
С 28
Коррекционная педагогика с основами
специальной психологии: учебное пособие / С.С.Седова. - Шуя:
«Полиграфия – Центр», 2009. – 115 с.
В учебном пособии раскрыта сущность и специфика развития, обучения и
воспитания лиц с особыми образовательными потребностями. Содержание пособия
направлено на формирование гуманистического отношения к ребёнку с ограниченными
возможностями жизнедеятельности, приобретение знаний, необходимых для
эффективного осуществления профессиональной деятельности специалистов
образования.
Учебное пособие предназначено для оказания помощи студентам в организации
самостоятельной работы при изучении учебной дисциплины «Коррекционная
педагогика с основами специальной психологии».
Пособие может быть полезно учителям, психологам, педиатрам, семейным
врачам, родителям, а также всем тем, кто специализируется в области оказания
психологической и социально-педагогической помощи лицам с особыми
образовательными потребностями.
2
Стр.2
Оглавление
Введение ………..…………………………………………………………………………………… 6
Глава 1.Введение в коррекционную педагогику и специальную психологию
1.1 Основы коррекционной педагогики и специальной психологии……..………… 7
1.2 Основные понятия специальной психологии ……………………………………… 8
1.3 Основные понятия коррекционной педагогики …………………………………… 11
1.4 Причины аномального развития и классификация лиц
с особыми образовательными потребностями……………………………………… 12
Вопросы для самоконтроля и задания………………………………………………..… 14
Литература………………………………………………………………………………… 14
Глава 2. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями
2.1 Основы дидактики коррекционной педагогики
2.1.1 Принципы обучения в специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе……………..……………………………………………… 15
2.1.2 Содержание специального образования …………………………………………. 17
2.1.3 Методы обучения в специальной (коррекционной)
образовательной школе………………….……………………………………………..... 18
2.1.4 Формы организации обучения …………………………………………………….. 18
2.2 Организация и содержание деятельности психолого-медикопедагогической
консультации …………………………………………………………… 19
2.3 Дошкольное образование ……………………………………………………………. 21
2.4 Школьная система специального образования …………………………………….. 22
Вопросы для самоконтроля и задания…………………………………………………… 28
Литература………………………………………………………………………….……… 28
Глава 3. Педагогические системы специального образования
3.1 Дети с тяжёлыми нарушениями речи
3.1.1 Логопедия как наука ………………………………………………….…………….. 29
3.1.2 Причины и виды речевых нарушений ……………………………………………. 30
3.1.3 Общая характеристика детей с нарушениями речи ……………………………… 32
3.1.4 Специальное образование лиц с нарушениями речи……………………..……… 33
Вопросы для самоконтроля и задания…………………………………………………… 34
Литература………………………………………………………………………………… 35
3.2 Умственно отсталые дети.
3.2.1 Умственная отсталость: понятие, сущность, причины
нарушения интеллектуального развития у детей …………………………………….. 35
3.2.2 Из истории методов выявления
умственно отсталых детей………………………………………………….……………. 38
3.2.3 Психологическая характеристика умственно отсталых детей…………………. 42
3.2.4 Специальное образование умственно отсталых детей………………………… 43
Вопросы для самоконтроля и задания……………………………………………..…… 46
Литература……………………………………………………………………………..…… 46
3.3 Дети с задержкой психического развития
3.3.1 Задержка психического развития (ЗПР): сущность,
причины возникновения, классификация детей с ЗПР ………………………………… 47
3.3.2 Психологическая характеристика детей с задержкой
психического развития…….……………………………………………………………... 49
3.3.3 Специальное образование детей с задержкой
психического развития…………………………………………………………………… 50
Вопросы для самоконтроля и задания……………………………………..…………… 52
Литература……………………………………………………………………..….…….… 52
3.4 Дети с нарушениями слуха.
3.4.1 Основы сурдопсихологии…………………………………………………………… 53
3.4.2 Психическое развитие глухих и слабослышащих детей …………………….…. 54
3.4.3 Основы сурдопедагогики…………………………………………….…………..… 56
3
Стр.3
Вопросы для самоконтроля и задания…………………………………………….….… 58
Литература……………………………………………………………………………...… 58
3.5 Дети с нарушениями зрения
3.5.1 Тифлопсихология как раздел специальной психологии………………………... 59
3.5.2 Особенности личности и познавательной деятельности при нарушении зрения.. 60
3.5.3 Основы тифлопедагогики………………………………………………………..…. 61
Вопросы для самоконтроля и задания…………………………………………..………. 64
Литература………………………………………………………………………………… 64
3.6 Дети с церебральным параличом
3.6.1 Детский церебральный паралич (ДЦП): сущность, основные формы ……….... 65
3.6.2 Психическое развитие при детском церебральном параличе………………….. 66
3.6.3 Специализированная помощь детям с церебральным параличом …………..... 67
Вопросы для самоконтроля и задания…………………………………………………. . 69
Литература……………………………………………………………………………….. . 70
3.7 Специальное образование при раннем детском аутизме
3.7.1 Понятие о синдроме раннего детского аутизма (РДА) …………………………. 71
3.7.2 Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме …………………………… 72
Вопросы для самоконтроля и задания………………………………………………….. 74
Литература…………………………………………………………………………….….. 74
3.8 Специальное образование слепоглухих детей
3.8.1 Слепоглухие дети ……………………………………..…………………………….. 75
3.8.2 Обучение и воспитание слепоглухих детей……………………………………… 77
Вопросы для самоконтроля и задания……………………………………………..…... 78
Литература……………………………………………………………………………….. 78
Глава Политика государства в области социальной защиты инвалидов
4.1 История социальной защиты инвалидов в России………………………………… 79
4.2 Особенности семей, воспитывающих детей – инвалидов……………………...… 82
Вопросы для самоконтроля и задания……………………………………………….…. 83
Литература………………………………………………………………………..………. 84
Заключение………………………………………………………………………………………. 85
Словарь……………………………………………….…………..………………………………. 86
Приложения
Приложение 1
ФЗ РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов
от 24.07.1998 N 125-ФЗ,от 04.01.1999 N 5-ФЗ, от 17.07.1999
N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N 78-ФЗ, от 09.06.2001 N 74-ФЗ,
от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ,
от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 29.12.2004 N 199-ФЗ,
от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ,
от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ,
от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 22.12.2008 N 269-ФЗ) ………........................................................................................
91
Приложение 2
Постановление Правительства Российской Федерации
от 12 марта 1997г. № 288 (в ред. Постановлений
Правительства РФ от 10.03.2000 N 212, от 23.12.2002 N 919,
от 01.02.2005 N 49, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216)
«Об утверждении Типового положения о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья»……………………………………………………………… 97
4
Стр.4
Приложение 3
Постановление Правительства Российской Федерации
от 18 июля 1996 г. N 861 (ред. от 01.02.2005) «Об утверждении
порядка воспитания и обучения инвалидов на дому и
в негосударственных образовательных учреждениях,
а также размеры компенсации затрат родителей
(законных представителей) на эти цели»………………………………….………..… 101
Приложение 4
Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)
«О порядке и условиях признания лица инвалидом»………………………………… 103
Приложение 5
Постановление Министерства труда и социального развития РФ
от 14 декабря 1996 г. N 14 «Об утверждении примерного
положения об индивидуальной программе реабилитации
инвалида»…………………………………………………………………………….…... 106
Приложение 6
Практический опыт обучения ребёнка с аутизмом
(М.Ю.Веденина, Институт коррекционной педагогики РАО
г.Москва 1997 г.)…………………………………………..……………………………… 108
Приложение 7
Характеристика особенностей психофизического развития
детей с ЗПР различного происхождения
(из учебного пособия: Гонеев А.Д. Основы коррекционной
педагогики, М., 2007.)…………………………………………………………………….. 111
5
Стр.5